Ссылки для упрощенного доступа

Овощи военного времени


Коллаж: картофель и покупательница
Коллаж: картофель и покупательница

Почему в России растут цены и кончаются деньги?

Новый год давно прошел, но оливье остался. Салат готовят дома и подают в ресторанах, а "индекс салата оливье" – простой способ отследить, насколько подорожали продукты, входящие в состав классической закуски. Правда, в 2025-ом году цены на них за пять месяцев выросли настолько, что мы снова прибегаем к этой формуле, чтобы понять, как меняется стоимость продуктов в России.

Мумин Шакиров изучает ценники в российских магазинах, слушает, как Путин общается с предпринимателями, и обнаруживает, что жаловаться на цены в России можно. Главное – не называть причин их роста.

Мы проверяли цены за неделю до Нового 2025 года и сравнивали с сегодняшними ценами в популярной продуктовой сети "Пятерочка". В декабре 2024 года "оливье" обходился примерно в 530-550 рублей за стандартную порцию (на 4–6 человек). Сейчас – около 680 рублей. Рост стоимости в среднем – 25 процентов.

Владимир Путин отреагировал на мифические западные компании, якобы умоляющие его пустить их обратно на российский рынок. В который раз под дружный смех бизнес-клуба "Деловая Россия" он рисует фальшивую картинку: мировые корпорации стоят в очереди к нему в кабинет. Реальность совсем иная. Ни один из крупных игроков, среди которых McDonald’s, IKEA, Shell, ExxonMobil, Danone, Siemens и многие другие, не заявляли о возвращении в Россию. В путинском ручном "бизнес-клубе" нет места откровенным разговорам, только показная лояльность, потому что риск сказать правду слишком высок. Анастасия Татулова, основательница сети кафе "АндерСон", осмелилась открыто пожаловаться на коррупцию и давление чиновников, тут же получила публичный нагоняй от Путина в духе "сама виновата". После чего – системный административный прессинг, продажа бизнеса и эмиграция. Другой пример – Олег Тиньков. В 2022 году он назвал войну "безумной" и "нелепой". Итог? Продажа доли в собственном банке под давлением и вынужденный отъезд.

Пока Путин рассказывает про "устойчивую экономику", реальность в цифрах такова. Рост ВВП в 2023 и 2024 году (4,1% и 4,3%) – это не экономическое чудо, а закачанные в экономику триллионы на войну. Темпы были впечатляющими лишь на бумаге, а по сути, это был рост "на стероидах" военных расходов. Оружейники, заводы боеприпасов и оборонные подряды чувствовали себя, как на празднике жизни. Гражданские отрасли сначала пытались оживать, но теперь откровенно катятся вниз.

Максим Блант, экономический обозреватель Радио Свобода:

–В 2022-м-23-м годах действовал фактор импортозамещения. Для российского производителя рынок был фактически вычищен от конкурентов, поэтому объясним определённый рост. Сейчас всё изменилось. Во-первых, гражданский сектор давно уже не может конкурировать с военным за производство, материальные и финансовые ресурсы, а главное – за человеческие, трудовые. Второе. При нынешнем уровне ставок производство гражданской продукции гораздо менее рентабельно, чем просто держать деньги на депозите в банке. Производители, которые выпускают гражданскую продукцию, не пользуются авансами Минобороны или чем-то подобным, они вынуждены брать кредиты.

Можно считать, никакого роста 23-24 годов не было

По оценке Центра макроэкономического анализа краткосрочного прогнозирования, на первый квартал 25 года российский гражданский сектор вернулся в апрель 2023-го, то есть можно считать, никакого роста 2023-24 годов не было. Наконец, главный фактор российского гражданского сектора – низкая покупательная способность людей. Это несмотря на все разговоры о зарплатной гонке и росте благосостояния. На товары длительного пользования маленький спрос, и это влияет на производство гражданских предприятий.

Что говорят в России о росте цен, смотрите в нашем сюжете. Если не называть войну войной, то жаловаться на цены пока можно, как пользователям интернета, так и экономистам.

В России растут цены/Сюжет Грани времени 17.05.2025
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:49 0:00

Российская экономика сегодня – это телега, к которой приделали реактивный двигатель. Пока есть военные заказы, она трясётся, пыля и грохоча. Но гражданские отрасли (лошадь и колёса) либо умерли, либо сломались. Отрасли обслуживания, малого бизнеса, науки, медицины – деградируют, еле выживают или закрываются. На этом фоне Евросоюз утвердил 17-й пакет санкций против России. В нём: удар по "теневому флоту" (около 200 нефтяных танкеров Кремля); санкции против россиян, замешанных в кибератаках, репрессиях против своих граждан и диверсиях в Европе; ужесточение контроля за обходом энергетических санкций. Путин продолжает играть в победу, а страна – в заложниках у режима, который делает ставку на войну, репрессии и пропаганду.


XS
SM
MD
LG