Ссылки для упрощенного доступа

Первый советский "Афган"


Советские солдаты
Советские солдаты

Историк Павел Аптекарь – о том, чем завершился тайный поход Красной Армии в Афганистан в 1929 году

Сергей Медведев: Прошлое буквально вторглось в наши новости – Афганистан: у всех перед глазами кадры вывода американских войск. Конечно, мы вспоминаем, как в 1989 году выводил свои войска Советский Союз. Между тем мало кто знает, что за 60 лет до того, в 1929 году СССР уже вторгался в соседнюю республику. Тот поход окончился точно так же – выходом войск и своего рода бесславным поражением.

У всех перед глазами кадры вывода американских войск из Афганистана

Почему ни одна империя так и не смогла покорить Афганистан? Почему его называют кладбищем империй? Что ждет эту страну сегодня? У нас в студии историк Павел Аптекарь.

Корреспондент: Мировые СМИ заполнены кадрами очередного вывода войск из Афганистана – на этот раз после 20-летнего присутствия. Афганистан как "коридор" между Индией и Центральной Азией на протяжении многих веков привлекал внимание великих держав: Британии, России и Америки. Свои региональные претензии заявляли там Иран, Пакистан, Индия. В 1979 году Советский Союз ввел контингент войск в Афганистан. За 10 лет там погибли 15 тысяч военнослужащих, больше пятидесяти тысяч получили ранения. Одновременно были убиты и покалечены более двух миллионов афганцев, в основном мирные жители, еще миллионы стали беженцами.

Видеоверсия программы

Афганистан был первой страной, которая установила дипломатические отношения с новой советской Россией

Между тем советское руководство пыталось повлиять на внутренние конфликты внутри страны еще в 1920-х. Афганский поход Красной армии 1929 года представлял собой своеобразную спецоперацию, направленную на поддержание свергнутого короля Афганистана Амануллы-хана, против которого выступали войска моджахедов, обвинив короля в нарушении норм шариата и исламского общества в целом. Тайный поход Красной Армии в Афганистан в 1929 году так же окончился неудачей и отступлением, как и война СССР полвека спустя.

Павел Аптекарь: Первые воинские подразделения Красной армии вошли на территорию Афганистана даже раньше, в 1919–20 годах – это была охрана посольства РСФСР в Афганистане. При этом Афганистан был первой страной, которая установила дипломатические отношения с новой советской Россией. Это произошло после того, как новый эмир Афганистана Аманулла-хан отправил Ленину длинное письмо, в котором предложил заключить договор о дружбе и взаимной помощи.


Сергей Медведев: Как я понимаю, Аманулла-хан был реформатор, своего рода афганский Ататюрк.

Павел Аптекарь: Скорее афганский Петр I, потому что Ататюрк все-таки не был монархом, а Аманулла был эмиром Афганистана. Он был активным реформатором, развивал образование в стране, в 1924 году провозгласил первую афганскую конституцию с гарантиями прав. Что больше всего раздражало его противников: он пытался хотя бы частично уменьшить вопиющее неравенство между мужчинами и женщинами в Афганистане, то есть разрешил образование, в том числе и среднее, для девочек. В какой-то момент он запретил мужчинам из высших сословий жениться, не получив образование, что вызвало одно из восстаний. "Не хочу учиться, хочу жениться" – таков был один из доводов.


Сергей Медведев: Такое ощущение, что Афганистан не одно столетие был каким-то магнитом для Российский империи. Конечно, надо вспомнить и "большую игру", противостояние с Британией.

Павел Аптекарь: Магнитом он был не только для Российской империи, но больше для Британской.

Афганистан не одно столетие был каким-то магнитом для Российский империи

С Наполеоном хотели делать совместный французско-русский поход против Британии в 1801 году. Собрали больше 40 казачьих полков. В начале XIX века никаких железных дорог еще не было, все это конным и пешим порядком. Весна 1800 года была довольно бурной. Казачья армия просто застряла в Оренбургской губернии по причине распутицы. Тут выяснилось, что Павел I умер от "апокалипсического удара табакеркой", и поход сам собой рассосался.

Сергей Медведев: Почему Россию век за веком тянет в Афганистан, ведь Центральная Азия своя, она здесь, в подбрюшье.

Павел Аптекарь: Центральная Азия стала своей лишь через полвека. Походы генерала Черняева и генерала Скобелева – это конец 1860-х – начало 1870-х годов. Дальше началась действительно игра за подбрюшье тогдашней Средней, а нынешней Центральной Азии. С другой стороны, Великобритания опасалась, что Россия начнет интриговать в британской Индии.

