Желание Дональда Трампа вернуть Панамский канал под контроль Вашингтона может оказаться лишь словесной угрозой. Однако именно это намерение президента США остается одним из самых обсуждаемых в мире. Сама Панама – в которую ранее Соединенные Штаты уже вторгались – пока принимает воинственные комментарии Трампа всерьез и явно боится, что он перейдет от слов к действиям.
Дональд Трамп после избрания неоднократно заявлял, что США намерены вернуть себе контроль над Панамским каналом – однако не уточнял, что именно он имеет в виду. Новый госсекретарь США Марко Рубио во время недавнего визита в Панаму – это была его первая поездка за границу после утверждения в должности и вообще первый официальный визит госсекретаря Соединенных Штатов в Латинскую Америку за последние 100 лет – заявил президенту этой латиноамериканской страны Хосе Раулю Мулино, что Вашингтон настаивает на "немедленных переменах в работе Панамского канала" как ключевой судоходной артерии, связывающей Тихий и Атлантический океаны. Рубио подчеркнул: Дональд Трамп уверен в том, что функционированию Панамского канала угрожает влияние КНР.
При чем тут Китай
Власти Панамы отрицают, что передавали контроль над каналом Китаю. Однако два ключевых морских порта, расположенных на обоих входах в Панамский канал, действительно, причем еще с 1997 года, управляются консорциумом компаний CK Hutchison Holdings, зарегистрированным в Гонконге, имеющем статус Особого административного района КНР. Несколько других портов канала также не принадлежат панамскому правительству – они контролируются компаниями из США, Сингапура и Тайваня. Однако никакого отношения к управлению самим каналом и проходу по нему судов и военных кораблей Китай пока точно не имеет – всем этим руководит принадлежащая Республике Панама Администрация Панамского канала.
Перед своей поездкой Марко Рубио заявил: "Если правительство Китая в случае конфликта скажет этим компаниям из Гонконга перекрыть Панамский канал, они будут вынуждены это сделать. И на самом деле, я не сомневаюсь, что у них есть планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы так поступить. Это прямая угроза".
Для КНР сегодня Панама, безусловно, имеет особое стратегическое значение. Интересы Пекина, постоянно расширяющего свое влияние в Латинской Америке, не ограничиваются одним Панамским каналом. Китай стремится вытеснить Соединенные Штаты из всего региона – умело представляя себя в виде "сочувствующего и также еще развивающегося государства", способного стать надежной альтернативой тому, что в Пекине называют "исторической гегемонией и запугиванием США более слабых стран".
В последние годы Китай неоднократно обещал панамскому правительству, что в рамках своей концепции глобального международного партнерства "Один пояс и один путь" готов начать массово инвестировать в дорогостоящие объекты инфраструктуры, включая строительство огромного моста через Панамский канал. Однако многие важные для КНР страны в Латинской Америке уже начали отказываться от участия в этом колоссальном проекте. Оппоненты ширящегося китайского влияния на мировую политику и торговлю указывают на то, что за предлагаемыми КНР инвестициями и контрактами часто скрываются тяжелейшие для принимающих стран обязательства и нарушение их суверенитета.
Как полагает политолог-латиноамериканист, профессор университета ICESI в колумбийском городе Кали Владимир Рувинский, теперь Панама оказалась в очень сложной ситуации:
"Дональд Трамп, в общем, прав – влияние Китая здесь очень сильно возросло, он стал главным инвестором для страны. В целом Пекин уже является чрезвычайно важным партнером для большинства латиноамериканских стран. Можно сказать, что сейчас в Латинской Америке все политики, независимо от того, правые они или левые, "влюблены" в Китай, и все заинтересованы в продолжении сотрудничества с КНР. И это дает возможность Китаю уже наращивать свое присутствие в местной политике, а не только в экономике. Уровень зависимости от Пекина во многих латиноамериканских странах достиг такой степени, что просто взять и разорвать отношения с КНР им просто невозможно. При этом многие лидеры Латинской Америки мало отдают себе отчет в том, что Китай – опасная авторитарная страна, где до сих пор главенствует коммунистическая идеология, по крайней мере официально. В силу географической удаленности от Китая и иных иллюзий они просто не понимают, как работает современная политика и современная экономика КНР. И это также играет на руку Пекину".
