На совещании с главами приграничных регионов Путин послушал, как чиновники подготовили Курскую, Брянскую и Белгородскую области к отражению атак ВСУ. По словам губернаторов, регионы готовы к затяжной войне: школы и отопительную инфраструктуру уже подготовили к обстрелам. Жителей приграничных сёл и деревень почти отселили и почти обеспечили жильём. Помочь гражданам полноценно не получается, так как мешают беспилотники украинской армии, говорят главы регионов. “Прежде всего сейчас помощь людям”, – подытожил на совещании Путин, после того как разрешил губернаторам выделить пострадавшим по 15 тысяч рублей. Главы Белгородской и Брянской областей пообещали Путину собрать ещё 6 тысяч человек в тероборону.
Какие решения кризиса в Курской области Путин нашел после долгой паузы? И неужели ему проще подготовить жителей приграничья к долгой войне, чем спасти их от обстрелов? О том, какое будущее Кремль готовит для Курской области и других регионов, которые граничат с Украиной, беседуем с политиком Евгением Ступиным.
За теми сухими числами, что сегодня буднично оглашали подчинённые Владимира Путина на совещании о ситуации в Белгородской, Брянской и Курской областях, десятки тысяч историй людей, потерявших дом из-за военной авантюры Кремля. Но, если вырвать из контекста доклада исполняющего обязанности губернатора Курской области Алексея Смирнова, "запас крови достаточен".
Алексей Смирнов собирается с сентября стать не просто исполняющим обязанности, а вполне себе губернатором Курской области. Он написал об этом в начале недели на своей странице во "ВКонтакте". Это репостнул официальный паблик администрации региона. И в комментариях жители Курской области там справедливо указали, что сначала бы деньги людям раздать и регион освободить, а потом уже избираться. Выплаты пообещали одинаковые, чтобы избежать "социального нагнетания", – 15 тысяч рублей. Видимо, надеясь, что сама по себе такая компенсация социального нагнетания не вызовет.
И тут Владимир Путин спрашивает Смирнова: а как там дела с Курской АЭС? Излишние военные детали, за которые Путин же и отчитал Смирнова на прошлом совещании, исполняющий обязанности больше озвучивать не готов, наученный горьким опытом. Так что пришлось Путину самостоятельно выдавать свои инсайды.
Это единственное подобное заявление, никаких доказательств Путин не привёл. Но это и не прерогатива Кремля, наверняка сказал бы его пресс-секретарь. Губернаторы и их исполняющие обязанности коллеги просили деньги и дали понять, что уже готовятся к отопительному сезону на своей территории. Слово "война" не употреблялось. Как и слово "беженцы" – только "вынужденные переселенцы".
Вот так на третий год войны глава МЧС посетовал на сложные условия работы. За сегодняшними будничными запросами к Путину в стиле "дайте денег" так же буднично звучат конструкции в стиле "подготовка к новому учебному году" и "отопительному сезону". И их же можно перевести как "мы признаём, армия другой страны в Курской области – это надолго". Как произошло это принятие? Или это как раз зрителя подготавливают к тому, что проблему могут не решить и к зиме? Говорит политик Евгений Ступин.
Обратите внимание, как они термины подбирают: говорят не "эвакуироваться", а "отселить людей"
– Я думаю, нас уже давно стали подготавливать. К концу первой недели на госпропаганде появились высказывания, что это все с нами надолго, мы можем проиграть. Думаю, что действительно это надолго. То, что Путин ездит в Азербайджан, по Кавказу, какие-то фрукты смотрит, – это как раз признак того, чтобы мы сильно на это внимания не обращали. Обратите внимание, как они термины подбирают: говорят не "эвакуироваться", а "отселить людей". Послушаешь – вроде бы ничего страшного. Но на самом деле за этим прикрывается провал очень большой. Во-первых, войну не надо было начинать, без этого ничего не было бы. Во-вторых, провал, судя по всему, руководства Вооруженных сил. Как пишет Bloomberg, разведка докладывала Герасимову (Валерий Герасимов, начальник Генерального штаба МО России. – РС) о том, что есть скопления войск ВСУ, но он проигнорировал, Путину не докладывал, сам никаких мер не принял. Помимо этого, еще коррупция, потому что мы видели: миллиарды рублей были потрачены на защитные сооружения, которые объехали без проблем.
– И не могу вас не спросить, что будет со срочниками. Ощущение, что с момента атаки Украины на Курскую область отдельными госинфлюенсерами прощупывается почва на предмет полноценного участия срочников в войне. Как вам кажется, готовы ли власти пойти на этот шаг?
– У них две опции, чтобы ВСУ попытаться как-то выбить. По оценкам военных аналитиков, там 10 тысяч примерно бойцов ВСУ, на них нужно примерно 30 тысяч бойцов из российской армии. Где взять 30 тысяч? Их так с фронта просто не снимешь. Поэтому либо срочники, либо мобилизация. Я думаю, что, возможно, сейчас попытаются пока срочниками, мобилизацию они, скорее всего, отложат на тот момент, когда будет электронный реестр полноценный работать. Тогда заставят работодателей в первую очередь сдавать своих работников, перекроют границы, закроют сделки. Многие сами придут от безысходности просто, считая, что эта опция как-то менее для них затратна.
Я хочу обратиться к матерям: если вы не будете сейчас проявлять активность, это коснется всех
Если не будет какого-то массового движения жен, матерей срочников, то, к сожалению, все это будет продолжаться. Я хочу обратиться к матерям: если вы не будете сейчас проявлять активность, это коснется всех. Сейчас уже есть база для этого – жены мобилизованных, у них есть свои организации, присоединяйтесь к их активностям. У вас одна задача: чтобы сейчас все это закончилось, чтобы провести мирные переговоры и прекратить все это. Не будет победы ни у одной из сторон, будет дальше гибель людей с обеих сторон, будет обнищание и российского, и украинского народа. Все это надо останавливать. Не останавливают это политики. Со стороны России это Владимир Путин, – считает Евгений Ступин.
Де-факто боевые действия идут не только в Курской области. Украинские беспилотники атаковали аэродром Мариновка в Волгоградской области. Под ударами также Подмосковье и Мурманск. В целом, как подсчитала “Верстка”, площадь России, уязвимой для нападений беспилотников, увеличилась почти вдвое. В зоне действия украинских БПЛА – многие города-миллионники. Продолжит Илья Козин.
Действительно ли атаки беспилотников уже перестали быть новостью? К этому привыкли? Точно так же привыкнут и к Курской области? Евгений Ступин продолжает:
Они же нагнетают ядерную напряженность постоянно
– Да, к сожалению, происходит определенное привыкание. Вроде как люди видят, что это по военным объектам, по нефтехранилищам, гражданских это не особо касается, соответственно, да, неприятно. У некоторых, наоборот, это вызывает реакцию, что теперь точно надо воевать, до конца идти. К сожалению, не у всех есть осознание, что до конца не получится в этой войне. Единственное, что здесь может помочь, – это переговоры и окончание войны путем прекращения огня.
– Путин сегодня выдал свой инсайд про атаку на Курскую АЭС, о которой вообще больше неизвестно. Это новая деталь для образа врага?
– Они же нагнетают ядерную напряженность постоянно. Видимо, для того, чтобы как-то запугать западные страны, другого варианта нет: незачем дальше эскалировать, иначе могут быть проблемы с ядерной энергетикой. Похвастаться нечем сейчас, проявить полководческие таланты никто в руководстве страны сейчас тоже не может – чтобы выбить ВСУ, остается эту тему эксплуатировать дальше.