Доступность ссылки

Псевдореабилитация и ее последствия: как в СССР противодействовали возвращению крымских татар в Крым и что из этого вышло


Активисты Национального движения крымскотатарского народа в Москве, 1967 год
Активисты Национального движения крымскотатарского народа в Москве, 1967 год

Депортация крымских татар и их возвращение на родину – неразрывно связанные темы, но с противоположной судьбой. Депортация, с одной стороны, у всех на слуху, но с другой – вокруг нее нагромождены горы лжи и стереотипов. О борьбе же за возвращение, наоборот, говорят очень мало. В частности, не слишком известен сентябрьский Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», который отменял «решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», но утверждал, что они «укоренились на территории Узбекской и других союзных республик».

Очевидно, что одной из целей указа была дезорганизация набирающего силу Крымскотатарского национального движения. За завуалированной реабилитацией, правом жить на всей территории СССР и стремлением урегулировать крымскотатарский вопрос стояло стремление тогдашнего руководства Советского Союза не допустить возвращения крымских татар на историческую родину.

Указ публично зафиксировал политику непризнания крымских татар отдельным народом, призывая к «национальному воссоединению» в Татарской АССР, которая принадлежит другому народу с похожим названием, вместо восстановления для крымских татар Крымской АССР, которая существовала до выселения народа. Также, а это самое главное, указ не позволял крымским татарам вернуться в Крым. В документе отмечалось, что «граждане татарской национальности» имеют право проживать на всей территории страны, но «в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме». Такая норма постановления позволяла органам власти в Крыму и местах выселения препятствовать любым попыткам крымских татар вернуться на историческую родину. Их принудительно удерживали по месту прописки и трудоустройства, а в случае попыток самовольного выезда в Крым насильно возвращали обратно.

Несмотря на усиление движения и многократные обещания решить «крымскотатарский вопрос», до 1966 года проблема крымских татар так и не решилась

Но почему же могущественная в то время советская власть была вынуждена все же пойти на такой шаг – политическую реабилитацию, которую можно было оценить как не значительные, но формальные уступки для немногочисленного и униженного народа?

Следует понимать, что важной особенностью периода середины и конца 1960-х годов стал резкий рост интереса крымских татар к истории и культуре своего народа, что свидетельствовало о подъеме национального самосознания. Исторические изыскания для молодежи во многом были связаны с поиском самоидентификации, а для пожилых людей – с попыткой избавиться от клейма «предателя» и «врага». В сентябре 1965 года активисты Национального движения крымских татар начали собирать сведения о потерях во время депортации и в местах ссылки. Несмотря на усиление движения и многократные обещания решить «крымскотатарский вопрос», до 1966 года проблема крымских татар так и не решилась.

Указ Президиума ВС СССР от 5 сентября 1967 года
Указ Президиума ВС СССР от 5 сентября 1967 года

К началу 1967 года Национальное движение крымских татар достигло большого размаха и высокой степени организованности и уже стало значительной общественной силой, которая мягко, но систематически давила на власть. И вот 21 июля 1967 года состоялась встреча делегации активистов движения с представителями политического руководства СССР. 20 из 415 посланцев народа, приехавших в Москву со всех мест выселения, были допущены в зал заседаний Президиума Верховного Совета Советского Союза. Встречу вел кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Юрий Андропов, во встрече приняли участие также секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе, министр внутренних дел СССР Николай Щелоков, генеральный прокурор СССР Роман Руденко. Андропов сообщил, что вскоре будет издан указ о реабилитации крымскотатарского народа, а вопрос о возвращении народа в Крым требует дополнительного изучения.

Основной тезис этого документа – крымские татары «укоренились в местах нынешнего проживания», а возвращение их в Крым нецелесообразно

И вот 17 августа 1967 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС. Основной тезис этого документа – крымские татары «укоренились в местах нынешнего проживания», а возвращение их в Крым нецелесообразно. Партийные решения были оформлены Указом Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму». Он отменял решения государственных органов в части, которая содержала огульные обвинения в отношении «граждан татарской национальности, проживавших в Крыму», но утверждал, что они «укоренились на территории Узбекской и других союзных республик». В Постановлении Президиума Верховного Совета № 494, которое было издано непосредственно за Указом, говорилось о том, что «граждане татарской национальности... и члены их семей пользуются правом, как и все граждане СССР, проживать на всей территории Советского Союза в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме».

К концу сентября 1967 года на полуостров прибыли около двух тысяч крымских татар

Предостережение относительно «паспортного режима» содержало в себе подвох, так как предполагало создание административных препятствий на пути в Крым. К концу сентября 1967 года на полуостров прибыли около двух тысяч крымских татар, однако практически никто из прибывших прописан не был. Как оказалось, указ от 5 сентября не решал крымскотатарскую проблему, а лишь имитировал ее решение.

Правозащитник, диссидент генерал Петр Григоренко
Правозащитник, диссидент генерал Петр Григоренко

Весной 1968 года начался тесный контакт диссидентского демократического и Крымскотатарского национального движений. На банкете, устроенном представителями крымскотатарского движения в честь писателя Алексея Костерина, защитника репрессированных народов, генерал Петр Григоренко призвал крымских татар не замыкаться в «узко национальной скорлупе», посоветовал им обращаться за помощью к советской и мировой общественности. Тогда же было решено провести массовую манифестацию с требованием вернуть крымских татар на родину и возродить Крымскую АССР. Демонстрация, состоявшаяся 21 апреля 1968 года в Чирчике Ташкентской области, была жестоко разогнана, десять ее участников предстали перед судом.

