Ссылки для упрощенного доступа

Война на всех фронтах


Мирноград, Донецкая область. Август 2024 года
Мирноград, Донецкая область. Август 2024 года

Украинский военный эксперт Сергей Згурец: как изменилась ситуация на фронте после Курска?

Как изменилась ситуация на фронте после Курска
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:27:29 0:00
Скачать медиафайл

Виталий Портников: Мы проводим эту программу на фоне драматического обострения ситуации на российско-украинском фронте. На донецком, харьковском, а теперь уже и на курском направлении продолжаются тяжелые бои. Идут массированные российские атаки на украинские города. Вместе с тем президент Украины Владимир Зеленский, поздравляя соотечественников с Днем независимости, сообщил о запуске нового украинского дрона "Паляница", который, по мнению многих экспертов, может стать серьезной угрозой для российских военных аэродромов.

Как может измениться ситуация на фронтах в связи с появлением у Украины как собственного, так и западного вооружения? Как повлияют на военную ситуацию бои в Курской области РФ? Об этом мы поговорим с военным экспертом, директором информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергеем Згурцем.


Корреспондент: 26 августа Россия атаковала Украину 109 беспилотниками и 127 ракетами, выпущенными стратегическими бомбардировщиками, истребителями, военными кораблями и подводными лодками из Черного моря. Пострадали пятнадцать областей. Есть раненые и погибшие, повреждены жилые дома, энергетические и другие инфраструктурные объекты.

Москва назвала атаку местью за масштабную наступательную операцию ВСУ в Курской области России. По словам главкома ВСУ генерала Александра Сырского, к настоящему времени украинские военные взяли под контроль почти 1300 квадратных километров территории и не менее 95 населенных пунктов. Кроме того, ВСУ удалось захватить в плен около двух тысяч российских военных.

Спустя почти неделю после вторжения ВСУ в Курскую область президент России Владимир Путин исключил возможность мирных переговоров с Киевом.

На фоне наступательных действий украинских военных ухудшается отношение россиян к Владимиру Путину, однако пока нет признаков, что это недовольство может перерасти в массовые протесты с призывами вывести войска из Украины. Несмотря на определенные успехи россиян в Донецкой области, наступление украинских ВС в Курской области позволило Силам обороны перехватить инициативу как минимум на одном участке фронта.

"Война, которую Россия принесла в Украину, теперь вернулась на ее территорию", – заявил Владимир Зеленский в обнародованном 24 августа обращении по случаю Дня независимости Украины. По словам Зеленского, одна из целей курской операции уже выполнена: ВСУ сорвали планы Кремля по наступлению на севере страны и захвату города Сумы. Кроме того, закрепление украинских военных в российском регионе позволило провести обмен пленными.

Война, которую Россия принесла в Украину, теперь вернулась на ее территорию

По мнению аналитиков американского Института изучения войны, курская кампания является ключевым моментом в войне с Россией. Изменяя динамику вооруженного противостояния, операция ВСУ может создать условия, которые заставят Владимира Путина сесть за стол переговоров и перестать говорить языком ультиматумов и ракет. И Украине, как показывают события последних недель – удары украинских беспилотников и ракет по российским военным аэродромам, складам с оружием и нефтебазам, – есть чем ответить.

Виталий Портников: Начнем с Курска. Вне всякого сомнения, это неожиданная операция украинских вооруженных сил. Но действительно ли она может оказать критическое влияние на бои на других направлениях?

Сергей Згурец: Курская операция действительно проходит по лекалам, к которым российская армия была не готова. Это асимметричные действия украинской армии на направлениях, где Россия их не ожидала. Российская сторона стремилась играть в русские шашки, где победа достигается тогда, когда у противника уже нет шашек. А Украина второй раз после харьковской операции продемонстрировала вариант ведения боевых действий как в шахматах, когда идет сложная операция, а противник к этому не готов.


