Linkuri accesibilitate

Юстиция

Заседание вела судья Нина Чернат, которая временно возглавила Совет после того, как остальные представители судейского корпуса ушли в отставку.
Заседание вела судья Нина Чернат, которая временно возглавила Совет после того, как остальные представители судейского корпуса ушли в отставку.

Конституционному суду (КС) предстоит решить, насколько функциональным является Высший совет магистратуры (ВСМ), если в нем работают 4 из 12 членов. Обратиться в КС решили трое из четырех действующих членов ВСМ.

Europa Liberă рассказывает, как прошло первое заседание обновленного Совета, кому из судей грозит дисциплинарное взыскание, и у кого возникли вопросы к Комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС).

На заседание 4 апреля пришли трое представителей гражданского общества: Ион Гузун, Александр Постикэ и Татьяна Чаглик. 30 марта их утвердили в должности депутаты парламента. Заседание вела судья Нина Чернат, которая временно возглавила Совет после того, как остальные представители судейского корпуса ушли в отставку. По закону ВСМ состоит из 12 человек: шестерых представителей гражданского общества и шестерых судей.

Однако, Гузун, Постикэ и Чаглик — единственные представители гражданского общества, которые получили одобрение комиссии «pre-vetting». Остальные девять кандидатов либо отказались участвовать в конкурсе, либо не получили одобрение комиссии «pre-vetting».

В начале заседания Чернат рассказала, что работа Совета в неполном составе вызвала критику некоторых судей и представителей гражданского общества. По ее словам, у совета было два выхода: либо не работать, пока состав не пополнят новыми членами, либо, продолжить решать организационные вопросы. Она подчеркнула, что если ВСМ не будет работать, то это нанесет серьезный ущерб работе судебной системы.

Чернат рассказала, что члены ВСМ решили работать, но решать только срочные вопросы, которые не касаются карьеры судей.

Александр Постикэ предложил обратиться в Конституционный суд (КС), чтобы судьи КС проверили конституционность статьи из закона о ВСМ, которая предполагает, что проводить заседания Совета можно если в нем принимают участие 2/3 членов, находящихся в должности. Такую поправку в закон внесли в июле 2022 года, а до этого закон предусматривал, что заседания можно проводить если в них, принимают участие 2/3 членов Совета (8 человек). Постикэ напомнил, что Венецианская комиссия настаивает, что в принятии решений, которые касаются карьеры судей, необходимо соблюдать баланс между представителями гражданского общества и судей. Он уточнил, что пока КС не выскажется, Совет может продолжить работу.

Ион Гузун проголосовал против обращения в КС. По его словам, закон ясно говорит, что заседания можно проводить, если на них присутствуют 2/3 судей, которые находятся в должности. Он подчеркнул, что формулировка из закона позволяет обеспечить работу ВСМ. «У нас нет никакой уверенности, что решат судьи на общем собрании судей 28 апреля и когда парламент сможет организовать конкурсы», – сказал Гузун.

Нина Чернат и Татьяна Чаглик поддержали предложение Постикэ.

Проверка судьи Цуркан

Также на заседании 4 апреля Иона Гузун предложил, чтобы судебная инспекция проверила высказывания одного судьи. Он не назвал имени судьи, о котором идет речь, но сообщил, что «глубоко обеспокоен» высказываниями, прозвучавшими в эфире телевизионной передачи.

«Некоторые судьи прибегают к тенденциозным действиям по отношению к коллегам, собирая информацию [против них] и угрожая ее опубликовать цитирую: „Компрометирующие материалы“», — сказал Гузун. По его словам, такие высказывания могут навредить репутации кандидатов на посты в ВСМ из числа судей. Гузун считает, что в действиях судьи может быть дисциплинарное нарушение. Другие члены Совета поддержали его предложение.

Ранее, судья Высшей судебной палаты Анатолий Цуркан в эфире передачи на Jurnal TV заявил, что «до 28 апреля появится информация о двух кандидатах [в ВСМ] и те судьи даже не придут на общее собрание судей от стыда, такие большие скелеты у них шкафах».

После передачи, одна из кандидатов в ВСМ Ливия Митрофан заявила, что подаст жалобу на незаконный сбор данных.

Вопросы к комиссии по ЧС

После заседания новые члены ВСМ согласились ответить на вопросы журналистов. Александр Постикэ рассказал, что намерен обратиться в комиссию по ЧС, которая заморозила на 30 дней заявления об отставке нескольких судей Высшей судебной палаты. Решение приняли на фоне того, что 20 из 25 судей ВСП написали заявления об отставке. Последние из них должны были вступить в силу 31 марта, но комиссия по ЧС заморозила их на 30 дней.

Постикэ считает, что это решение необходимо пересмотреть. «В длительной перспективе могут возникнуть вопросы о законности [решений] коллегий, которые сформировали из судей, чьи заявления об отставке одобрили», - сказал Постикэ.

Он пояснил, что такие вопросы входят в компетенцию ВСМ. «Считаю, что разблокировать ситуацию можно, если временно привести на работу в Высшую судебную палату других судей», — считает Постикэ.

Начиная с 14 февраля 20 из 25 судей ВСП написали заявления об отставке на фоне того, что власти собираются реформировать эту инстанцию.
Начиная с 14 февраля 20 из 25 судей ВСП написали заявления об отставке на фоне того, что власти собираются реформировать эту инстанцию.

Написавшим заявления об отставке судьям Высшей судебной палаты (ВСП) предстоит работать еще месяц. Одни юристы видят в этом вынужденную меру, к которой властям пришлось прибегнуть, чтобы разблокировать работу инстанции, другие – захват судебной власти.

В пятницу 31 марта комиссия по Чрезвычайным ситуациям (ЧС) приостановила на 30 дней заявления об отставке судей Высшей судебной палаты (ВСП). Решение объяснили «чрезвычайной ситуацией» в судебной системе. По словам властей, к такой экстренной мере пришлось прибегнуть, чтобы ВСП смогла продолжить работу, в том числе, рассматривать жалобы судей, которые не прошли проверку «pre-vetting».

«Любой судья может заболеть»

Экс-глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча написал на своей странице в Facebook, что решение комиссии по ЧС должно разблокировать работу ВСП. Он пояснил, что из пяти судей, которые не написали заявления об отставке, двое не прошли «pre-vetting» и не смогли бы рассматривать жалобы своих коллег. «Если кому-то из оставшихся трех судей заявят отвод, некому будет рассматривать жалобы», — написал Грибинча.

Он считает, что для того, чтобы разблокировать работу ВСП, власти смогут временно перевести туда судей из нижестоящих инстанций. Как будет работать на практике решение комиссии по ЧС, остается под вопросом. «Очевидно, что судьи ВСП, которые объявили об отставке, не хотят рассматривать острые дела, особенно связанные с pre-vetting. Не думаю, что их можно будет заставить [работать]. Любой судья может заболеть, взять отпуск за свой счет, заявить самоотвод, или даже затянуть принятие решений», — предположил эксперт.

По его словам, ВСМ мог бы не одобрять отставку четырех судей ВСП, которые с самого начала рассматривали жалобы на решения комиссии «pre-vetting», до тех пор, пока они не доведут дела до конца. «Это не принуждение к труду, а выполнение рабочих обязанностей», — считает Грибинча.

«Принудительная работа запрещена»

Член Совета Cоюза адвокатов Юрий Мэржиняну написал в Facebook, что комиссия по ЧС нарушила конституционные нормы и захватила судебную власть. Он считает, что согласно Конституции, только ВСМ может переводить судей в другие инстанции, увольнять их или отстранять от должности. При этом, для перевода нужно согласие самих судей. Мэржиняну считает, что ВСП будет работать незаконно. «Продление мандатов судей, которые ушли в отставку, это незаконное назначение и создание незаконного трибунала», — подчеркнул он. К тому же, он считает, что решение комиссии по ЧС аннулировало решения ВСМ по поводу отставок судей, хотя аннулировать решение ВСМ мог только суд.

Мэржиняну считает, что судьи должны сопротивляться этому решению, а комиссия по ЧС должна его отменить.

Судья Тараклийского суда Марина Русу считает, что решением комиссии по ЧС судей ВСП обязали работать. Она напомнила, что Европейская конвенция по правам человека запрещают принуждать человека к работе. «Принудительная работа запрещена даже когда применяют уголовные наказания, потому что суд не может назначить неоплачиваемый труд, если человек не согласен его выполнять», - написала судья. Она призвала властей остановиться: «Так нельзя построить правовое государство».

Начиная с 14 февраля 20 из 25 судей ВСП написали заявления об отставке на фоне того, что власти собираются реформировать эту инстанцию. Первый этап реформы — «vetting» проверка доходов всех действующих и будущих судей ВСП. 31 марта законопроекты о реформе ВСП приняли во втором чтении, а согласно плану властей, комиссию, которая займется проверкой, создадут через 15 дней после того, как закон опубликуют в официальном мониторе.

Отставки судей вступили в силу в несколько этапов. 31 марта должны были вступить в силу заявления об отставке судей: Надежды Томы, Лилианы Катан, Марии Гервас, Галины Стратулат, Юрия Беженару и Геннадия Плэмэдялэ. Кроме того, 3 апреля должны были вступить в силу заявления об отставке судей ВСП, которые по совместительству были членами Высшего совета магистратуры (ВСМ): Виктора Мику, Луизы Гафтон и Петру Морару.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG