Тверской районный суд Москвы оштрафовал на 60 тысяч рублей незрячую гражданскую активистку Оксану Осадчую. 24 августа девушка вышла на антивоенный пикет на Манежную площадь. В руках она держала плакат "Полтора года бессмысленной и позорной войны". Также сотрудники МВД задержали подругу Оксаны Любовь Лукашенко, которая фотографировала акцию. Ей присудили штраф в 50 тысяч рублей и 40 часов исправительных работ. Ранее к штрафу в 10 тысяч рублей был приговорен муж Оксаны Осадчей Валерий Ремизов, который в годовщину отравления Алексея Навального, 20 августа 2023 года, вышел в пикет на Красной площади.
Валерий Ремизов – незрячий активист из Самары, который более 10 лет поддерживал Алексея Навального. Он участвовал в акциях в его поддержку в 2021 году, активно наблюдал за выборами. Вместе со своей женой, также незрячей Оксаной Осадчей, они публично выступают против войны в Украине. Радио Свобода рассказывало об истории их знакомства и антивоенной позиции.
Очень важно не оставаться в стороне
– Мне досадно осознавать тот факт, что человек, стоящий с бумажкой на Красной площади, настолько опасен для государства, что его нужно обязательно наказать. Хотя, конечно же, в контексте текущего времени это наказание не выглядит суровым. Несмотря на решение суда, я планирую продолжать выходить на акции протеста. Для меня очень важно не оставаться в стороне. Мы не должны бояться высказывать и отстаивать свое мнение. Российское государство ведет чудовищную войну. Я не могу противостоять этому с оружием в руках. Но могу хотя бы словом. Нельзя просто так молчать и делать вид, что ничего не происходит. Риски есть всегда, даже когда сидишь дома и ничего не делаешь, но мне такая альтернатива не по душе, – говорил Валерий Ремизов после приговора, вынесенного 30 августа 2023 года.
Оксану Осадчую задержали за акцию на Манежной площади в Москве 24 августа. На неё составили протокол по статье о "дискредитации" армии. Девушка держала в руках антивоенный плакат. Суд по ее делу должен был пройти в сентябре, но его перенесли на 19 октября. По словам Оксаны, прекращать антивоенные выступления она не собирается:
Мы будем обжаловать это решение
– Этот штраф был ожидаем, потому что антивоенный пикет – это не то, за что сейчас оправдывают. Там была просто куча процессуальных нарушений, суды переносились, судья отклоняла абсолютно все ходатайства защиты – о допуске свидетелей защиты, о допуске полицейских, которые нас задерживали. Мы будем обжаловать это решение.
– Оксана, почему вы вообще решили провести антивоенный пикет в Москве 24 августа? И как прохожие на него реагировали, если они вообще успели вас заметить?
Хочется, чтобы были слышны и антивоенные голоса
– Я вышла, потому что мне очень тяжело от того, что все это длится так долго. Все это очень грустно и страшно. Хочется как-то на это повлиять, хочется, чтобы были слышны и антивоенные голоса. Обычно я выхожу в пикеты в разных местах, чаще всего в парки, а тут я говорю: что-то у нас уже много парков, давай на Манежную площадь пойдем. Там мы стояли минут десять. Была одна девушка, которая нас поддерживала, но в основном люди никак не реагировали.
– В одном из наших интервью вы рассказывали, что пытаетесь общаться с людьми на улицах Москвы, пользуясь вашим положением. Разговариваете с ними о войне – кто-то разделяет вашу антивоенную позицию, кто-то не разделяет. По вашим наблюдениям, как изменилось отношение россиян к войне с Украиной за эти более чем полтора года войны?
Люди боятся говорить об этом
– Мне сложно сказать, поскольку я не социолог. Это сложно сказать еще и потому, что далеко не все люди в принципе готовы на эту тему общаться. Но есть ощущение, что, скорее, стало больше страха. У меня нет ощущения, что стало больше поддержки войны или антивоенных выступлений. Но это мои субъективные ощущения. Думаю, люди просто боятся говорить об этом, потому что их могут наказать. В моем близком кругу все более-менее разделяют мою антивоенную позицию.
– Как изменилась ваша жизнь за эти год и несколько месяцев с начала войны?
Стараюсь делать то, что в моих силах
– Раньше во многом было больше отчаяния, потому что ты пытаешься что-то делать и понимаешь, что на каком-то очень маленьком уровне это ни на что не влияет. А как можно изменить все глобально, непонятно. Просто стараюсь делать то, что в моих силах, переписываться с политзаключенными, передавать информацию, ходить в суды, когда работа позволяет, то есть делать что-то, что могу.
– Что вы собираетесь делать дальше, какая у вас дальнейшая стратегия жизни? С учетом того, что решение суда уже вынесено и вы на свободе?