Сейчас Украина удерживает плацдарм шириной 60 километров и глубиной около 30; боевые действия на этом участке продолжаются.

Виталий Портников: Могли украинские политики и военные вообще не проинформировать западных союзников о такой операции? Может ли такое скопление войск, подготовка к такой операции пройти незамеченной для Запада?

Сергей Згурец: Я не исключаю, что украинская сторона действительно могла максимально делать ставку только на свои возможности и минимально опираться на помощь со стороны наших партнеров. Сейчас боевые действия проходят в условиях, когда не работает "Старлинк", и наши подразделения действуют, опираясь только на свои системы связи и взаимодействия. Возможно, эта операция была полной неожиданностью для наших партнеров, так же как использование "Хаймерсов". Американская сторона постфактум дала разрешение на их использование для ударов по российской территории, опираясь на опыт харьковского наступления, где российская сторона начала боевые действия.

Нет смысла глубоко вклиниваться в российскую территорию; главный вызов – это логистика

Виталий Портников: Курский плацдарм можно удерживать длительное время или это все-таки временный плацдарм?

Сергей Згурец: Сценариев три. Первый – наступаем дальше, расширяем плацдарм. Второй – выбираем оптимальную линию удержания, где совпадают определенные условия для того, чтобы удерживать максимально долго. И третий вариант – выход на свою территорию. Все эти три версии абсолютно реалистичны. Вероятнее всего, будет вариант номер два.

Нет смысла глубоко вклиниваться в российскую территорию. Главный вызов – это логистика. На удалении более 40–50 километров возникает проблема с обеспечением наших подразделений и боеприпасами, и топливом, и водой. Вероятнее всего, мы будем удерживать линию, которая оптимальна. Это касается, например, участка от Коренева до Суджи, при этом будет удерживаться плацдарм, который сейчас заблокирован, – Лужковский район, где сейчас противник не может усиливать свои силы, учитывая проблемы с мостами, подорванными украинской стороной.

Странно, что Путин заявил о контртеррористической операции, ведь это реальные боевые действия на территории России, требующие введения военного положения. Но Путин вводит именно режим КТО, который отводит часть рисков от него самого, Путина, и переводит их на сторону руководителей КТО.

Сергей Згурец
Сергей Згурец

Курская операция действительно будет иметь последствия. Российская сторона будет вынуждена пересмотреть режим охраны границ, будут создаваться дополнительные подразделения для охраны всей линии границы с Украиной. Эффективность этой операции, ее неожиданность и мощность все-таки подтолкнет российских руководителей к тому, что нужно создавать резервы на этих направлениях, и нас это вполне устраивает, потому что так или иначе приведет к растягиванию российских сил, какими бы большими они ни были.

Виталий Портников: Представим себе, что украинская армия удерживает эти районы Курской области. Это увеличивает возможности для украинских дронов и противоракетных систем действовать на территории России?

Курская операция действительно будет иметь последствия

Сергей Згурец: Если говорить о глубине плацдарма 30 километров, то это не является системно определяющим фактором. Сейчас Россия должна реагировать на наш плацдарм в Курской области и искать резервы для того, чтобы заблокировать продвижение наших ВС или создать условия для их вытеснения. Первые недели боевых действий показали, что таких резервов у России нет. Сейчас как раз начинается хаос, когда Россия начинает выдергивать с разных участков фронта те или иные подразделения, которые перебрасываются на курское направление (порядка 4 бригад, 12 различных батальонов). В целом Россия на данный момент насобирала порядка 15 тысяч разрозненного личного состава, который будет пытаться блокировать направление, где продвигается украинская армия.

Виталий Портников: Теперь перейдем, возможно, к самому важному на данный момент направлению российско-украинского столкновения – донецкому направлению.

Сергей Згурец: На этом направлении сосредоточены основные силы и возможности противника, и он не перебрасывает оттуда силы на другие направления, включая актуальное курское. Там он в первую очередь пытается добиться продвижения или создания предпосылок для того, чтобы перерезать логистику по ряду направлений и обеспечить возможность схлопывания украинского фронта на юге и на востоке. Существующие риски в значительной степени связаны с продвижением противника к Покровску.

Виталий Портников: Российские войска в ближайшее время могут захватить какие-то стратегические точки на данном направлении?

Сергей Згурец: Покровск – это агломерация, имеющая принципиальное значение для нашей обороны: через эти населенные пункты проходят дороги, которые обеспечивают нашу логистику по ряду направлений: это направление на Часов Яр и Угледар. Конечно, захват Покровска частично решил бы эти задачи.

Но это в теории. А на практике речь идет об агломерациях, то есть о больших участках территорий с городской застройкой, где противнику крайне сложно будет продвигаться. По различным оценкам, даже приближение к Покровску или попытка захватить его – это конец 2024 года, и это, собственно, кульминация наступления российской армии на этом направлении, если у противника все будет получаться.

Однако там есть ряд условий, которые могут быть использованы украинской армией, чтобы замедлить продвижение противника и создать условия, когда по ряду рубежей движение российских войск будет остановлено.


Виталий Портников: Если российские войска продвигаются, может возникнуть угроза для направления на Днепр и Харьков?

Сергей Згурец: От зоны боевых действий до Покровска порядка 12 километров. Кажется, что это очень близко, но в зоне агломераций, где сейчас уже проходят боевые действия, при умелом подходе к обороне можно достаточно долго сдерживать противника.

Конечно, сейчас российские подразделения максимально используют преимущества в живой силе и авиации. Вопрос в том, насколько украинская армия обладает резервами и насколько будут мудры генералы, чтобы сбалансировать преимущество противника в живой силе и технике и минимизировать продвижение противника.

Виталий Портников: Это военное наступление или политическое, связанное с тем, что Путину необходимо, чтобы российские войска вышли на административные границы Донецкой области Украины? Или ему просто необходимо захватить некие стратегические дороги, чтобы продвигаться дальше?

Действия на курском направлении меняют ситуацию и правила игры

Сергей Згурец: Я думаю, два в одном. Противник ведет наступление на восьми направлениях с той или иной степенью эффективности. Протяженность активной линии фронта – порядка 800 километров, теперь добавилось еще курское направление, где действует украинская армия. И по всем этим направлениям российская сторона пытается использовать подход такого катка, когда их не интересуют потери личного состава, а интересуют метры и километры. Считается, что таким "шашечным" подходом россияне смогут переиграть украинскую армию, что такое наступление по всей линии фронта не позволит украинской армии использовать накопленные резервы для проведения контрнаступательных действий в следующем году. Вот такой был расчет у Путина, и он остается в силе.

Но действия на курском направлении меняют ситуацию и правила игры. Важно, чтобы украинская сторона смогла обеспечить мудрый подход по двум направлениям – это бои на покровском направлении и активные боевые действия на курском плацдарме, куда нужно оттянуть максимум российских сил и средств и обеспечить максимальное уничтожение ресурсов, которые будут перебрасываться на курское направление.

Курск, 16 августа 2024 года
Курск, 16 августа 2024 года

Виталий Портников: А что происходит на харьковском направлении? В последние дни появились сообщения о том, что украинские войска стали теснить российские части на территории Харьковской области.

Сергей Згурец: Харьковское направление было важным для противника. Мы знаем, что противник длительное время пытался вести боевые действия в направлении Купянска, Сватово, Кременной. Это направления, где сосредоточена большая численность российской группировки. Задача противника была – выдавить наши подразделения за речку Оскол и таким образом создать плацдарм, который позволит россиянам эффективно оперировать всей этой площадью.

