На Восточном Экономическом Форуме Владимир Путин заявил, что не считает неизбежным повышение налогов. Бюджет и дальше может оставаться дефицитным, а дыры в нём можно залатать за счёт друг сфер. При этом Путин попытался опровергнуть мнение, что продавать газ Китаю будут со скидками. Якобы цены будут рыночными.
Эти заявления звучат на фоне рекордного снижения прибыли нефтяного сектора и вынужденных скидок для Китая и Индии на энергоресурсы. Герман Греф отмечает стагнацию российской экономики. Путин с ним не согласен.
Президент РФ снова пригласил Владимира Зеленского в Москву на переговоры. Он пообещал президенту Украины стопроцентные гарантии безопасности. Однако Зеленский уже ответил на прошлое приглашение на саммите “коалиции желающих”: “Если хочешь, чтобы встречи не было, нужно пригласить меня в Москву”.
О том, кто заводит переговоры в тупик, как Путин и правительство будут спасать экономику, говорим в программе "Лицом к событию" экономическим обозревателем Борисом Грозовскими и украинским экспертом по безопасности Иваном Ступаком.
Какие достижения и поручения дальневосточного турне Путина не стыкуются с реальностью? Начнём с экономики. Смотрите в нашем сюжете:
Начнём с газа. Путин говорит, что “Сила Сибири-2” – это крупнейший энергетический проект в мире. Но Китай не подписывал контрактов. А представитель Монголии подписал с Газпромом лишь некий "Меморандум о сотрудничестве по изучению перспектив газификации Улан-Батора". Комментирует экономический обозреватель Борис Грозовский:
– У России с Китаем довольно долгая история “выкручивания рук” по цене газа. Китай стремится, чтобы Россия поставляла ему газ по внутренним ценам. Сколько стоит газ в Иркутской области или в Бурятии, примерно по такой цене хочет получать газ Китай. Россия была бы рада поставлять газ в Китай по тем ценам, по которым у неё покупала газ Европа, но шансов нет.
Китай может вести переговоры с позиции силы
О чём договорились на форуме, непонятно ни по объёму, ни по цене. До последнего времени Китай предлагал увеличить объём прокачки по существующему газопроводу примерно на 15-20%, ему этих объёмов будет достаточно. Кроме цены, интересный вопрос, на чьи деньги всё будет строиться: средства Газпрома, кредиты китайских банков, ещё что-то? Китаю не особенно нужны дополнительные объёмы, России важнее продать их, чем Китаю купить. Китай может вести эти переговоры с позиции силы.
Министр энергетики России сообщил, что о сроках строительства станет известно через год, идут предварительные согласования. Но этот газопровод ждут не только Путин и Газпром. Бурятия и Забайкалье ждут трубу в Китай, так их присоединят к российской газовой системе. Почему жители России зависят от покупателей в Китае?
– Очевидно, в эти регионы не так просто поставить газ, то есть нужно вести трубу, и их хотят "пристегнуть" к ней. Но есть другая проблема, о которой Путину хорошо известно, он о ней говорил: объёмов добываемого газа в России в скором времени может не хватать, придётся решать, увеличивать экспорт или тратить эти объёмы на внутреннее потребление. И нефть, и газ – ресурс не бесконечный, в какой-то момент придётся выбирать между экспортом и ростом внутреннего потребления.
Пока Путин делает ставку на то, что он будет лучше продавать Китаю, чем построит гражданам России газопровод?
– Именно так. Когда есть отдалённая местность с низкой плотностью населения, вести туда трубу за 1000 км нерентабельно. А когда идет труба в Китай, ответвлениями от неё можно снабжать регионы, через которые эта труба проходит. Иначе слишком дорого обходится газификация.
Соображение о малой плотности населения можно понять. Хотя Путин на форуме утверждает, что население Дальнего Востока стремительно растёт, регион перспективный, 20.000 граждан в прошлом году туда переехали. Для них, говорит Путин, нужно предоставить льготные ипотеки, другие льготы. Это дополнительные расходы, а страна воюет, инфляцию разгонять нельзя, нельзя поднимать налоги. Где брать деньги?
– Это гигантская проблема, которая опять-таки Путину хорошо известна: дефицит бюджета к настоящему моменту составляет 5 триллионов рублей, планировалось за год немногим больше, чем 1 триллион. Как Минфин будет расходовать средства во второй половине года и каким окажется проект бюджета на 26-й год?
Центробанк такого сценария боится
Правительство должно резко сокращать расходы, это секвестр исполняемого бюджета на полном ходу, что довольно болезненно. Оно уже сокращает расходы на финансирование строительства и ремонта автодорог из федерального бюджета, за три года на треть сокращено финансирование этой статьи. Примерно так же поступает правительство и с другими инфраструктурными расходами. Условно говоря, не будем строить мост через реку Лену, а построим Крымский мост. Не будем финансировать строительство высокотехнологического госпиталя, а профинансируем армию, ВПК. Расходы на военные цели достигли беспрецедентных цифр 40%. Если во втором полугодии не будет резкого сокращения расходов, бюджет вырастет ещё сильнее, это будет уже не 5 триллионов, а, допустим, 7. В принципе, у России низкий государственный долг, можно занимать. Но это будет так называемое эмиссионное финансирование, Центробанк такого сценария боится. Если продолжится эмиссионное финансирование бюджета, не будет снижения инфляции. А если не будет снижения инфляции, ЦБ не сможет быстро снижать процентную ставку. Многие отрасли промышленности уже переживают стагнацию.
Владимир Путин во Владивостоке размышлял, какие льготы раздать, как сохранить налоги, сократить стоимость производства, поднимать зарплаты, и при этом не экономить на войне. По его словам, разговоры о мире – это “бесконечный процесс в никуда”. Посмотрим в нашем сюжете:
В сети Truth Social Дональд Трамп написал: "Похоже, мы потеряли Индию и Россию, они ушли к Китаю. Пусть их ждёт долгое и процветающее будущее". В этих двойных посылах поможет разобраться Иван Ступак. Где сейчас находится маятник Трампа, на чьей стороне?
– Не на украинской. Его обещания ввести санкции не реализуются, и нельзя представить, когда Дональд Трамп захочет начать накладывать на Российскую Федерацию дополнительные ограничения. Он делает всё, чтобы этих ограничений не было. Вспомните июнь, проект закона Линдси Грэма о санкциях: его Дональд Трамп и его администрация остановили. Из американской администрации увольняются люди, которые понимают, как был устроен Советский Союз, как устроена Российская Федерация. Все эти специалисты планомерно исключаются из орбиты Дональда Трампа. Как он сам говорит, он полагается исключительно на свою интуицию. Согласитесь, она пока подводит.
В последние дни Трамп снова критикует Европу, говоря, что “у вас есть страны, которые закупают российский газ, а это помогает Путину содержать армию”. Европейский Союз рассматривает предложение Еврокомиссии о полном запрете импорта российского газа. Почему только сейчас?
– Европа и хотела бы раньше отказаться, но цены были, я так понимаю, “приятными”. Европейская экономика тяжело переносит разрыв с Российской Федерацией, приходится сталкиваться с новыми реалиями. Норвегия выходит на одно из ведущих мест по поставке в Европу газа: если раньше это было порядка 25%, сейчас знающие люди в отрасли говорят, что больше половины. Всё остальное – это сжиженный газ, и так далее. Есть какие-то долгосрочные контракты, скорее всего, Европа их не хочет прерывать. Следует сказать, что Российская Федерация также поставляет титан, уран для Airbus, для американской компании Boeing, и уран для ядерного топлива на американских станциях.
Все гарантии находятся в Украине
Европейские закупки газа не такие большие. Они продолжают покупать, вопросов нет, это плохо, но здесь, мне кажется, больше перекладывание ответственности господином Трампом на Европу. У него есть такой риторический приём: “все виноваты вокруг”, любимая история: “кто виноват”? Виноваты все. Даже если Европа сможет полностью отключиться от российского газа, всё равно будут какие-то обвинения.
Путин говорит: "А давайте Зеленский приедет ко мне в Москву". Почему он такие вещи, оторванные от реальности, произносит?
– Он знает, что Владимир Зеленский этого не сделает, можно предлагать заведомо неисполнимые вещи. А по поводу циничных слов: "Я гарантирую, мы гарантируем безопасность", – можно сразу сделать отсылку в 2010 год, когда самолёт с президентом Польши Качиньским разбился на территории Российской Федерации, как бы совершенно случайно. А также вспомнить о гарантиях ЧВК “Вагнер” и лично Евгению Пригожину.
А в гарантии, о которых говорит сейчас Европа, про 26 стран, которые готовы поддержать Украину воинским контингентом, стоит верить?
– Это нереальная история. Никто не хочет получать гробы из Украины в европейских городах. Все гарантии находятся в Украине. Самая большая гарантия, которую может дать западный мир, – политическое решение о покупке Украиной американских и европейских технологий, и о размещении предприятий на территории Украины.