Певицу Наоко из уличной группы "Стоптайм" оштрафовали на 30 тысяч рублей за исполнение песни Монеточки "Ты солдат". Наоко обвинили в"дискредитации" российской армии . При этом в композиции не упоминается армия РФ.
После заседания суда Наоко (она же Диана Логинова) повезли в отдел полиции для составления очередного протокола, какого не уточняется. Там певице стало плохо - ей вызвали скорую, но всё-таки оставили на ночь в отделении.
Как передаёт "Медиазона", на 18-летнюю вокалистку уличной группы составили второй протокол по административной статье об "организации массового пребывания граждан в общественных местах".
Ранее стало известно, что Куйбышевский суд Петербурга вернул в полицию протокол на Диану Логинову по статье о "дискредитации" армии за исполнение песни Noize MC "Светлая полоса". При этом в тексте нет упоминаний войны или армии.
Преследование Наоко и музыкантов группы "Стоптайм" вызвало широкий резонанс и волну поддержки, в том числе от Noize MC и Монеточки. Группа получила известность, исполняя песни "иностранных агентов", за что и стали объектами преследования.
Уличные музыканты в разных городах исполняли песни в поддержку Stoptime. На прошлой неделе в Екатеринбурге задержали уличного музыканта Евгения Михайлова. Ему вменяют статью о мелком хулиганстве.
Параллельно разворачивается другой сюжет: в России возбуждено уголовное дело в отношении провоенного блогера Татьяны Монтян. Она находится под подпиской о невыезде. Монтян внесена в реестр лиц, против которых возбуждены дела по статьям об экстремизме и терроризме. Росфинмониторинг заблокировал ей счета.
По какой именно статье возбуждено дело против Монтян, точно не известно. Сама она утверждает, что поводом для преследования стала её публикация в 2022 году, где содержалась фраза "охраноту мочить безо всякого сожаления". Под "охранотой" подразумевались охранители – так в российских политических кругах называют журналистов, экспертов и блогеров, в любой ситуации выступающих на стороне власти.
Как получилось, что репрессии бьют и по "своим", и по "чужим" для власти, почему в России взялись за уличных музыкантов, и в ком Путин видит реальную угрозу - обсуждаем с главным редактором "Новая газета Европа" Кириллом Мартыновым.
В Петербурге на Сенной площади задержали трёх музыкантов команды "Рестарт", которые выступали с концертом в поддержку группы "Стоптайм". Во вторник её солистку Наоко (Диану Логинову) оштрафовали за исполнение песни Монеточки "Ты солдат" и увезли в полицию для составления очередного протокола.
После задержания в Петербурге Дианы Логиновой и музыкантов группы "Стоптайм" в российских социальных сетях и на других платформах развернулась общественная дискуссия: нужно ли журналистам привлекать внимание к подобным выступлениям.
Главный редактор издания "Новая газета Европа" Кирилл Мартынов считает, что ответственность за задержание музыкантов несёт власть, а замалчивать такие акции не нужно:
Постановка вопроса - молчите, и тогда всё будет в порядке, кажется мне неправильной
- У нас есть много примеров, когда активисты, о которых никто ничего не знал, были замучены российскими правоохранительными органами. Самый яркий пример– музыкант из Биробиджана Павел Кушнир, который получил статью о дискредитации российской армии и умер в отделении полиции. О нём никто не знал и не говорил. Поэтому постановка вопроса - молчите, и тогда всё будет в порядке, кажется мне неправильной. Безусловно, российские власти, видя угрозу со стороны солидарности, могут использовать тех, вокруг кого люди солидаризируются, в качестве заложников. Это происходит прямо сейчас. Страшно смотреть на эти кадры, когда люди в штатском устраивают для молодых музыкантов из группы "Стоптайм" так называемые "карусели". Когда однажды, попав в руки правоохранительных органов, ты уже не можешь из этих рук вырваться.
Я думаю, что вокруг фигуры Наоко и музыкантов группы сейчас идёт своего рода торговля: и политическое руководство страны и спецслужбы пытаются обратить эту ситуацию в свою сторону. Они хотят показать, что солидарность им не поможет, надеяться не на что, петь песни нельзя. Они будут стремиться к тому, чтобы расколоть это движение поддержки, создать какой-то внутренний конфликт. На мой взгляд, те люди, которые искренне говорят о том, что солидарность только вредит, осознанно или нет, работают на этот раскол. Можно взять Тик-Ток и вести туда фразы "Свободу Наоко", "Я хочу смотреть балет" или "Пусть танцуют лебеди". В коротких видео, которые смотрит молодежь, есть буквально сотни сюжетов на эту тему из самых разных мест, из разных городов России. И это, конечно, абсолютно точная поддержка музыкантам.
Любая солидарность становится для власти источником угрозы, и они на неё вынуждены реагировать
Именно в этом и есть проблема для властей. Потому что страна живет в таких условиях, когда любая солидарность становится для власти источником угрозы, и они на неё вынуждены реагировать. Получается такой замкнутый круг. То есть если вы хотите защитить человеческое достоинство, вас ставят перед фактом, что этим вы вредите невинным людям, которым, возможно, проще было бы совершенно исчезнуть без общественного внимания. Так работает диктатура и фашизм. Но всё-таки музыканты выходили не в одиночные пикеты, они выходили с конкретными более радикальными песнями. Отдельные из них звучат довольно-таки лаконично и без привязки к конкретным событиям. Мне кажется, здесь наша ситуация описывается двумя основными параметрами - страх и надежда. Страх зашёл уже очень далеко.
С точки зрения даже действующего российского законодательства, музыканты "Стоптайм" ничего не нарушали. Именно поэтому их сейчас привлекают за организацию массовых собраний, которые повлекли за собой какие-то неудобства. Это не уголовная статья, непосредственно по ней посадить никого нельзя, но можно сажать на 15 суток, устраивать эту карусель. То есть людей на этом примере приучают, что нельзя не только то, что запрещено, но нельзя даже думать о том, чтобы у них была какая-то свобода воли, творчества, самовыражения. Все эти вещи находятся под запретом.
Даже в нынешней России растут люди, которые хотят обычной человеческой жизни, свободы, творчества, самовыражения
А другая сторона этой истории в том, что когда Путин в 2022 году начал войну, Диане Логиновой было 15 лет. Она выросла уже в нынешних условиях. Это фактически весь её сознательный опыт и история, которая, будем надеяться, всё-таки не закончится какой-то трагедией. История Дианы показывает, что даже в нынешней России растут люди, которые хотят обычной человеческой жизни, свободы, творчества, самовыражения. И несмотря на все усилия государства замучить этих людей, заставить их замолчать, сделать этого не получается. Каждый раз, когда появляется хотя бы небольшой вариант, что можно манифестировать надежду на нормальную человеческую жизнь, россияне возвращаются к этой надежде, - уверен Кирилл Мартынов.
Под российскую репрессивную машину попадают не только участники антивоенных пикетов и уличные музыканты, но и лояльные власти политологи и так называемые Z -блогеры. Последний пример - уголовное дело в отношении провоенного блогера Татьяны Монтян. Какова логика российской власти, преследующей верных ей людей – рассуждает журналист Кирилл Мартынов:
Просто после того, как власти победили всех своих врагов, которые оказались в эмиграции и в тюрьмах, им нужны новые
-Я не думаю, что у российской власти на этот счёт есть какая-то специальная стратегия. Просто после того, как они победили всех своих врагов, которые оказались в эмиграции и в тюрьмах, им нужны новые враги. Они ищут их вокруг себя, среди тех, кто продолжает говорить на какую-то аудиторию. Конкретно Татьяна Монтян просто оказалась недостаточно умным человеком: она не поняла, какую систему она создала своими руками. Таким, как она, в этой системе места уже не найдётся. Она почему-то считала, что если она согласна с властью в главном - про войну, про Украину, то всё остальное ей будет прощаться. При этом она не стеснялась в выражениях, и её более влиятельные коллеги по цеху, пропагандисты-аборигены вроде Владимира Соловьёва, могли предъявлять ей серьёзные претензии.
Очевидно, началась внутривидовая борьба. Примерно раз в неделю сейчас по графику происходит "чудовищная ошибка", как в известной фразе, обращённой к товарищу Сталину. Я уверен, что кроме политолога Сергея Маркова, кроме Z-блогера Романа Алёхина, Татьяны Монтян, в ближайшее время появятся новые примеры внутривидовой борьбы. Люди в этой пропаганде конкурируют за ресурсы, за влияние, за то, кто из них может отдавать друг другу приказы. Это тоже часть общества, построенного на страхах, на таких псевдо-иерархических функциях. Ты не можешь быть одновременно независимым и лояльным. Ты должен входить в чью-то команду, тебя должна прикрывать какая-то более хорошо организованная мизулинская или соловьёвская мафия. Те, кто в это не вписался, пострадают в первую очередь, - полагает главный редактор издания "Новая газета Европа" Кирилл Мартынов.