Сейчас ситуация меняется. Часть подразделений с этого направления россияне вынуждены перебрасывать в Курскую область – это уменьшит их потенциал. Параллельно с этим началось активное действие ряда украинских бригад, которые проводят контратакующие действия и вытесняют противника с тех направлений, где он якобы имел успех.

Кроме того, не исключено, что вслед за операцией в Курской области возможны и действия в других направлениях, где противник не ожидает, и тогда мы будем иметь последовательную многовариантную операцию, в ходе которой инертные подходы россиян к своей модели наступления будут разрушены асимметричными действиями украинской армии на нескольких направлениях. И это по большому счету может переиграть этапы прошлых боевых действий с захватом украинских территорий российскими войсками.

Виталий Портников: Вы имеете в виду в том числе белорусское направление? После заявления МИДа Украины в адрес белорусского руководства о том, что оно не должно поддаваться давлению Москвы и должно убрать свои части от украинских границ, возник вопрос: а не произойдет ли какого-то удара с белорусской стороны в сторону Украины, ответного или упреждающего?

Сергей Згурец: При этом показательно, что со стороны нашей погранслужбы, ГУРа и Минобороны таких тревожных заявлений не было. Потому что перед этим было сказано, что группировка белорусской армии на этом участке насчитывает порядка одной тысячи личного состава, и по большому счету это не создает рисков для украинской стороны. Но заявление МИДа может носить предупреждающий характер для белорусской стороны, в каком бы формате они ни пытались вести боевые действия. В целом это направление с точки зрения нашей обороны очень хорошо подготовлено в плане наступления наземных сил.

Если говорить о рисках, то это вероятность использования белорусских комплексов противовоздушной обороны против украинских самолетов, которые, в частности, действуют на курском направлении. Второй риск – это использование ракетного вооружения с территории Беларуси по территории Украины. Такие прецеденты неоднократно были и ранее, поэтому думаю, что тут возможен определенный упреждающий характер с украинской стороны.

Вслед за операцией в Курской области возможны и действия в других направлениях, где противник не ожидает

Максимальный формат – это создание серьезных проблем для белорусской энергетической структуры. Мы знаем о заводах, которые перерабатывают топливо для российской армии. Контрдействия могут быть настолько эффективными и болезненными для белорусской стороны, что, думаю, Минск должен рационально оценивать последствия своих действий.

Виталий Портников: А запорожское направление: почему российская сторона вдруг снова стала эксплуатировать тему ядерной безопасности, утверждать, что украинский дрон попал в один из объектов Запорожской АЭС, демонстрировать пожар на ее территории? Это тоже опасения того, что украинские войска могут там перейти в наступление, желание создать такой фон, что мы должны их удержать, потому что иначе возможна ядерная катастрофа?

Сергей Згурец: Запорожское направление, конечно, наиболее интересное в этом контексте. Некоторые российские военкоры истерично пишут о том, что украинская армия после курского плацдарма имеет резервы и силы для того, чтобы проводить наступательные действия, в том числе и на запорожском направлении, и обеспечивать дальнейший контроль над ЗАЭС. Все это, конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Но, с другой стороны, это скорее компетенция нашего Генштаба, и тут важно, как будет развиваться ситуация после самого Курска.

Виталий Портников: Что же такое "Паляница"?

Сергей Згурец: На День независимости президент Украины заявил, что создан новый образец вооружения, который позволит поражать цели противника на значительной дальности (это примерно 600 километров, если говорить о видео, которое демонстрировал президент Зеленский). Нужно дождаться массового применения этого изделия, ведь любой образец становится силой на поле боя, когда он производится серийно и применяется массово, а у войск есть наработанные тактики применения нового образца вооружения.

Так было с нашими дронами, которые имеют дальность 1800 километров и поражают стратегические аэродромы противника. Надеюсь, через какой-то период времени будет так же масштабно использоваться ракета-дрон "Паляница", которая действительно обладает большей скоростью по сравнению с обычными дронами.

XS
SM
MD
LG