Павел Аптекарь
Павел Аптекарь

Нынешний Пакистан – это тогдашняя британская Индия, с которой граничит Афганистан. Так называемая линия Дюранда, которая сейчас фактически совпадает с границей между Пакистаном и Афганистаном, в тот момент была легко проницаема, по обе стороны этой границы жили пуштунские племена, которые никого не привыкли слушаться, кроме своих племенных вождей, достаточно свободно ходили туда-сюда через границу.

Сергей Медведев: В чем был смысл "большой игры" – насолить Британии? Целью являлись европейские расклады, или действительно была какая-то вечная российская имперская идея дойти до Индийского океана? Я вспоминаю Тютчева: "От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная… Вот царство русское … и не прейдет вовек".

Павел Аптекарь: Красивые слова... Но надо понимать, что первая попытка активных действий в Афганистане в 1878 году была предпринята как раз во время русско-турецкой войны: туда отправилась миссия под руководством генерала Столетова. В тот момент было понятно, что русско-турецкая война скоро закончится. Русское политическое руководство, то есть ближайшее окружение царя Александра II понимало, что в ответ на какую-то вопиющую акцию в Афганистане, попытку настроить Афганистан против Британской империи британские корабли могут появиться в Черном море, в котором было тогда два крупных броненосца адмирала Попова и какие-то минные корабли. Воевать против британского флота никто не хотел. Поэтому миссия Столетова закончилась практически ничем, он уехал якобы для получения детальных инструкций.

Вскоре Англия, хоть и ненадолго, частично подчинила себе Афганистан, заключив с ним договоры. Дальше уже британцы хотели максимально отодвинуть линию проникновения России на север, затруднить регулярное сообщение по железной дороге между центром России и Средней Азией.

Весь XIX век – это российско-британское противостояние относительно Афганистана

Сергей Медведев: Россия в 1880-х в большой секретности построила Памирский тракт.

Павел Аптекарь: Это было уже в конце 1880-х – начале 1890-х годов, причем уже после истории с кушкинским инцидентом.

Сергей Медведев: Это были российские и афганские войска или фактически с той стороны были британцы?

Павел Аптекарь: Там была британская миссия, они стимулировали афганскую активность на новой линии границы. Британские войска, конечно, там не участвовали. То есть это было столкновение довольно небольшого отряда русских войск: два стрелковых батальона, один закаспийский, другой туркестанский, некоторое количество регулярной туркменской конницы, казаки и, по-моему, всего четыре орудия. В общей сложности 1800 человек с русской стороны и, по-моему, 5,5 тысяч с афганской.


Сергей Медведев: Весь XIX век – это российско-британское противостояние относительно Афганистана. Затем мы переходим в ХХ век, когда приходит Аманулла-хан и в 1919 году пишет письмо Ленину.

Павел Аптекарь: В этот момент шла новая англо-афганская война, результатом которой стала окончательная эмансипация Афганистана от Англии. Англия отказалась от контроля над внешней политикой Афганистана, а до этого все афганские внешние сношения должны были идти через Великобританию. Война 1919 года показала афганцам их силу, боевой дух, сплочение.

Сергей Медведев: Что вынудило Советский Союз вмешаться в 1929 году, да еще в таком секретном формате?

Война 1919 года показала афганцам их силу, боевой дух, сплочение

Павел Аптекарь: Это была не первая история, когда тогда еще советская Россия, а потом Советский Союз вмешивались в весьма секретном формате. Можно вспомнить историю Красной Персии. В 1929 году Аманулла-хан укрепил свою власть и отправился в длительный визит в Европу и СССР. Как раз перед этим была новая серия реформ, в том числе предусматривающая введение воинской повинности, но при этом позволяющая откупиться от нее. Потом разрешили более широкое женское образование.

Все эти меры требовали дополнительных средств на образование и здравоохранение, а это все немаленькие деньги. Это вызвало восстание против Амануллы-хана. Несмотря на то, что он вернулся и в какой-то момент пытался возглавить войска, его усилия оказались тщетными. В январе 1929 года повстанцы во главе с бывшим взводным командиром эмирской гвардии Бачаи Сакао захватили Кабул. Перед этим Аманулла-хан передал трон своему брату Инаятулле, но тот тоже капитулировал, улетел на самолете со своим семейством в британскую Индию.

Сергей Медведев: Слово Аркадию Дубнову, независимому эксперту по Центральной Азии.

Аркадий Дубнов
Аркадий Дубнов

Аркадий Дубнов: Почему Афганистан привлек внимание Советского Союза? Это имеет некоторые исторические корни. В Афганистане в начале прошлого века к власти пришел Аманулла-хан, очень молодой, честолюбивый, образованный представитель пуштунского рода. Пытаясь освободиться от британской зависимости, отстоять независимость Афганистана, он добился расположения советской России и лично лидера мирового пролетариата, обменялся с ним письмами, стал первым лидером иностранного государства, который нанес официальный визит в советскую Россию уже в 1928 году. До этого лидеры большевиков если и встречались, то за пределами России, так что это весьма знаменательная история, делающая Афганистан важным и для Советского Союза, преемника нынешней России.

