(Друкуємо мовою оригіналу)
Официальное вещание и пиратские радиостанции. Перехваты переговоров противника, и вклинивание в его эфир украинскими песнями. Как противодействуют информационной блокаде на Донбассе?
Военные вклиниваются в перехваченную радиочастоту переговоров сепаратистов и поют украинские песни или всем известную про президента России. Это один из способов ведения информационной войны. Зачастую сторона противника начинает просить замолчать.
Кроме того, не только военные сопротивляются информационной блокаде. Радиолюбители на неподконтрольной территории пытаются ловить вещание украинского радио и со своих передатчиков раздавать сигнал на окрестности.
Карловка – 15 километров до Донецка. Волонтеры и военные на свободной частоте 103.5 создали станцию «Тризуб. ФМ». До конфликта на Донбассе на этой частоте работала радиостанция «Точка».
Это было аматорство – персональный компьютер, передатчик на 20 Ватт. Подняли антенну на крышу дома, запустили проигрыватель. Потом выяснилось, что наше радио работает не только на наш домик, а ещё на два-три селаИгорь Ященко
«Приехали парни, у которых было немного опыта в этой истории.
Но это было аматорство – персональный компьютер, передатчик на 20 Ватт. Подняли антенну на крышу дома, запустили проигрыватель, накидали украинской музыки. Это слушали наши врачи, а потом выяснилось, что наше радио работает не только на наш домик, а ещё на два-три села», – рассказал координатор волонтерского движения «Тризуб. Дентал» Игорь Ященко.
Марьинка – еще один прифронтовой город. До Донецка 34 километра. Сейчас в городе уже появилось украинское вещание, а до этого разбавлял сепаратистский радиоэфир связист Александр Бессонов, создатель станции «909 fm».
«Я увлекался рэйвом и знаю, как такая музыка распространялась в Европе. Там было очень много небольших пиратских радиостанций, которые крутили такую музыку.
Я создал свою станцию и крутил в Марьинке электронную музыкуАлександр Бессонов
Я создал свою станцию и крутил в Марьинке электронную музыку», – говорит Бессонов.
Обилие российского и сепаратисткого вещания на Донбассе остро стоит не только в неподконтрольных районах. Из-за захваченных мощных вышек и передатчиков сигнал распространяется далеко за пределы Донецка, накрывая вещанием прилегающие прифронтовые города.
Военнослужащий Максим Касьянов до начала конфликта работал журналистом в Донецке. Проблему с вещанием видит в несогласованности действий власти. Не достаточно поставить вышку на горе Карачун, информацию нужно доносить на оккупированную территорию, говорит он.
С той стороны работают профессионалы с четким планом, у нас – куча мелких партизанМаксим Касьянов
«С той стороны работают профессионалы с четким планом, у нас – куча мелких партизан, которые действуют так, как считают нужным. Такие потуги не могут повлиять на махину под названием «информационное противодействие». Не надо делать вышку, в Курахово есть электростанция, у которой высота трубы 260 метров. Нужно просто повесить ретранслятор. Если мы хотим реального воздействия, нужно убрать петровскую телевышку на подконтрольной «ДНР» территории и на кураховскую трубу повесить ретранслятор», – рассказал Касьянов.
Военные связисты часто сходятся во мнении, что необходимо ликвидировать телевышку в Петровском районе Донецка, для прекращения российского вещания. Однако радиоинженеры говорят, что подрыва вышки недостаточно. Даже ликвидировав телерадиовышку на Петровке и две вышки на Куйбышева, устранится сигнал лишь на прилегающие к Донецку города. Сам город останется в зоне покрытия сигнала, с передатчиков в центре города.
Как один из вариантов прорыва информационной блокады можно было создать единый номер в мобильной сети, позвонив на который жители неподконтрольных Украине территорий могли бы слышать украинские новости и радиопрограммы, говорят специалисты.
ЭФИР ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)