Буду так же выходить на пикеты
– Естественно, буду так же выходить. Буду подавать апелляцию на решение этого суда и выходить на пикеты. Просто без четкого антивоенного посыла, потому что проблема в том, что повторная дискредитация – это уже риск уголовного преследования. Есть очень много других тем, включая проблемы политзаключенных, включая разрушение вообще какого-либо правосудия, – вот сейчас происходят нападки на адвокатов, их аресты. В нашей реальности много тем, по которым я могу высказаться. Плюс, в следующем году я планирую поступать в магистратуру во Франции. Не для того чтобы уехать из России – мне в принципе важно продолжить образование, но делать это в России я не вижу смысла. Во-первых, меня, скорее всего, отчислят через несколько дней за судимости, а во-вторых, ценность образования в России очень сомнительна. Кроме того, так я смогу получить какое-то представление о другом менталитете, о том, как живут люди с инвалидностью в разных странах и как они в том числе защищают свои права.
Защитник Оксаны Осадчей Владимир Василенко уточнил, что девушку привлекли к административной ответственности сразу по двум статьям. По статье 20.2, часть 5 КоАП (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания) ей назначили штраф в размере 15 тысяч рублей, а по части 1-й статьи 20.3.3 КоАП (дискредитация вооруженных сил) – 45 тысяч рублей. В интервью Радио Свобода адвокат рассказал о ходе судебного заседания и также сообщил, что попытается оспорить решение суда :
Это был не суд, а самый настоящий цирк
– Все, что происходило в зале административных заседаний, было издевательством над правом и правосудием в прямом смысле этого слова. От права и правосудия там не было ничего. Это был не суд, это был самый настоящий цирк, потому что нам отказали абсолютно во всех ходатайствах. Они даже отказались опросить свидетеля защиты, который находился в здании суда. Мы это решение обязательно обжалуем, более того, мы заявили отвод судье Ореховой на основании того, что нами 10 октября 2023 года была подана жалоба в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации на действия судьи Ореховой при вынесении аналогичного решения по делу.
– Как вы думаете, возможно будет оспорить это решение?
– Если бы мы находились с вами в юрисдикции Великобритании, США, Германии, любой европейской страны, тогда бы я сказал, что это решение, конечно же, будет изменено в порядке обжалования, и все будет замечательно. Но мы находимся в России. В России система права окончательно перестала работать, по моему представлению, года с 2021-го. Поэтому, пока идет война, я боюсь, что оспаривать-то мы будем, но, скорее всего, благополучно уйдем с этим в Комитет по правам человека ООН.
– Владимир, а как вам кажется, суд, вынося это решение, принимал во внимание тот факт, что Оксана является инвалидом по зрению?
– Мы пока не видели самого постановления по делу, но такая вероятность есть. Возможно, это решение принималось исходя из того, что Оксана – инвалид по зрению, и поэтому штраф был назначен на 5 тысяч рублей меньше, чем обычно по таким статьям.
– По данным правозащитников, после начала войны с Украиной в России было почти 20 тысяч задержаний за антивоенную позицию. Как вы думаете, что объединяет людей, которые, точно зная, что их ждет наказание – административное или уголовное, все равно публично высказываются о своей антивоенной позиции?
Войны ничем хорошим не заканчиваются
– Я сам об этом думал, когда выходил на пикет "Любовь сильнее войны". Ответ на этот вопрос лежит не в юридической плоскости, а в человеческой. Мне кажется, что гражданские активисты и просто неравнодушные люди в России понимают, что войны ничем хорошим не заканчиваются. Не только война в Украине – любая война, какую мы ни возьмем, она ни для кого хорошо не заканчивалась : те же Афганистан, Чечня и так далее. Собственно говоря, люди просто понимают цикличность истории и считают, что нападать на другую страну как минимум нехорошо. Власть этого не понимает. Как сказала Ирина Ясина, у людей, которые придерживаются антивоенной позиции, как правило, хорошее гуманитарное образование. Боюсь, что у нашей власти нет хорошего гуманитарного образования. Еще объединяет солидарность. За последние два-три месяца я слышал от разных людей одну и ту же историю: работодатели просят подсудимых не говорить в суде, где они работают, и при этом готовы оплачивать штрафы сотрудников за пикеты за своей счет. Теперь есть даже такое.
- Проект ОВД Инфо сообщает, что с 24 февраля 2022 года по 15 октября 2023 года в России за антивоенную позицию было зафиксировано 19 825 задержаний. К концу сентября этого года фигурантами "антивоенных дел" стали 723 человека. Административная и уголовная статьи о дискредитации армии были введены в КОАП и УК в марте 2022 года, после начала военного вторжения России в Украину. Дискредитацией российские суды признают любые антивоенные выступления или сообщения о совершении российскими войсками военных преступлений.