Материалы так называемого «панамского досье» содержат информацию об офшорных компаниях бывших и действующих политиков мира. В документах фигурирует и фамилия бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. По словам журналиста Нино Бакрадзе, которая сотрудничает с Международной организацией журналистов-расследователей в области организованной преступности и коррупции (OCCRP), кроме Иванишвили в списке находится до 50 бывших и действующих политиков Грузии. Публикация материалов будет проводиться поэтапно, в течение нескольких месяцев.
В «панамском досье» содержится информация об офшорных компаниях, которые мировые политические лидеры, бизнесмены и преступники используют для сокрытия доходов с целью уклонения от уплаты налогов.
Региональный редактор проекта «Исследование организованной преступности и коррупции» Дэвид Блосс был одним из тех, кто получил информацию от Международного консорциума журналистов-расследователей об офшорных структурах грузинских граждан. По его словам, необходимо понимать, что само по себе владение имуществом в офшорах не является преступлением – незаконны действия, направленные на использование офшоров для отмывания денег, добытых незаконным путем, и сокрытие доходов от налогообложения. Блосс говорит, что его удивило количество граждан Грузии, которые с 90-х годов пользовались услугами офшорных зон:
«Мы видим результаты скандала в Великобритании, то, что происходит вокруг имени премьер-министра (Дэвида Кемерона), видим отставку премьера Исландии. Мир изменился – слово «офшор» режет слух, хотя всего 25 лет назад это было обычной общемировой практикой. Сейчас трудно представить мирового лидера, который бы желал, чтобы его имя было связано с офшором».
Нино Бакрадзе является журналистом, включенным в работу над данным расследованием. В своем интервью грузинской службе Радио Свобода она рассказала о своем расследовании, связанном с офшорными капиталами Бидзины Иванишвили. Эксперт сочла необходимым расследовать деятельность компании «Линден Менеджмент», зарегистрированной на Вирджинских островах в 2011 году. Через эту компанию Бидзина Иванишвили владеет примерно 20% американской фармацевтической компании «Раптор». Будучи премьер-министром Грузии в 2012-2013 годах, Иванишвили должен был указать эту информацию в декларации об имуществе.
«В 2011 году до прихода во власть владельцем компании «Линден Менеджмент» был Бидзина Иванишвили. Судя по материалам, компания продолжает действовать и сейчас. Занимая пост премьер-министра, он был обязан указать компанию в своей декларации, так как получал от нее доход, однако он этого не сделал. Любопытно, что 5% «Раптора» владеет исполнительный директор Фонда соинвестирования Георгий Бачиашвили, а сам фонд принадлежит Бидзине Иванишвили».
По словам Нино Бакрадзе, в базе данных фигурирует до 50 действующих и бывших грузинских политиков. Информация о них будет публиковаться поэтапно, в течение нескольких месяцев:
«Любопытны схемы, с помощью которых грузинские политики пытаются скрыть свое имущество. Дело доходит до банальной глупости: к примеру, бывший глава Минобороны Давид Кезерашвили является владельцем трех офшорных компаний, и хотя его имя там не фигурирует, указан адрес его места жительства, что выдает его с головой. Если посмотреть на места проживания людей, имеющих имущество в офшорах, то получается, что практически все они проживают в престижном районе Ваке на улице Палиашвили. На нашей карте вся улица светится красным цветом».
Любопытно, что ни прокуратура, ни другие правоохранительные органы пока не заинтересовались сведениями «панамского досье». По словам представителя грузинского отделения Transparency International Эрекле Урушадзе, силовые ведомства Грузии традиционно сильно зависят от политики. Со времени прихода к власти «Грузинской мечты» мало что изменилось: прокуратура и сейчас находится под постоянным прессингом со стороны правящей политической элиты:
«В случае с Иванишвили просматривается как минимум одно нарушение. Однако политические лидеры «Грузинской мечты» говорят о недостаточности улик и несерьезности данных публикаций, что наглядно характеризует происходящее. Аналогичные расследования, проводимые нами и другими НПО в отношении 12 парламентариев, министров и других публичных лиц, которые не указывали в имущественных декларациях имущество, остались без реагирования со стороны прокуратуры. Исключение составляют случаи, когда меняется власть, тогда прокуратура с особым рвением берется за расследование правонарушений, совершенных политическими оппонентами».
Эрекле Урушадзе видит выход в создании независимого органа, который бы занимался антикоррупционными расследованиями. Однако в прошлом году большинство «Грузинской мечты» проголосовало против формирования подобного института.