Ссылки для упрощенного доступа

Разворот Трампа. Чем грозит США тандем Китая с Европой? 


Мумин Шакиров подводит итоги 15-й недели 2025 года

Настоящий материал, информация произведён, распространён и или направлен иностранным агентом Шакировым Мумином Шакировичем, либо касается деятельности иностранного агента Шакирова Мумина Шакировича.

Трамп ждет глав государств, которые захотят передоговориться с ним о новых торговых тарифах. Зачем президенту США война со всем миром? Поднебесная наносит ответный удар. Китай предлагает Европе коалицию и повышает пошлины для США. Что дальше?

Грани времени. Итоги 15-й недели Мумин Шакиров подводит с предпринимателем Евгением Чичваркиным, c профессором Университета Pompeu Fabra Рубеном Ениколоповым и преподавателем Познаньского университета им. Адама Мицкевича Иваном Пешковым.

Чем грозит США тандем Китая с Европой? | Глава Чечни запугивает людей
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:56:52 0:00

Президент США Дональд Трамп поставил на паузу торговую войну в отношении более 75 стран, но противостояние с Китаем продолжается: совокупные пошлины на импорт китайских товаров уже составляют 145 процентов. Китай, в свою очередь, также поднял пошлину на импорт из США до 125 процентов. В пятницу рынки продолжили падение. 2 апреля Трамп объявил о введении торговых пошлин в отношении подавляющего большинства торговых партнеров США.

Это привело к тому, что из-за падения котировок на крупнейших мировых биржах ведущие компании потеряли триллионы долларов рыночной стоимости. Уже 3 апреля совокупное состояние 500 богатейших людей планеты, по данным Bloomberg, сократилось на 208 миллиардов долларов. Сам Трамп потерял полмиллиарда долларов после введения новых таможенных пошлин. Также начали падать цены на нефть и криптовалюту.

О том, чем закончится торговое противостояние между США И Китаем, говорит экономист, профессор университета Pompeu Fabra Рубен Ениколопов:

Это глобальная перестройка, где основные спарринг-партнеры - это США и Китай

- Очевидно, что этот конфликт касается не только Китая и США. Несмотря на то, что Трамп поставил на паузу тарифы по отношению к другим странам, на самом деле это глобальная перестройка, где основные спарринг-партнеры - это США и Китай. Но в этом участвуют все остальные страны, на самом деле, Америка полностью меняет устройство глобальной экономики. США отказывается от роли такого гегемона, который следит за миропорядком и переходит в совершенно другую роль, более изоляционистскую, при которой страна не несет ответственности за мировую финансовую и торговую систему. Так что это гораздо больше, чем просто отношения Китая и Америки.

Рубен Ениколопов
Рубен Ениколопов

От этого пострадают от этого все. Вопрос, кто больше. Выигравших в этой схватке не будет. Нас ждёт существенное сокращение мировой торговли. Раньше была достаточно стабильная система, в которой была одна доминирующая валюта - доллар США. Во многом так было потому, что США были абсолютно ведущей нацией, которая обеспечивала функционирование международной кооперативной системы, где все соблюдали правила. Были более-менее четкие правила, как эта система работает. США получало от этого большую выгоду, но и несло большие издержки по поддержанию этой системы. Сейчас Америка говорит, что больше не готова нести эти издержки. Но там не понимают такой логики - если вы не несёте издержки, то не получаете и выгоды этой системы. Они пытаются воссоздать другую систему, где все решается на основании отдельных договоренностей между разными странами.

Это стиль Трампа, он не играет по правилам, он играет на индивидуальных договоренностях. На самом деле, для международной торговли это гораздо менее эффективная система. Поэтому, скорее всего, международная торговля упадет, и это будет достаточно болезненный удар по всем странам, потому что это приведет к снижению мирового экономического роста. Вполне возможна мировая рецессия. Рядовой потребитель почувствует подорожание товаров. Когда международная торговля становится менее эффективной, прежде всего, это отражается на ценах того, что вы импортируете. Может пострадать рынок труда, потому что теперь для тех стран, которые были включены в мировую производственную цепочку, это будет делать сложнее.

Что касается того, что Евросоюз отложил на 90 дней введение ответных пошлин на товары из США - никто не вышел из игры. Спортсмены остались внутри ринга, разошлись по углам на 90 дней и пытаются о чём-то договориться. Но я не думаю, что остальные страны решили, что все нормально. Это не то, о чём сигнализировала администрация Трампа. Они сдали назад, потому что реакция рынка была очень негативной. Самое болезненное было то, что происходило на долговом рынке Америки Трежерис, который очевидно просигнализировал, что Америка перестает быть таким практически единственным безрисковым рынком. По сути, этого можно было ожидать. На самом деле, очень сложно представить себе, что торговый дефицит сократится. Торговый дефицит – это зеркальное отражение рынков капитала, - говорит Рубен Ениколопов.