Ну, а история про советско-афганскую войну, про вторжение Советского Союза в 80-е годы хорошо известна. Но и она тоже определялась тем, что Россия выступала здесь противовесом уже не Британии, а скорее, как сейчас говорят, коллективному Западу, скорее всего, была спровоцирована Западом на залезание в Афганистан, который как был кладбищем империй, так и стал кладбищем последней империи последнего исторического периода – Советского Союза.

Афганистан стал кладбищем последней империи последнего исторического периода – СССР

Павел Аптекарь: В апреле 1929 года политбюро решило, что надо помочь Аманулле-хану вернуться на трон, был сформирован смешанный отряд из афганских беженцев, частично из национальных частей Красной армии...

Сергей Медведев: …переодетых афганцами, которые вышли на территорию Афганистана.

Павел Аптекарь: Командовать ими поставили Виталия Примакова, который получил псевдоним Рагиб-бей.

Сергей Медведев: Эта операция известна как "миссия Примакова".

Павел Аптекарь: 12 апреля они перешли границу, 22-го заняли Мазари-Шариф, столицу Северного Афганистана. Но тут выяснилось, что афганские соратники оказались самонадеянными. Они обещали, что этот небольшой отряд обрастет ополчением и двинется дальше на Кабул, но выяснилось, что большая часть населения относится к этому отряду в лучшем случае нейтрально.

Сергей Медведев: Как я понимаю, не было секретом, что это советские красноармейцы, ведь они штурмовали Мазари-Шариф с криками "ура".

Павел Аптекарь: Это было ясно и по вооружению, и по полетам тогда еще незамаскированных самолетов. Мазари-Шариф в какой-то момент был осажден превосходящими силами гарнизона близлежащей крепости Дейдади и местным ополчением. Примаков отправил любопытную телеграмму: "То, что вы не отправляете нам помощь и боеприпасы, нарушает наши прежние договоренности. Нам нужен эскадрон головорезов, чтобы сделать отряд более маневроспособным, и 200 газовых гранат, потому что имеющихся хлоровых гранат мало. Мне надо понимать, как действовать, получу я помощь или нет. Если нет, то я иду ва-банк, иду брать Дейдади. Если мы взяли, то, значит, мы хозяева положения, если нет, то мы превращаемся в банду и возвращаемся обратно". Помощь вскоре пришла. Причем этот отряд возглавлял, судя по всему, Иван Петров, будущий герой и руководитель обороны Севастополя. Осада была снята, крепость Дейдади взята, совместный отряд двинулся дальше в сторону Кабула.

Сергей Медведев: Успех был временный, Афганистан все равно поднялся против советского вторжения.

Успех был временный, Афганистан все равно поднялся против советского вторжения

Павел Аптекарь: Неудача была обусловлена прежде всего неудачей повторной попытки Амануллы-хана вернуться на престол. Одни пуштунские ополчения нанесли мощный удар по другим пуштунским племенам. Аманулла-хан вынужден был вернуться в британскую Индию. Когда это стало известно, там была длительная история с очень тяжелыми боями за город Ташкурган, потому что афганцы вышли в тыл этой группе, которая пошла дальше на Кабул. Тут как раз выяснилось, что Аманулла-хан потерпел поражение.


Сергей Медведев: Что это было – колониальная операция, имперская политика СССР? Вспомним Павла Когана: "Мы еще дойдем до Ганга, мы еще умрем в боях, чтобы от Японии до Англии сияла родина моя". Это была часть мировой революции? Хлебников собирался идти в Индию.

Павел Аптекарь: Хлебников как раз засветился в Красной Персии, что любопытно. Я думаю, скорее это была такая попытка обеспечить спокойствие в Средней Азии, где сложилась крайне тяжелая ситуация вследствие начала коллективизации, убрать возможный внешний фактор, который мог взорвать ситуацию в Средней Азии во время коллективизации.

Сергей Медведев: Почему Афганистан – такое кладбище империй, почему век за веком все они там проваливаются?

Павел Аптекарь: Есть блестящая работа 1921 года бывшего генерала Генштаба русской армии Андрея Снесарева про Афганистан. Там говорится, что вообще Афганистан в виду своей малонаселенности, небольших минеральных богатств не должен привлекать интереса. Он имеет стратегическое значение как мост между Индией и Центральной Азией. Снесарев описывает местное население, как очень свободолюбивое, не любящее внешнего влияния.

Сергей Медведев: Уроки истории вполне очевидны: Афганистан не терпит никакого внешнего вмешательства.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG