Ссылки для упрощенного доступа

Власть против НКО

Извиняемся, ничего нет про 26 ноября. Смотрите предыдущий контент

понедельник 24 ноября 2014

Людмила Богатенкова
Людмила Богатенкова

Председатель комитета солдатских матерей "Матери Прикумья" Людмила Богатенкова не причастна к мошенничеству. Об этом говорится в ответе прокуратуры Ставропольского края главе Президентского совета по правам человека Михаилу Федотову, сообщает "Интерфакс".

73-летнюю правозащитницу задержали 17 октября по подозрению в совершении мошенничества после обыска в офисе организации "Матери Прикумья". Двое суток женщина провела в камере предварительного заключения. На третий день следователь принял решение изменить меру пресечения на подписку о невыезде. Богатенкову отпустили домой, но вскоре из-за ухудшения здоровья она попала в больницу.

Коллеги правозащитницы назвали ее задержание "актом устрашения" за проводимые ею расследования обстоятельств гибели российских солдат на востоке Украины.

Богатенкова – эксперт постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям при Совете по правам человека при президенте России.

20 октября Совет обратился к прокурору Ставропольского края Юрию Турыгину с просьбой взять ход расследования уголовного дела в отношении Богатенковой под личный контроль.

Логотип Фонда свободы информации
Логотип Фонда свободы информации

В России прекращается деятельность Фонда cвободы информации из-за действия закона об иностранных агентах

Фонд свободы информации существовал с апреля 2004 года. Его главной задачей был мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Теперь решено перестроить работу этой получившей широкую международную известность организации.

Мы в последнее время заметили, что защищаем саму нашу организацию, а не занимаемся той деятельностью, ради которой Фонд и был создан

Адвокат и руководитель Фонда свободы информации Иван Павлов объясняет решение, принятое организацией: "Мы решили постепенно свернуть деятельность российской некоммерческой организации из-за действия закона об иностранных агентах. Стало просто невыносимо работать. Мы в последнее время заметили, что защищаем саму нашу организацию, а не занимаемся той деятельностью, ради которой Фонд и был создан, а это, прежде всего, защита свободы информации. Конечно, защита Фонда косвенно тоже является защитой свободы информации, но только косвенно. Нам бы хотелось вести работу в иной плоскости, хотелось бы продвигать свободу доступа к государственной информации. Поэтому принято решение о постепенном прекращении деятельности Фонда в России и переформатированию работы нынешнего коллектива. Наши люди продолжат работу, будут развивать те проекты, которые мы начали, будут реализовывать новые проекты, но уже не в формате российской некоммерческой организации, а в других форматах. Эта деятельность может быть передана коммерческой российской организации. Мы приняли решение о создании в Европе некоммерческой организации, которая также будет работать вместо Фонда, она будет собирать финансирование, которое до сих пор собирал Фонд свободы информации. И, конечно, тратить его, потому что основная статья расходов – это расходы на зарплаты и экспертов. Будем заключать договор напрямую между европейской организацией и конкретными людьми, исполнителями тех или иных проектов".

Иван Павлов и Анна Шароградская
Иван Павлов и Анна Шароградская

Иван Павлов считает, что власти сделали Петербург неким полигоном по обкатыванию закона об иностранных агентах. Недавно был ликвидирован Антидискриминационный центр "Мемориал", фактически перестала существовать Лига избирательниц, а ее руководитель Татьяна Дорутина после нескольких обысков в офисе покинула Россию на неопределенное время. Институт региональной прессы, который возглавляет Анна Шароградская, подвергся сразу с нескольких сторон жесточайшему давлению. А саму Шароградскую власти пытаются привлечь к административной ответственности за отсутствие регистрации в качестве иностранного агента. 20 ноября из-за этого о крайнем беспокойстве заявил Координационный совет Гражданского форума ЕС – Россия, выразив солидарность и поддержку Анне Шароградской и Институту региональной прессы. Однако в тот же день стало известно, что Министерство юстиции России включило Институт региональной прессы в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наряду с Информационным агентством МЕМО.РУ.

НКО прекратили осуществлять свои проекты и сосредоточились на защите самих себя

По мнению Павлова, скоро и многие другие российские НКО начнут реорганизовываться для того, чтобы избавится от этого жестокого, а главное, бессмысленного давления властей: "Думаю, что рано или поздно многие организации, которые сейчас находятся под прессом различных проверок, поймут, что надо работать, а не заниматься самозащитой. Они пойдут по нашему пути. Путь этот есть, он к тому времени будет протоптан. Они будут работать в другом формате, не отвлекаясь на всякие бюрократические дела, отчеты, которые надо постоянно сдавать, не отвлекаясь на начавшуюся волну проверок. Надо от этого уходить и заниматься делом. Потому что власть, как мне кажется, своего добилась. Сейчас они смотрят на то, как НКО реагируют на их действия в связи с действием законодательства об иностранных агентах, и видят, что организации, в общем, прекратили осуществлять свои проекты и сосредоточились на защите самих себя. А такую цель власти себе и поставили", – говорит Павлов.

Отсутствует, например, механизм удаления из реестра иностранных агентов

Тем временем российские правозащитники пытаются добиться от властей принятия закона, юридически определяющего путь вывода НКО из реестра иностранных агентов. До сих пор такого закона нет. "Очень грустно узнавать о том, что прекращает работу Фонд свободы информации. Он сделал очень много для всех нас, для нашего общества, для его открытости, для того чтобы появились сайты различных органов исполнительной власти, – говорит председатель правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Элла Полякова. – Вместе с Иваном Павловым и его коллегами мы пытаемся сейчас разобраться, что делать НКО дальше. Отсутствует, например, механизм удаления из реестра иностранных агентов. Нет механизма контроля организаций, которые признаны иностранными агентами. Есть только процесс действия должностных лиц, закрывающих некоммерческие организации, то есть механизм прекращения развития гражданского общества. Если говорить о нашей организации, то мы сейчас находимся в судебной стадии, и это позволяет нам обратиться к Минюсту с призывом создать такой механизм удаления из реестра. Это оздоровит законодательную базу и облегчит работу других организаций. В этой связи диалог Владимира Путина с Эллой Панфиловой очень обнадеживает, но это, к сожалению, – только диалог. А что будет в судах, мы увидим. Тем не менее, мы и дальше намерены как можно больше помогать людям, если у нас будет такая возможность. Если такой возможности не будет, мы будем искать тогда другие способы такой работы. Людей оставлять в беде нельзя".

Загрузить еще

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG