"Мы очень долго терпели, когда украинские войска наносили постоянные удары по нашим энергетическим объектам. После этого начали отвечать. И мы отвечаем, конечно, серьёзно. Это правда. В ответ украинская сторона пытается нанести ущерб нам, но наносит ущерб и нашим партнёрам", - заявил Владимир Путин на встрече с премьер-министром Словакии Робертом Фицо, которая прошла в Пекине: там оба политика участвуют в китайских торжествах по случаю 80-летия победы над Японией. Путин и Фицо обсудили, помимо прочего, и недавние удары ВСУ по нефтепроводу "Дружба", которые раздражают как Кремль, так и немногие европейские страны, поддерживающие с ним благожелательные отношения – Словакию и Венгрию. При этом вряд ли утверждения Путина о "сдержанности" России соответствуют действительности: армия РФ достаточно регулярно и не первый месяц бьет по объектам энергосистемы Украины.
Как бы то ни было, тема энергетики и нефтегазового экспорта действительно волнует Путина. В ходе его нынешнего визита в Китай "Газпром", который показывает убытки после потери европейского рынка на фоне войны в Украине, и китайская CNPC подписали меморандум о строительстве трубопровода "Сила Сибири - 2" для поставок газа с месторождений Ямала. Подпись под соглашением с российской стороны поставил один из влиятельных приближенных Путина – шеф "Газпрома" Алексей Миллер. "Сила Сибири - 2" - самый важный и амбициозный экспортный проект "Газпрома". Его строительство позволит компании частично заместить экспорт газа в Европу. До этого стороны не могли договориться, так как Китай требовал продавать сырье по ценам, близким к внутрироссийским, писала Financial Times.
У другого друга Путина, Игоря Сечина, тоже проблемы. Чистая прибыль "Роснефти" в 1 полугодии 2025 года упала в 2,3 раза. В числе причин Сечин назвал снижение цен на нефть на мировых рынках и дисконты на российскую нефть.
Какие условия Путин предложил Китаю, чтобы получать деньги от экспорта газа и не прекращать войну, вызовет ли продажа газа Китаю недовольство в стране, и как проблемы "Газпрома" и "Роснефти" могут повлиять на настроения российских элит - обсудим с нефтегазовым аналитиком Борисом Аронштейном и политологом Иваном Преображенским.
Президент России Владимир Путин, который 2 сентября встретился в Китае с премьер-министром Словакии Робертом Фицо, предложил Словакии перекрыть поставки газа в Украину. "Украина получает значительный объём энергоресурсов через своих соседей в Восточной Европе. Закройте им поставки газа, которые идут по реверсу, закройте им поставки электроэнергии – и они сразу поймут, что есть какие-то пределы их поведения в области нарушения чужих интересов", – заявил Путин.
Способен ли премьер-министр Словакии Роберт Фицо выполнить просьбу Владимира Путина и заблокировать поставки газа в Украину, и почему Путин снова поднимал эту тему в Китае – говорит политолог Иван Преображенский:
Сейчас Владимир Путин снова предлагает Словакии попасть в эту же ловушку
- Россия пытается блокировать реверсные поставки газа в Украину с 2014 года, так что это старая история. Словакия не контролирует свой трубопровод, так как владеет лишь 51% своей трубопроводной системы. Но по условиям инвестиционного соглашения трубопровод контролирует младший частный инвестор. Соответственно, в 2014 году это была фирма чешского миллиардера, уже покойного Петра Келлнера. У него было большое количество собственности в России, и он оказался между двух огней. Тогда ему пришлось продать эту собственность своему партнёру, чтобы сделать вид, что он не имеет к ней никакого отношения, и Россия не конфисковала бы его российские активы.
Сейчас Владимир Путин снова предлагает Словакии попасть в эту же ловушку: оказаться между Западом, который заинтересован в поддержке Украины и в сохранении реверса, и Россией, которая предлагает дешёвые поставки лично Фицу, и понятно, что речь идёт о в значительной мере коррупционных соглашениях. И тот самый бизнес, который в итоге взаимодействует со словацким энергобизнесом, наращивает свои активы в Словакии в надежде на то, что поставки из России будут сохраняться. Путин знает подковёрные интриги, которые идут вокруг словацких трубопроводов, поставок электроэнергии и, по сути дела, предлагает Роберту Фицо поиграть в свою игру, получить какие-то бонусы, чтобы войти в контракт с крупными поставщиками электроэнергии и газа - крупными европейскими компаниями, которые через Словакию таким образом поддерживают Украину.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо никак не может превратиться во второго Виктора Орбана
К счастью для Европы, премьер-министр Словакии Роберт Фицо никак не может превратиться во второго Виктора Орбана, известного своими симпатиями к России и Путину. У Фицо в Словакии нет монополии на власть, он является главой очень слабой или неустойчивой парламентской коалиции "Голос-социальная демократия". Его партия получила на прошлых выборах что-то около 20%. Он вынужден считаться как с пророссийскими правыми ультранационалистами, так и с находящимися слева от него бывшими товарищами по партии.
