Дональд Трамп поручил Пентагону незамедлительно начать испытания ядерного оружия: "В связи с программами испытаний других стран я распорядился, чтобы Министерство войны начало тестирование наших ядерных вооружений на равных условиях".
Трамп подчеркнул, что США обладают большим количеством ядерных вооружений, чем любая другая страна.
Владимир Путин 29 октября заявил об испытании подводного комплекса "Посейдон" с ядерной энергетической установкой, мощность которой, по его словам, значительно превышает мощность межконтинентальной ракеты "Сармат". Ранее Путин говорил об эффективности другого новейшего комплекса, "Буревестник".
Трамп напомнил Путину, что Соединенные Штаты располагают ядерной подводной лодкой у берегов России: "Они знают, что у нас есть атомная подводная лодка, лучшая в мире, прямо у их берегов. Нам не нужно, чтобы ракета летала на 8 тысяч миль. Они не играют с нами в игры, и мы тоже не играем с ними".
В августе 2019 года на полигоне под Северодвинском произошел взрыв, во время которого погибли семь сотрудников "Росатома " и Минобороны. Этот инцидент тогда связывали с проектом "Буревестник ".
Может ли очередное охлаждение отношений между Москвой и Вашингтоном привести к новой ядерной гонке? Обсуждаем с политологом Станиславом Белковским в эфире "Лицом к событию".
От санкций – к оружию. Дональд Трамп возобновляет ядерные испытания. В Кремле считают, что это пока не гонка вооружений, но ответ несоразмерен демонстрации новых ракет Владимира Путина. Подробнее – в нашем сюжете
Ядерные испытания, объявленные Дональдом Трампом – это повышение ставок? Почему Трамп пошёл на это именно сейчас, учитывая, что Путин не в первый раз обращается к теме атомного (ядерного) оружия? Отвечает политолог Станислав Белковский:
– Это не повышение ставок, это взаимный блеф и обмен психологическими уколами. Путин занимается ядерным шантажом в порядке блефа как минимум последние 11 лет, с тех пор, как он устроил большую войну в Европе, начавшуюся не весной 2022 года, а весной 2014 года с аннексии Крыма. Многие западные лидеры реально боятся перерастания войны в ядерную стадию. Трамп своим заявлением об испытаниях хочет показать: на кого угодно это действует, на него нет. Он Путина не боится.
Трамп Путина не боится
При том, что территория испытаний пока что не определена, президент США даже не знает, что ядерные испытания проводят не Министерство войны, то есть Пентагон, а Министерство энергетики. Поэтому пока это типичный экспромт Трампа. Но есть ли гонка вооружений, это вещь терминологическая. Что мы понимаем под гонкой вооружений? Если систематическое наращивание военных расходов ключевых игроков, в том числе инвестиции в современные вооружения, то да, гонка вооружений есть. И одной из её важнейших причин является большая война, затеянная Путиным ещё 11 лет назад.
К Китаю этот месседж имеет отношение?
– Косвенно. Китай категорически против как применения ядерного оружия, так и прямых угроз его применения, и в этом смысле является сдерживающим фактором для Кремля. То есть Трамп может жаловаться на Москву в Пекин, и эти жалобы будут услышаны. Это же касается и позиции Индии, чье руководство против перевода любых конфликтов в полемику о применении оружия массового уничтожения. Так что здесь Китай может стать ситуативным союзником Запада. Именно поэтому Путин так обольщён новейшей ракетой “Орешник”: это смертоносное оружие, но не ядерное, а значит, Китай с Индией ругаться за его использование не должны.
Как в целом оценить встречу Трампа и Си Цзиньпина, учитывая, что конкретных документов подписано не было?
– Если говорить о формально объявленных результатах, они умеренно позитивные. Никаких больших прорывов нет. Тем не менее, Трамп снизил свои пошлины, получив взамен от Пекина годичный мораторий на запрет экспорта редкоземельных металлов, что чрезвычайно важно для США, для Европы, многих других стран, поскольку Китай контролирует 70% мирового рынка редкоземельных металлов, а по некоторым позициям, типа неодимовых магнитов, почти 100%, а без этого невозможен выпуск ряда промышленной продукции, от автомобилей, особенно электромобилей, до беспилотных летательных аппаратов, на которых зиждется современная война.
Конкуренция сохраняется
Китай согласился поддержать американских фермеров закупками соевых бобов, и что-то сделать для ограничения поставок – не фентанила, поскольку наркотик фентанил официально никем никуда не поставляется, а сырья для производства фентанила через Мексику и в Мексику. Как это будет контролироваться, как Китайская Народная Республика может брать на себя легальные обязательства в этой сфере, неясно. Результат со знаком плюс, но нельзя сказать, что США и КНР достигли соглашений, которые меняют геоэкономическую карту мира. Это, возможно, впереди, но конкуренция между двумя крупнейшими мировыми экономиками сохраняется в полном объёме.
Несостоявшаяся встреча с лидером КНДР – можно ли её назвать частью сепаратных переговоров с сочувствующими Путину, или скорее вопрос собственных интересов Трампа?
– Поскольку Трамп хочет войти в мировую историю великим государственным деятелем всех времён, то он хочет добиться ядерного разоружения и апеллировать ко всем странам, которые располагают ядерным оружием. Но вряд ли у него это получится, по крайней мере, если он не будет нарушать 22-ю поправку к Конституции США и не останется ещё на один срок. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы, контролирующие ядерное оружие, воспринимают свой ядерный арсенал, как средство сохранения власти и контроля над собственными странами. Уже поэтому здесь на существенные уступки они не пойдут.
Что Трамп может извлечь из таких визитов? Возможен ли рост эффективности его свежих санкций, эффективность которых пока под вопросом?
– Китай не сократит закупки российской нефти. Может быть, по физическим объёмам даже увеличит, потому что российская нефть дешевеет. Просто нужны дополнительные усилия по её приобретению: требуется создание дополнительных логистических цепочек, исключающих подсанкционные юридические лица, включение в них не подсанкционных. Доходы РФ от экспорта нефти будут сокращаться, поскольку удлинение этих цепочек и увеличение дисконта нефти URALS для РФ невыгодно, однако это не является параличом поставок российской нефти её крупнейшим потребителям, Китаю и Индии. Они сохранятся, полного банкротства Российской Федерации не будет. Впрочем, думаю, что Путин, мечтая, как он возобновит диалог с Трампом о глобальной стабильности и их личном пакте, в том числе на экономической почве, приготовил для американского президента новейшие идеи. Состоят они в следующем, на мой взгляд.
Это ремейк ситуации 2014-15 годов
Трампу в ближайшие дни будет предложено стать модератором и патроном освобождения нескольких тысяч украинских военнослужащих, которые, по версии Путина, находится в окружении, украинская сторона этого не подтверждает, в Покровске и Купянске. Это ремейк ситуации 2014-15 годов, когда после Иловайского котла Путин склонил и Украину, и европейских партнёров в лице Германии и Франции к Минским соглашениям. Они не сработали, но тогда воспринимались, как значительный успех Путина. Сейчас он хочет привести ситуацию к новым соглашениям, условия которых будут гораздо жёстче, чем Минские. Важно понимать, сможет ли Украина решить эти проблемы самостоятельно, и выглядит ли картина так, как утверждает господин Путин. Трамп и на словах, и на деле стремится к прекращению боевых действий высокой интенсивности, на что Путин, возможно, при определённых условиях может пойти, если Украина предварительно подтвердит свою готовность принять “аляскинские” условия, то, что было изложено Трампу на переговорах в Анкоридже. Пока Украина от этого категорически отказывалась, и Путин пытается использовать сложную ситуацию украинских войск в Покровске и Купянске.
NBC News выходили с инсайдом от разведки США: Путин как никогда прежде, готов продолжать войну.
– Путин хочет воевать с Украиной до победного конца, понимая под ним формирование лояльной Кремлю власти в Киеве, по чеченско-грузинскому сценарию. Путин по базовому типу мышления – индуктивист, любит повторять сценарии, которые получались в прошлом, не искать новых. Он нечто подобное сделал в Чечне.
Путин продолжит воевать
Сначала большая кровопролитная война, потом в Чечне сформирована лояльная ему власть, хотя де-факто Чечня – независимая республика в составе РФ. Нечто подобное, хотя в другом контексте, случилось и в Грузии, где есть суверенная власть, но страна принадлежит фактически Бидзине Иванишвили. Кремлю эта страна, хотя она не имеет дипломатических отношений с Российской Федерацией и не признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии, стопроцентно лояльна. Подобную систему отношений он хочет создать с Украиной. Пока Украина не согласится так обсуждать сюжет, Путин продолжит воевать, поскольку считает, что ему сейчас принадлежит инициатива, и он сможет додавить Украину военным путём в ближайшие месяцы, особенно с учётом критических сложностей предстоящей зимы.
Путин довольно оперативно реагирует на важные заявления Трампа, как правило, ближе к вечеру по Москве, чтобы на Восточном побережье США начался рабочий день, и Трамп всё услышал. Сегодня этой реакции не последовало.
– Путин не хочет переходить определённые красные линии в отношениях с Трампом, не хочет ссориться. Поэтому он готов не обращать внимания на некоторые резкие заявления. Он понимает, что блефует со своими ядерными угрозами, и позволяет Трампу блефовать в ответ. Трамп, в отличие от многих других мировых лидеров, совершенно не боится и не считает ядерный блеф и шантаж Путина важным фактором в системе коммуникации с Москвой.
Что может Путин предложить Трампу, чтобы вернуться в его глазах в стан коллективного Запада? Где красная линия?
– Это военные поставки Украине Томагавков и других сопоставимых вооружений. Путин исходит из предположения, что Трамп заинтересован в парке, который затрагивал бы недоразработанные огромные природные ресурсы Сибири и Арктики, включая редкоземельные металлы, литий и так далее. И размещение дата-центров в приарктических зонах Российской Федерации, что сейчас один из важнейших для Трампа сюжетов.
Путин об этом подумает завтра
Этот сюжет важен с точки зрения направлений, которые Трампа приоритетно волнуют: искусственный интеллект и децентрализованные финансы. В России есть все возможности, есть энергоизбыточные регионы с прохладным климатом. А раз так, Трамп не будет с ним ссориться окончательно. Здесь Путин следует девизу, сформулированному самим Трампом в культовой книге “Искусство заключать сделки”: "У меня есть то, что вам нужно. Если у меня есть то, что вам нужно, вы не соскочите с моего крючка". Путин считает, что поскольку у Трампа нет альтернативы этим российским ресурсам, в том числе с точки зрения сдерживания Китая, одной из основных целей для Трампа, то рано или поздно Трамп вернётся к конструктивному диалогу с Москвой, и не пойдёт на эти военные поставки Украине. А если пойдёт, значит, что-то изменилось радикально, тогда об этом Путин подумает завтра, с чистого листа.
Обратимся к Европе. На этой неделе было заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Минской конференции по европейской безопасности, где он сказал, что Европа обвиняет Россию в планах вторжения в страны НАТО и Евросоюза, а их нет. Лавров также сообщил, что Россия готова закрепить гарантии безопасности “для этой части Евразии”.
– Существуют международно признанные границы. В том числе границы Украины, которые Российская Федерация нарушает с 2014 года. Это началось не вчера и не в 2022-м. Существовал Будапештский меморандум. Лавров заявлял, что Россия, оказывается, не нарушала Будапештского меморандума, поскольку он исключал только возможность применения ядерного оружия в отношении Украины, а не вообще нарушения её суверенитета, целостности, что прямая неправда.
Если Евросоюз будет готов к войне, то Путин её не начнёт
Слова Кремля в этом смысле стоят ровно ноль. Европа справедливо исходит из предположения, что не какие-то обязательства Кремля, письменные или не письменные, реальные или подразумеваемые, предотвратят войну в Европе, а полная концептуальная, технологическая и психологическая готовность Евросоюза. Если Евросоюз будет готов к войне, то Путин её не начнёт, трудно усомниться в резонности этой версии. Лавров правильно понимает ситуацию, но неправильно её оценивает. Единственный путь к безопасности Европа видит через собственную готовность сдержать российскую агрессию, сделав её для Путина технически невозможной. Путин ведет гибридную войну против Европы уже 11,5 лет. Современная гибридная война не предполагает, что колонны танков идут на Берлин и Париж. Постоянное проникновение дронов, неопознанных летающих объектов на европейскую территорию, диверсии в Европе, особенно на оборонных предприятиях, уже не один год – реальные факты войны. Говорить, что Кремль не собирается воевать, бессмысленно, он уже воюет с Европой. Активизация этих атак в последнее время подчинена главной цели: показать Европе, что она слишком уязвима для грядущей войны, она к ней совершенно не готова. Да, она собирается подготовиться, но это займёт несколько лет, сегодня готовности не наблюдается. Европа прошла долгие десятилетия демилитаризации, особенно психологической. Её народы не готовы к войне, о чём свидетельствуют социологические исследования. Поэтому сигнал, который посылает Путин: Европе лучше сконцентрироваться на собственной безопасности и прекратить поддержку Украины. Что ускорит военную победу РФ над Украиной.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