Важность канала
Длина Панамского канала, соединяющего Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном – 81,6 километра, общая ширина – 150 метров (однако ширина его исторических шлюзовых камер не превышает 33 метров), глубина – 12 метров. Его строительство стало одним из крупнейших и сложнейших проектов, осуществленных человечеством. После окончательного открытия в 1920 году Панамский канал очень сильно повлиял на развитие экономики в Западном полушарии и во всем мире, что обусловило его высокое геополитическое значение.
Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в мировом судостроении, получив название "Панамакс". После появления здесь в 2016 году более объемных шлюзов появился также дополнительный стандарт для более крупных судов "Новый Панамакс". Если размер судна все же превосходит и его, то для того, чтобы попасть из одного океана в другой, ему приходится, как и прежде, огибать всю Южную Америку вокруг мыса Горн – что увеличивает длину пути втрое.
В среднем торговому судну для прохода через Панамский канал требуется 9 часов, при максимальной пропускной способности канала в 48 судов в сутки (в последние годы она сильно уменьшилась из-за засух). Каждый год через канал ранее проходили до 15 тысяч судов, осуществлявших более 5 процентов мировых океанских грузоперевозок (и доставляющих в одни только США до 40 процентов всех товаров, перевозимых морским путем). При этом Панамский канал очень перегружен и в последние годы сильно страдает от засухи, вызванной глобальными изменениями климата, поэтому очередь на проход по нему продается на аукционах. Общая плата за проход судна по каналу достигает полумиллиона долларов.
Экономика самой Республики Панама зависит от канала очень сильно. В предыдущее десятилетие доходы от него в ее государственный бюджет составляли в среднем около 4,32 миллиарда долларов, что было эквивалентно 6,6 процента ВВП этой страны.
Занимательная история Панамского канала
Великие державы еще много столетий назад задумывались о строительстве канала, который мог бы обеспечить торговое и военное сообщение между Атлантическим и Тихим океанами, но безуспешно. Впервые такой замысел родился в XVI века в Испанской империи, веками владевшей почти всем Западным полушарием. Однако ультрарелигиозный король Испании Филипп II тогда запретил даже рассматривать подобные проекты, заявив: "Что Бог соединил, человек разъединить не может".
Затем во второй половине XIX века инициативу взяла на себя Франция. В то время Панамы как суверенного государства еще не существовало – она была лишь одной из провинций Колумбии, добившейся независимости от Испании несколькими десятилетиями ранее, и договариваться о строительстве нужно было с ее властями. В 1879 году в Париже под председательством дипломата и предпринимателя Фердинанда Лессепса была создана "Всеобщая компания межокеанского канала", акции которой купили более 800 тысяч человек. Кончилась вся французская затея грандиозным коррупционным скандалом мирового уровня – средства были растрачены впустую, а канала так и не появилось. Тогда же в европейские языки и вошло выражение "панама" – как обозначение какого-то крупного надувательства.
Тогда за дело взялись США, стремившиеся усилить свое влияние в Западном полушарии. В 1903 году Богота и Вашингтон подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. Однако потом Колумбия отказалась от соглашения, и единственный выход США увидели в том, чтобы провинция Панама отделилась от Колумбии и в качестве самостоятельного государства юридически оформила бы передачу им всей концессии. На Панамском перешейке возникло сепаратистское движение, при прямом вмешательстве военного флота США эта территория 4 ноября 1903 года от Колумбии отделилась, и от имени "Независимой Панамской Республики" ставший на сторону повстанцев французский инженер Жан Филипп Бюно-Варилья подписал с США нужный договор.
Согласно его условиям, Соединенные Штаты получали в вечное владение "зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала", а также и все иные права, как если бы они были сувереном этой территории.