Её предыдущий глава, нынешний президент Словакии Питер Пеллегрини очень сильно балансирует ситуацию в сторону лояльности Европейскому Союзу. Роберт Фицо находится в подвешенном состоянии - его правительство может развалиться. Скорее всего, он потеряет пост и проиграет выборы. Так что наедине с Путиным он ведёт себя так как ведёт, а дома - совсем по-другому. Премьер Словакии согласится на все условия европейских партнёров и поддержит санкции против России, - уверен политолог Иван Преображенский.
Россия, Китай и Монголия договорились в Пекине о строительстве трубопровода "Сила Сибири-2" для поставок газа с месторождений в Ямале в Китай. Об этом сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер. Поставки газа, как ожидается, будут осуществляться 30 лет, а их объём достигнет 50 миллиардов кубометров в год. Кроме того, стороны решили увеличить поставки по трубопроводу "Сила Сибири"с 38 до 44 миллиардов кубометров газа в год, а по "Восточному маршруту" - с 10 до 12 миллиардов кубометров в год.
Реалистичны ли планы по строительству "Силы Сибири-2", и что от этого проекта выигрывает Россия – рассуждает аналитик нефтегазовой отрасли Борис Аронштейн:
Если "Газпром" и получит маржу, то очень небольшую
-Эта сделка напоминает мне сделку по поставкам российской нефти в Китай, которую в свое время осуществила компания "Роснефть". Когда выяснилось, по какой цене будут осуществляться эти поставки, получилось, что "Роснефть" на этой сделке ничего не получит. Мне кажется, что здесь, поскольку Китай настаивает на том, чтобы "Газпром" строил этот трубопровод за свой счёт на российской и на монгольской территории, через которую он будет идти, может получиться тоже самое. Проект рассчитан на 30 лет, объем поставок газа - 50 миллиардов кубометров в год. Это только проектная мощность, но она может быть и меньше. Я думаю, что если "Газпром" и получит маржу, то очень небольшую.
Если говорить уж совсем откровенно, то Китаю такой объём газа не нужен, и он довольно долго сопротивлялся попыткам "Газпрома" фактически навязать ему такие объёмы. Но сейчас ситуация изменилась из-за войны в Украине, а ещё потому, что Китай активно приступил к строительству так называемого Глобального Юга. В нём России отведено определенное геополитическое и экономическое место. Поэтому, если Россия в лице "Газпрома" прогнётся перед Китаем, и газ будет продаваться по внутренней российской цене, то Китай выиграет даже в этом случае. Российский экспорт газопроводного газа находится в очень тяжелом положении. Поэтому перекачка этого газа по трубопроводу "Сила Сибири-2", а также по так называемому дальневосточному маршруту немного ослабит тот финансовый крюк, на котором сейчас подвешен "Газпром", - полагает аналитик Борис Аронштейн.
Российские нефтяные компании сообщают о резком падении прибыли из-за санкций и снижения цен на нефть – к примеру, прибыль компании "Роснефть"за первое полугодие 2025 года снизилась на 68%. Её владелец и друг Владимира Путина Игорь Сечин винит в этом политику Центробанка: по его словам, сильный рубль наносит ущерб российским экспортерам и уменьшает государственные доходы. На прошлой неделе СМИ писали о резком падении прибыли компаний "Лукойл и Газпром".
Почему российские нефтегазовые компании теряют прибыть, удастся ли им в ближайшее время выйти из сложной ситуации, и что можно считать главным итогом саммита ШОС в Китае – объясняет эксперт нефтегазовой отрасли Борис Аронштейн:
Критика Центробанка со стороны Сечина ничем не обоснована
- К серьёзным потерям в российской нефтяной и газовой отрасли привели санкции. Издержки компаний выросли, а ценовой потолок снизился. Это привело к дополнительным издержкам по обходу этих санкций и очередному снижению прибыли. То есть всё закономерно. Когда глава "Роснефти" Игорь Сечин обвиняет Центробанк в высокой ключевой ставке и крепком рубле, его претензии выглядят необоснованными. Компания "Роснефть" и так имеет большое количество преференций, поскольку её глава занимает особое место в окружении Владимира Путина особое место, а сама "Роснефть" занимает особое место среди других компаний. Поэтому я считаю, что такая критика Центробанка со стороны Сечина ничем не обоснована.
Россия в этой конфигурации очень сильно выигрывает
Что касается главного итога саммита ШОС в Китае, на котором делались все эти громкие заявления – это оформление более единого Глобального Юга. Если до этого Индия и Китай представляли собой два контрбаланса друг к другу, то теперь президент США Дональд Трамп свёл их вместе. И Владимир Путин умудрился зайти в эту тройку, в этот союз. В своё время Россия была выкинута из "большой восьмёрки", а теперь Россия, Китай и Индия образуют эту тройку сверхдержав Глобального Юга. С точки зрения экономических последствий мне это кажется очень существенным.
Например, Китай и Индия хотят объединить усилия по созданию технологий искусственного интеллекта. Также есть планы по
созданию Центрального банка ШОС, который будет выполнять роль Федеральной резервной системы. Китай инвестирует туда 2 млрд.
юаней ($275 млн) в качестве грантов странам-участницам и предоставит займов ещё на 10 млрд. юаней ($1,4 млрд). Это уже посыл к созданию международной валюты, которая будет каким-то образом конкурировать с долларом. Россия в этой конфигурации очень сильно выигрывает, потому что она ведёт торговлю и имеет экономические интересы как в Индии, так и в Китае, - уверен Борис Аронштейн.