Закон об ограничениях для «иноагентов», принятый по российскому примеру, уже стал одной из причин серьезного политического кризиса в Грузии. Однако желанием заткнуть общественное мнение и убрать влияние западных демократий охвачены власти и балканских стран, пишет Радио Свобода.
Скопировано верно
Жаргон современных охотников на «иноагентов» проник в сербский парламент. «Повышения прозрачности в неправительственном секторе» потребовали депутаты Движения социалистов, которое возглавляет вице-премьер страны Александр Вулин. Внесённый ими 29 ноября законопроект об иноагентах обосновывается необходимостью приструнить «некоторые организации», которые «открыто работают против национальных интересов Сербии».
Относительно мягкая формулировка документа определяет «иноагентов» как некоммерческие организации и объединения, которые более чем наполовину финансируются из-за рубежа. Наказания – гибкие: от уголовной ответственности до запрета на определенные виды деятельности; максимальный штраф – два миллиона динаров (17 тысяч евро). Министерство юстиции составляет реестр «иноагентов» и получает полномочия вводить запреты для незарегистрированных организаций, нарушающих закон.
Александр Вулин дежурно сослался на американский закон FARA (Foreign Agents Registration Act – «О регистрации иностранных агентов») 1938 года, однако не остаётся сомнений в том, что сербский вариант законотворчества базируется на российском и грузинском прецедентах – достаточно их сличить, как это сделал белградский Центр исследований, прозрачности и подотчетности (CRTA). Главное: в США обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов представители зарубежных правительств и политических партий, при этом министерство юстиции должно обосновать свое решение с достаточной подробностью. В России такой же статус может быть присвоен любой НКО, гражданину или даже незарегистрированному движению по усмотрению Минюста, без необходимости представления убедительных и детальных объяснений.
Прокси Вучича
Майя Стоянович – исполнительный директор организации «Гражданские инициативы», которая занимается поддержкой гражданских активистов, развитием демократических институтов и правозащитной деятельностью, пояснила в интервью сербской NIN, что в сербской системе власти, объединяющей разных идеологических союзников – от крайне националистических до якобы проевропейских, Вулин и его партия чаще всего отвечают за распространение националистического и пророссийского нарратива. Это так называемый «сербский мир», частые словесные конфликты с соседними народами, постоянные «предупреждения» Вулина о попытках «цветной революции», тесное сотрудничество с Москвой, выдача членов российской оппозиции кремлевским спецслужбам... «Предложение, выдвинутое партией Вулина, на самом деле является тем, что на уме у самой сильной партии – Сербской прогрессивной (СПС)», – считает Стоянович.
Как отмечает в своём недавнем докладе Freedom House, в последние годы правящая Сербская прогрессивная партия неуклонно сокращает политические права и гражданские свободы, оказывая давление на независимые СМИ, политическую оппозицию и организации гражданского общества. Сербия переживает ограничение демократии, и подобный закон стал бы еще одним подтверждением того, что страна движется к авторитаризму, ограничивая возможности НКО эффективно работать, в том числе и многих организаций, не имеющих никакого отношения к политике. Чтобы продолжать сидеть на двух стульях, продолжает Майя Стоянович, представители СПС говорят о важности гражданского общества и демократии, а потом её сателлиты расправляются с этим самым гражданским обществом, требуя принятия закона об «иностранных агентах».
СПС говорит о важности гражданского общества и демократии, а потом её сателлиты расправляются с этим самым гражданским обществом
Немного странно, отмечает, в свою очередь, NIN, что Вулин, находящийся под санкциями США по подозрению в коррупции, причастности к деятельности организованной преступности и наркоторговле, а также в связях с Россией, ссылается на американское законодательство. Скорее всего, этот человек, являющийся обладателем многочисленных кремлевских наград и близким другом экс-секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, черпал вдохновение во время своих многочисленных визитов в Москву. Закон об «иностранных агентах» стал бы большим шагом в подавлении критики в адрес правительства, исходящей не от оппозиционных партий, а от общественности, замечает белградская газета: он направлен именно на это, а не на разоблачение тех, кто работает на иностранные интересы.
Эпидемия «иноагентства»
Охота на «иноагентов» началась в Европе не вчера. Правящая в Венгрии партия «Фидес» во главе с премьер-министром Виктором Орбаном ещё в 2017 году провела через парламент закон, обязывавший некоммерческие организации, которые получают из-за рубежа пожертвования размером свыше 22 тысяч евро в год, регистрироваться и публично отчитываться обо всех пожертвованиях на сумму более 1400 евро. Этот закон был явно направлен против НКО, защищающих права человека и борющихся с коррупцией, в первую очередь против фонда «Открытое общество» американского миллиардера и филантропа венгерского происхождения Джорджа Сороса.
Высший судебный орган ЕС – Европейский суд постановил в 2020 году, что венгерский закон не соответствует принципам ЕС и должен быть отменен. Одним из главных аргументов суда являлось то обстоятельство, что он «ограничивает передвижение капитала в ЕС». Подчинившись этому требованию, в декабре 2023 года венгерский парламент принял-таки новый закон – об ограничении «иностранного влияния». Он предусматривает тюремное заключение сроком до трех лет для любого кандидата на выборах, получающего средства из-за границы.
Не остановившись на этом, в мае нынешнего года Венгрия пожелала всем странам Евросоюза принять у себя акты, аналогичные грузинскому закону «О прозрачности иностранного влияния». Защита своего суверенитета от нежелательного иностранного вмешательства является не угрозой, а предварительным условием демократии, написал на своей странице в соцсети Х политический советник и однофамилец премьер-министра Венгрии Балаж Орбан.
Служба госбезопасности Грузии ещё осенью прошлого года обвинила нескольких граждан Сербии в проведении тренингов для грузинской молодежи, якобы для подготовки к свержению власти в Грузии насильственным путем. Речь шла о сербской НПО «Центр прикладных ненасильственных действий и стратегий» (CANVAS), которая категорически отвергла обвинения в свой адрес. Она связала их с «успешной гражданской кампанией», которая проводилась в Тбилиси против закона об «иноагентах».
Похожее антииноагентское законодательство инициировал в 2022 году один из самых одиозных прокремлёвских лидеров Европы, президент входящей в Боснию и Герцеговину Республики Сербской (РС) Мирослав Додик. Сам он находится под санкциями США и Великобритании за сепаратистскую и антиевропейскую риторику, подозрения в коррупции и злоупотреблении властью, а также за противодействие международным миротворческим усилиям.
Однако Додик, по крайней мере на настоящий момент, просчитался: «Закон о специальном реестре и публичной деятельности некоммерческих организаций» в мае нынешнего года был снят с обсуждения в Народном собрании Республики Сербской по требованию правительства и без объяснения причин. Его отмены требовало не только Управление верховного представителя по Боснии и Герцеговине из-за угрозы Дейтонским соглашениям, которые обеспечивают мир и баланс власти в Боснии и Герцеговине, но и официальные лица США и ЕС.
Эстафету от Додика принял в октябре нынешнего года спикер парламента Черногории Андрия Мандич – ключевая персона правящей коалиции и один из лидеров Демократического фронта, открыто просербской и пророссийской формации. Рискуя перспективой вступления Черногории в Евросоюз, Мандич выступил с риторикой о необходимости «отделить политику Черногории от грязной деятельности агентуры, которая ложью навязывает кампании в интересах иностранных заказчиков». «Речь идет о плане, – цитирует главу черногорского Центра мониторинга и исследований (CEMI) Златко Вуйовича газета «Коммерсант», – который в конечном счете приведет к принятию закона об иноагентах по примеру России, Беларуси и Грузии. Главная задача инициированного Демократическим фронтом закона – не допустить скорейшего вступления Черногории в Евросоюз».
Главная задача закона – не допустить скорейшего вступления Черногории в Евросоюз
Наконец, не отказывается от идеи продавить законопроект о регистрации «иностранных агентов», и тоже российского образца, болгарская ультранационалистическая партия «Возрождение» во главе с Костадином Костадиновым. Она открыто и последовательно распространяет тезисы кремлёвской пропаганды. Предлагаемый «Возрождением» порог обязательной саморегистрации физических и юридических лиц, получающих прямую или даже косвенную финансовую или материальную поддержку из-за границы, ничтожно мал – всего 1000 левов (500 евро) в год. «Агентам» будет запрещено участвовать в политической деятельности, работать в государственных и частных учреждениях образования и просвещения и т. д. Первая подобная законодательная инициатива партии в конце 2022 года провалилась, но болгарские симпатизанты Кремля заявляют о намерении лоббировать её дальше.
Примут или нет?
Европейский социально-экономический комитет (ЕСЭК), консультативный орган Европейского союза, выразил «глубокую обеспокоенность» сербским законопроектом. Как и в случае с аналогичными инициативами в других странах-кандидатах, например в Грузии, говорится в заявлении ЕСЭК, подобное законодательство несовместимо с фундаментальными ценностями Европейского союза, которые Сербия как страна – кандидат в члены ЕС должна поддерживать. Этот законопроект представляет собой серьезную и прямую угрозу для организаций гражданского общества, ставя под угрозу их роль в защите демократических ценностей, прав человека и европейской интеграции, считают в комитете.
Никакого резона для Вучича принимать закон об «иноагентах» нет
Законопроект об «иностранных агентах» ставит под вопрос стремление Сербии в ЕС, сообщает балканская служба Радио Свобода: «Региональная тенденция к принятию подобных законов, зеркально отражающих российское законодательство и часто поддерживаемых пророссийскими политическими силами, указывает на острую геополитическую борьбу на Балканах». Впрочем, как заявил Национальной службе новостей (НСН) сербский политолог Стеван Гайич, власти не примут закон об иноагентах, так как на самом деле лидер страны Александр Вучич настаивает на европейской интеграции, а в сторону России делает лишь приятные жесты. «Это только рекламный трюк Вучича, адресованный России. Думаю, Вучич прислушается к своим «добрым друзьям», как он их называет, включая Урсулу фон дер Ляйен, Эммануэля Макрона и других… Это просто инфоповод, из которого ничего существенного не выйдет. Наша власть далеко не такая стойкая, как грузинская, например, которая смогла с этим проектом дойти до конца», – отметил Гайич.
Балканский политолог Александар Джокич согласился в интервью The Insider, что шансы на принятие закона об «иноагентах» в Сербии невелики: «Ситуацию нужно рассматривать в контексте. Законопроект об «иноагентах» внесла небольшая партия вице-премьера Вулина. Этот персонаж не сделает ничего без ведома Вучича. Что в Черногории, что в Сербии эти законопроекты не имеют значительных шансов быть принятыми. Потому что если бы власть хотела, чтобы это случилось, то выдвинула бы эту инициативу от Сербской прогрессивной партии Вучича. Однако этим шагом власть дает четкий сигнал враждебному для нее сектору некоммерческих организаций (НКО), особенно в свете недавних протестов после обрушения бетонного козырька на вокзале в Нови-Саде, под которым погибли 14 человек. Никакого резона для Вучича принимать закон об «иноагентах» нет: сейчас он полностью ориентирован на сотрудничество с ЕС и США. Можно предположить, что будет дальше. Поскольку Вулин полностью зависим от Вучича, то именно последний «спасет» страну от него. Но всё это, во-первых, даст новую тему для новостной повестки, а во-вторых, припугнет оппозицию тем, что возможно всё».
Совпадение?
История с законопроектом, представленным именно сейчас, действительно могла быть затеяна именно из-за трагедии в Нови-Саде, столице автономного края Воеводины, которая случилась 1 ноября. На фоне этого инцидента СПС оказалась под давлением из-за подозрений в коррупции при заключении контрактов на реконструкцию вокзала. Общественные организации и оппозиция требуют обнародования всех документов и тщательного расследования, но часть контрактов, в том числе с китайскими компаниями China Railway International и China Communications Construction Company, остается засекреченной. Это усиливает недоверие граждан к властям. При этом президент Вучич резко раскритиковал последовавшие массовые протесты, назвав их инструментом, используемым оппозицией для политической манипуляции.
И вот теперь ему приходится высказываться и по совсем нежелательному поводу – заявлению ряда представителей оппозиции о том, что Воеводина должна стать независимой: «Я видел эти дурацкие, эти бессмысленные заявления. Знаю, что у них бывают разные мечты. Но из этих мечтаний ничего не выйдет. Воеводина – часть Сербии. Никто не хочет того, чего желают они и на что порой тайно, а порой публично надеются. Более того, Воеводина открыто привержена Сербии, целостности своего Отечества, так что мне смешно подобное комментировать». Тем не менее протесты против причин случившегося в Нови-Саде не прекращаются.
Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d912dtjunoz5d.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.