17 мая 1968 года в Москве состоялась демонстрация к очередной годовщине депортации. Для участия в ней прибыло около 800 крымских татар

Впервые в истории Крымскотатарского движения подсудимых защищали (по инициативе Петра Григоренко) московские адвокаты – Софья Каллистратова, Леонид Попов, Юрий Поздеев, Владимир Ромм. 17 мая 1968 года в Москве состоялась демонстрация к очередной годовщине депортации. Для участия в демонстрации прибыло около 800 крымских татар со всех регионов. Большинство участников, среди них и женщины, и пожилые люди, ветераны войны, были задержаны и избиты милиционерами и сотрудниками КГБ, под конвоем их посадили в поезда и выслали в места проживания.

События весны 1968 года определили новое отношение крымских татар к власти, развеяв последние иллюзии относительно быстрого и мирного решения национальной проблемы. В 1968-1970 годах состоялись процессы над теми, кто открыто критиковал Указ от 5 сентября. Несмотря на кампанию выселений и судов по обвинению в нарушении паспортного режима, в 1967-1970 годах в Крыму поселились 3026 крымских татар. Некоторые – пройдя через одно или несколько повторных изгнаний.

Как и в 1960-е годы, в этот период инициативные группы оставались формой организации Крымскотатарского движения, их деятельность все так же находила отражение в крымскотатарском самиздате: «Информациях», «Отчетах», – экземпляры которых направлялись в партийные и правительственные органы, различные государственные учреждения. Инициативные группы занимались информированием крымскотатарского населения, подготовкой и проведением собраний, митингов, сбором подписей и средств для командировки делегатов в Москву, помощи семьям политзаключенных и так далее. Однако масштабы этой деятельности были уже не такие большие, как раньше, что позволило исследователям определить этот период в развитии движения как «кризис» или «виток развития в условиях реакции».

В 1970-е годы активизация работы карательных органов, которые любыми способами стремились разобщить Национальное движение, способствовала отходу от интенсивной деятельности большого количества его участников. Неудачные попытки части крымскотатарского сообщества устроиться в Крыму и ожесточенные репрессии против «инициативщиков» породили у многих ощущение бессмысленности борьбы с государственной машиной.

Определенные успехи имела развернутая в Узбекистане политика «коренизации», которая включала в себя такие меры «социального подкупа», как продвижение по службе, отмена подсознательных запретов, связанных с получением образования по до сих пор недоступным для крымских татар специальностям (юриспруденция, государственное управление, дисциплины гуманитарного цикла) и так далее.

Крымскотатарские активисты предпринимали настойчивые попытки явочным порядком устроиться на родине

Однако инициативные группы продолжали составлять и направлять письма и обращения в адрес руководства Советского Союза. Правда, как свидетельствуют архивы, их количество, как и количество подписей под ними, существенно сократилось. Многие активисты Национального движения предпринимали настойчивые попытки явочным порядком устроиться на родине, переехав в Крым. Представители старшего поколения (Джеппар Акимов, Амза Аблаев, Мустафа Халилов и др.), которые осознавали происходящий спад, сосредоточились на воспитании молодежи, с которой были связаны их надежды.

Мустафа Джемилев и Андрей Сахаров. Москва, 1986 год. Архив Мустафы Джемилева
Мустафа Джемилев и Андрей Сахаров. Москва, 1986 год. Архив Мустафы Джемилева

Поколение же, вышедшее на первый план в 1970-е, в большинстве своем было идеологически близко к правозащитникам и считало необходимым продолжать давление на власть (наиболее заметные представители этого крыла – Мустафа Джемилев, Решат Джемилев, Эльдар Шабанов, Айше Сеитмуратова, другие). Несмотря на противоречия и различие тактик, Национальное движение в 1970-е годы еще сохраняло единство, хотя рождение последнего великого всенародного документа движения – «Кассационного заявления» – сопровождалось серьезными дискуссиями.

Леонид Брежнев во время посещения советских республик Средней Азии, 1973 год
Леонид Брежнев во время посещения советских республик Средней Азии, 1973 год

Основным требованием адресованного Леониду Брежневу «Кассационного заявления» была отмена всех законодательных актов, касающихся крымских татар, изданных с 1944 по 1976 год. Речь шла также о том, что в случае невыполнения требования решить «крымскотатарский вопрос», народ оставляет за собой право обратиться в Международный суд в Гааге. Экземпляры «Кассационного заявления» с 15-20 подписями отправлялись в Москву по почте с обратным адресом одного из подписантов. Всего было собрано около 14 тысяч подписей. Представителям народа, отправившимся в Москву за ответом, в августе 1977 года в ЦК КПСС объявили, что «крымскотатарский вопрос» решен Указом от 5 сентября 1967 года, что только «кучка людей искусственно будоражит народ».

Следует добавить, что уже через неделю после утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР, 13 сентября 1967 года, состоялись заседания Политбюро ЦК Компартии Узбекистана и Крымского обкома Компартии Украины. На них были приняты решения, которые определили основные направления политики местных властей в отношении крымских татар.

Сергей Громенко, крымский историк и писатель,

Богдан Губернский, крымский историк и писатель

Текст к печати подготовил Владимир Притула

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d160tnjnoq48uo.cloudfront.net/. Также следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Новости без блокировки и цензуры! Установить приложение Крым.Реалии для iOS і Android.

ПО ТЕМЕ

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG