Волна протестов, начавшаяся в Сербии в ноябре 2024 года, вступила в новую фазу: с 12 августа, когда в северных городах Врбас и Бачка-Паланка вспыхнули столкновения, они ежедневно происходят между демонстрантами и полицией. Эти инциденты вызвали протесты в десятках сербских городов, включая столицу Белград, а обвинения в жестокости полиции распространились по всей стране, пишет Радіо Свобода.
«Четверо или пятеро из них (полицейских) избивали меня, прижимали мою голову к бетонной [поверхности]», – рассказал студент-физик Душан Цветкович Балканской службе Радио Свобода. Цветкович был арестован в Белграде 14 августа во время антиправительственной акции протеста.
Министерство внутренних дел Сербии не опровергло и не прокомментировало заявления Цветковича, а также заявления других протестующих, которые обвинили полицию в применении чрезмерной силы.
Протесты еще больше разгорелись после появления видео, которое появилось на второй день столкновений, на котором видно, как молодых мужчин, задержанных в Новом Саду, заставляют становиться на колени перед полицейскими после ареста.
Эти изображения сначала были опубликованы проправительственными СМИ. Цветкович также заявил, что его увезли в машине без опознавательных знаков в гараж, где он получил побои, в результате которых у него остались синяки на лице.
В ходе других инцидентов сторонники правящей Сербской прогрессивной партии (СПП) напали на мирных демонстрантов.
Кто стоит за демонстрациями?
Ежедневно в социальных сетях распространялись призывы к проведению демонстраций. Людей приглашали присоединиться через группы в социальных сетях, которые студенты использовали для общения с общественностью с самого начала протестов.
Многие граждане отреагировали мирно, но кадры Радио Свобода и других СМИ также зафиксировали, как люди в масках бросали камни и пиротехнику в полицию.
Протестующие разгромили несколько офисов СПП, а в городе Валево, что в 80 километрах к юго-западу от Белграда, также повредили штаб-квартиру Сербской радикальной партии, возглавляемой Воиславом Шешелем, осужденным военным преступником и бывшим наставником президента Сербии Александара Вучича.
Толчком к первым протестам в ноябре 2024 года стало обрушение крыши железнодорожного вокзала в Нов-Саде, которое привело к гибели людей.
Эта трагедия шокировала общественность на фоне сообщений о том, что коррупционные практики привели к некачественному строительству железнодорожного вокзала, флагманского правительственного проекта, возглавляемого китайскими компаниями.
В последующие дни десятки факультетов в Белграде, Нови-Саде, Нише и других университетских городах были заблокированы протестующими студентами, которых поддержало большинство профессоров.
Эти события вызвали волну демонстраций, которых не было со времен свержения режима Слободана Милошевича в 2000 году.
Сначала требования касались ответственности за трагедию в Нови-Саде и привлечения к ответственности тех, кто напал на студентов-демонстрантов. Через шесть месяцев студенческие организации, которые до того времени были в основном аполитичными, призвали к проведению досрочных выборов.
Какой была реакция Вучича?
Некоторые требования студентов были удовлетворены.
Правительство обнародовало тысячи документов, связанных с реконструкцией Нови-Сада. Однако критики утверждают, что архив был неполным и не прояснял ключевых деталей.
Они также заявили, что, опубликовав тысячи документов, Вучич и правительство лишь пытались создать впечатление прозрачности, на самом же деле усугубляя путаницу вокруг проекта станции.
В июле СПП уволила четырех партийных активистов, которых обвиняли в нападении на студентов театрального вуза в Белграде во время мирных протестов в январе.
Однако Вучич никогда не осуждал провокационную риторику представителей своей партии или проправительственных СМИ, некоторые из которых сравнивали демонстрантов с нацистами или с Усташи, хорватским фашистским движением времен Второй мировой войны.
Что будет дальше?
Будущее протестов и общая политическая ситуация в Сербии остаются неопределенными.
Разрыв между правящей элитой Сербии и ее критиками больше, чем когда-либо. Общественное возмущение коррупцией и организованной преступностью, о чем ежегодно отмечается в отчетах ЕС, достигло беспрецедентного уровня.
Впервые с момента прихода его партии к власти в 2012 году Вучич сталкивается с реальным социальным сопротивлением. Однако это сопротивление не имеет политического выражения: ни одна оппозиционная партия не доминирует.
Единственной объединяющей силой, стоящей за восстанием, является студенческое движение – поколение молодых людей, которые уже потеряли год обучения из-за протестов.