Тарифная война Трампа сюжет Никиты Пешкова Грани времени 12.04.2025
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:22 0:00

На данный момент в США действует базовый тариф в 10 процентов на импорт из всех стран, включая входящие в Евросоюз. Исключениями из списка облагаемых пошлиной товаров являются, в частности, медь, пиломатериалы, фармацевтические препараты, энергоносители и полезные ископаемые, которые не встречаются в США. 10-процентная пошлина также не распространяется на автомобили и автозапчасти, но в отношении них по-прежнему действует отдельный 25-процентный тариф, введенный Трампом в прошлом месяце. Кроме того, сохраняются 25-процентные пошлины на весь импорт стали и алюминия.

О том, возможно ли в новых условиях торговой войны между США и Китаем сближение КНДР и Евросоюза, рассуждает преподаватель Познаньского университета им. Адама Мицкевича Иван Пешков:

Мы видим тупик, в котором Евросоюз становится каким-то временным союзником Китая

- Самое главное – понять, для чего им объединяться. Целью может быть создание временной коалиции для попытки Китая выйти из очень сильной конфронтации с Америкой. Китай занял самую твёрдую в мире позицию, за что поплатился самым высоким уровнем санкций – 124%. И сам поднял их до 125%. То есть мы видим определенный тупик, в котором Евросоюз становится каким-то временным союзником. Но характер этого союза, конечно, может варьироваться, потому что проблемы между Китаем и Евросоюзом есть, они не такие острые, как с Америкой, но хронические и многолетние. При этом Евросоюз для Китая является очень важным рынком, и что самое главное, Евросоюз радикально отличается от Америки, потому что это всё-таки система государств, с каждым из которых у Китая есть отдельные отношения. Это даёт возможность разыгрывать политику Евросоюза в Китае намного глубже, интереснее и эффективнее, чем в США.

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп, 2017 год
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп, 2017 год

Китайская политическая и экономическая система достаточно сложная. Весь китайский аппарат пронизан партией, но при этом во время торговой войны мы видим три вида инструментов давления на США. Прежде всего, это санкции, торговые пошлины, это ограничение экспорта и даже ограничение в культурной политике. В Китае было запрещено показывать голливудские фильмы, то есть предпринята попытка отрезать каждого шестого или седьмого человека на земле от американской продукции. Это, конечно, символическая мера, она, скорее всего, будет быстро отменена. Санкциями заведует Госсовет КНДР. А решение по таможенным пошлинам принимает Министерство финансов. Но все эти организации, они, естественно, связаны напрямую с партийным руководством.

Попытки сдерживания китайской экономики в Китае воспринимаются как нарушение суверенитета и попытки остановить или унизить Китай. Поэтому у китайских элит здесь есть определенный консенсус, что санкции - вещь опасная, но не мы это начали. И на таких условиях Китай добиваться снижения санкций не будет, он должен показать свое лицо. Вот это трагическое расхождение и в личностных качествах, и в политической культуре США и Китая привело к этому тупику, за которым сейчас с замиранием сердца наблюдает весь мир. Вся китайская экономическая модель с 70-х годов была выстроена с ориентировкой на американский рынок, который был источником знаний, источником подражания, источником денег, источником всего. Поэтому Америка сыграла огромную роль в развитии Китая. Естественно, потеря этого рынка будет очень болезненной.

Я думаю, что эти договоры с Евросоюзом - какая-то попытка поиска запасных аэродромов. Китайцы очень хорошо понимают, что Евросоюз тоже унижен Америкой, и Евросоюз тоже не до конца понимает, куда идёт Америка. Поэтому китайцы сейчас ищут новых партнёров. Цель Трампа – разрушить связь Китая и Америки, которая, с его точки зрения, приносит пользу только Китаю. Трамп считает своей миссией разрушение многолетней политики переноса индустриальной мощи в Китай, возвращение рабочих мест обратно в США. Поэтому он готов к тому, что часть граждан потеряет свои деньги за счёт инфляции, за счёт подорожания товаров, за счёт нарушения каких-то логистических цепочек. Но его базовая группа избирателей - американские рабочие и так далее, они что-то получат в этой игре. Вопрос - в какой стране будет больше проигравших от этой торговой войны, полагает Иван Пешков.

XS
SM
MD
LG