Кроме того, США становились гарантом независимости Республики Панама и получали навсегда право "поддерживать порядок" в зоне канала в случае, если сама Панама, по мнению Вашингтона, оказалась бы неспособной делать это самостоятельно. К примеру, в 1964 году американские войска в зоне канала открыли без предупреждения огонь по группе патриотически настроенных панамских студентов, попытавшихся разместить здесь национальные флаги своей страны – что привело к многочисленным жертвам. Так продолжалось вплоть до 1977 года, когда тогдашний левый лидер Панамы Омар Торрихос и тогдашний президент США Джимми Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 1 января 2000 года.
Что может быть теперь
О будущем и состоянии Панамского канала Дональд Трамп заговаривает не впервые – в своем первое президентство, в июне 2017 года, он встречался с тогдашним панамским лидером Хуаном Карлосом Варелой и жаловался ему на то, что ВМС США платят слишком много за проход через канал, более 1 миллиона долларов в год. Однако плата тогда осталась прежней.
Сейчас, накануне визита госсекретаря США Марко Рубио, улицы панамской столицы и всю бывшую Зону Панамского канала (где они в эпоху американского контроля были запрещены) пестро украсили национальные флаги.
Панамский президент Хосе Рауль Мулино после переговоров с Марко Рубио вновь подчеркнул, что суверенитет Панамы над каналом не должен подвергаться сомнению: "Я не просто не могу вести переговоры по поводу канала, я даже не собираюсь их начинать. Эта тема не обсуждается. Канал принадлежит и будет принадлежать Панаме". Однако он добавил, что готов сотрудничать с Вашингтоном, в частности, в вопросе о возвращении из США нелегальных мигрантов – не только из Панамы, но и из соседних стран. Панама в силу своего географического положения давно стала главной транзитной страной для большинства мигрантов из Южной Америки, пытающихся попасть в США.
Мулино также заявил о готовности пересмотреть соглашения о сотрудничестве с Китаем, в том числе договор, согласно которому гонконгская компания управляет двумя панамскими портами. Кроме того, теперь Мулино не собирается продлевать соглашение с Пекином об участии страны в инициативе "Один пояс и один путь" – хотя в 2017 году Панама стала первой страной во всей Латинской Америке, согласившейся участвовать в этом проекте.
Президент Мулино выразил надежду на то, что отказ его страны от дальнейшего сотрудничества с КНР побудит Вашингтон играть более активную роль в разных проектах в Панаме. В последние годы, по словам панамского президента, Соединенные Штаты "сами забыли про Латинскую Америку, оставив здесь много пустого места, которое поспешили заполнить другие крупные игроки".
В целом Хосе Рауль Мулино после общения с Марко Рубио излучал демонстративную уверенность, повторяя, что не верит в возможность того, что США захотят применить силу для возвращения Панамского канала под свой контроль. Однако Дональд Трамп на днях, беседуя с журналистами, вновь вернулся к этой теме, подчеркнув: "Мы точно собираемся вернуть его обратно. В ином случае – произойдет что-то очень мощное".
Как считает политолог Владимир Рувинский, на самом деле у Хосе Рауля Мулино уверенности в завтрашнем дне осталось мало:
"В случае плохого развития событий Панаме придется очень непросто. Память о вторжении США в страну в 1989 году еще свежа. И у Панамы вообще ведь нет никакой армии. В целом Панама за последние 20 лет привыкла к тому, что она стала местом, где очень много компаний и много богатых людей всего мира хранили, по крайней мере до знаменитого скандала с "панамскими бумагами", свои деньги. Панама – это был до сих пор благополучный оазис, где можно очень хорошо жить, хорошо инвестировать и прятать деньги, получать от этого очень большие барыши. Но вдруг оказалось, что вся эта стабильность поставлена под вопрос. И это, конечно, приводит к очень большим опасениям, что все-таки ситуация может повернуться не в лучшую сторону для Панамы".
Резюме Госдепартамента США о переговорах Марко Рубио в Панаме, по мнению ряда аналитиков, оказалось довольно агрессивным. В нем говорится, что Дональд Трамп твердо уверен в том, что контроль над каналом сейчас принадлежит КНР – и это совершенно неприемлемо для Вашингтона. "Госсекретарь Рубио ясно дал понять, что существующий статус-кво при отсутствии немедленных изменений потребует от Соединенных Штатов принятия срочных мер, необходимых для защиты их прав", – подчеркивает автор документа, новый пресс-секретарь Госдепартамента Тэмми Брюс, указывая на то, что присутствие Китая в Панамском канале нарушает старый договор Картера-Торрихоса, призванный гарантировать нейтралитет канала. При этом Тэмми Брюс не уточняет, какими могут быть эти меры.
Сам Марко Рубио во время визита лично посетил Панамский канал, понаблюдав, как по нему проходит один американский нефтетанкер, и вспомнил непростую историю американо-панамских отношений. Он признал, что Панама как суверенное государство "родилась в результате осуществления интересов Соединенных Штатов", добавив, что в этих отношениях "были взлеты и падения". В первую очередь он имел в виду вторжение США в Панаму в 1989 году, военную операцию под названием "Правое дело", которую Вашингтон организовал с целью сместить и арестовать тогдашнего фактического правителя страны генерала Мануэля Норьегу, обвинявшегося в наркоторговле и других тяжких преступлениях.
Кроме того, Марко Рубио поблагодарил президента Хосе Рауля Мулино за поддержку усилий США в борьбе с нелегальной миграцией, а именно – за сокращение количества нелегалов, проходящих через так называемый Дарьенский пробел, находящийся восточнее Панамского канала, на границе между Колумбией и Панамой. Это естественное "бутылочное горлышко", миновать которое мигранты из всей Южной Америки не могут – дикая необжитая местность, покрытая густыми джунглями, где до сих пор почти не было панамской полиции и правительственных войск и где осуществляется торговля людьми, которые ищут возможность добраться до США.
Большой канал с большими проблемами
Стоимость прохода по Панамскому каналу в последние годы заметно выросла – о чем раз за разом вспоминает Дональд Трамп. В числе главных причин администрация канала называет постоянные засухи, вызывающие резкое снижение уровня воды, недостаток капиталовложений – и постоянно повышающийся спрос.
Судя по последним подтвержденным данным (на сентябрь 2023 года), за предшествующие 12 месяцев общая плата, полученная Панамой за проход по каналу иностранных судов и кораблей и за другие сопутствующие услуги составила уже 4,8 миллиарда долларов. Это на 62 процента выше, чем пятью годами ранее. При этом к тому же сентябрю 2023 года количество проходов через канал выросло всего на 2 процента – до 14080, с 13795 в 2018 году.
Как и весь мир, Панама сейчас страдает от "эффекта Эль-Ниньо" – колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, оказывающего заметное влияние на мировой климат. Эль-Ниньо нарушает циркуляцию в атмосфере, ослабляя или смещая ветры, которые иначе принесли бы в Панаму и другие тропические страны намного больше осадков.
Периодически вызванные Эль-Ниньо тяжелые засухи вынуждают панамские власти ради экономии воды сокращать количество походящих по каналу судов. Шлюзы канала используют огромное количество воды – всего один проход судна забирает столько же воды, сколько полмиллиона панамцев потребляют за день. В последние пару лет засуха привела к возникновению на канале крупных пробок – так как уровень воды в нем стал ниже, чем когда-либо ранее. Недавно Администрация Панамского канала вновь ограничила проход через канал – уже примерно до 18 судов в день.
Эти ограничения, особенно на фоне последних внешнеполитических событий, приводят к задержкам, увеличению стоимости доставки товаров и общей неопределенности будущего Панамского канала как одной из важнейших узловых точек мировой торговли. Ведь аналогичный кризис сейчас возник и на другом главном морском пути мира – Суэцком канале, подвергающемся воздействию войн на Ближнем Востоке.