Ссылки для упрощенного доступа

"Талантливые люди не хотят снимать кино про СВО". Провал Z-культуры Захара Прилепина


Мумин Шакиров: Слова "шоу-бизнес" в Советском Союзе не было, а была эстрада, естественно, внутри стран соцлагеря. И вот Путин решил, что пора вместе с китайскими партнерами в рамках БРИКС возродить конкурс песни "Интервидение", ведь Москву от "Евровидения" отлучили сразу после начала вторжения российской армии в Украину. Поручили провести путинское "Интервидение" вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, уже зарекомендовавшему себя на Олимпиаде в Сочи, и замглаве Администрации президента России Сергея Кириенко.

Проблема импортозамещения – больная тема для Кремля. Все попытки придумать и создать альтернативу западному продукту заканчивались фарсом, особенно в науке и технике. Вспомним, как глава Ростеха Сергей Чемезов презентовал тогдашнему президенту Медведеву отечественный смартфон: российский Йотафон поступил в продажу, но спустя год-два велел долго жить. То же самое произошло с планшетом Роснано, который лично Чубайс впаривал Путину. Больше этот планшет никто не видел. Позже исчез и сам Чубайс. Анатолий Борисович покинул Россию сразу после начала войны и лёг на дно, по слухам, где-то на Ближнем Востоке.

Тем временем Московский суд арестовал трёх бывших топ-менеджеров Роснано за превышение полномочий, и им грозит до 10 лет тюрьмы. Абсурд доходит до того, что зам председателя правительства России Денис Мантуров запретил закупать предпринимателями иностранное оборудование при наличии отечественного.

Вернемся к духовной пище, где Кремль основательно взялся за культуру и искусство. Власть в лице Фонда кино, Минкульта и платформы онлайн-кинотеатров пытается выгодно продать или оправдать в глазах населения войну в Украине. По этой острой теме уже снято десяток игровых фильмов: "Свидетель", "Солнцепёк", "20/22", "Позывной "Пассажир", "Крым" и другие. Но любви ни у публики, ни у критики эти подделки не снискали. Но вот появился сериал, если не сказать "мыло", "Ландыши. Такая нежная любовь" – история любви российского военного и миллионерши из Лондона.

Восьмисерийная комедийная драма стала якобы зрительским хитом по рейтингу на "Кинопоиске" и как будто опередила и "Бригаду", и "Слово пацана". Сериал непросто дался создателям: две сотни российских актёров, в том числе звезд первой величины, отказались от съёмок, как только узнавали, что сюжет и главный герой драмы связанны с СВО.

Об этом рассказал сам режиссёр картины Александр Карпиловский.

Александр Карпиловский: В нашем проекте отказалось принимать участие в кастинге порядка двухсот артистов. Несмотря на то, что тема СВО в конце чуть-чуть звучит, это вызывало опасение и отказ у многих актёров, люди боятся принимать участие в проектах, связанных с этой темой.

Причём мы не агитируем ни за что, мы про людей рассказываем, про военных, про офицеров, которые поехали туда, потому что это их долг, потому что это их работа, они давали присягу, и у них выбора и нет.

Мумин Шакиров: Если для одних артистов тема СВО, а, точнее, оправдания войны в Украине — это позор и пятно в биографии, то для других — это попытка реабилитировать себя в глазах властей.

Героем недели стал один из самых успешных российских кинопродюсеров, экс-гендиректор онлайн-кинотеатра "Кион", бывший вице-президент МТС Игорь Мишин. В его доме прошёл обыск по уголовному делу галериста Марата Гельмана. Мишин признался, что участвовал в "Голой вечеринке", подвергся травле и был вынужден покинуть кинобизнес. Теперь, будучи свободным художником, Мишин хочет снять кино про вернувшегося с фронта участника войны в Украине. Об этом он рассказал в интервью другой участнице «Голой вечеринки» и блогерши Ксении Собчак.

Игорь Мишин: Я понимаю, что для многих будет такой новой темой и больной – это адаптация к мирной жизни людей, которые прошли СВО. Я придумал сериал на базе ранних рассказов Захара Прилепина. В этих рассказах парни придуманы по модели "Д'Артаньян и три мушкетёра": четыре парня, которые прошли СВО, и что с ними случается в мирной жизни.

Мумин Шакиров: Напомню, что Захар Прилепин – писатель, он же военный преступник, который откровенно признался, что убивал украинцев в Донбассе. Основатель VOD платформы Kinopanorama.com Вячеслав Ширяев убежден: Игорю Мишину не дадут снять честное кино о солдатах, которые вернутся с войны.

Вячеслав Ширяев: Мы знаем, что интервью Собчак – это такой позорный столб, надо к нему обязательно подойти. Ксюша специализируется по таким извинениям на камеру в духе Ахмата Кадырова. Ну окей, все всё считали: очень жалко, все посочувствовали Игорю Мишину. Для меня он не «зетник». Даже если он снимет сериал, поверьте, это все равно будет попытка усидеть на двух стульях, но он не будет качать однозначно повестку путинскую. Но мне кажется, из-за этого как раз ему не дадут снять это кино.

Мумин Шакиров: В конце прошлого года Минкульт России утвердил приоритетные темы для господдержки кино в 2025-м году. В меню куча фильмов про традиционные ценности, а также про СВО в Украине и Великую Отечественную войну. Возвращаясь к теме "Интервидения": у Кремля есть возможность организовать интересный музыкальный конкурс. Он идеологически будет близок к тем странам, партнерам России, которые иначе смотрят на современный шоу-бизнес.

Вячеслав Ширяев: Это может быть очень успешный проект в третьем мире. Условно говоря, люди, которые не могут смотреть на женщин, превращенных в мужчин и наоборот, это все имеет огромный потенциал для спроса в мире на песни, где зритель не должен себя побороть, что его религия или его социальный контекст не благоволит смелостям Евровидения.

Почему история с Играми доброй воли заглохла? Потому что спорт путинский и спорт трамповский, в принципе, те же самые костюмы, те же самые шесты, те же самые велодорожки, ничего ты принципиально другого не сделаешь. А вот в музыке, в песне, в том, как артист выглядит на сцене, что он как в Советском Союзе будет в костюме, в галстуке петь про родину, петь про родные поля – у этого достаточно может быть много поклонников в мире. Поэтому в этот проект я как раз верю. Если это сделать очень круто, профессионально с западными продюсерами и сделать альтернативу Евровидению в виде абсолютно правой повестки Трампа, то это может даже Трамп поддержит, условно.

Мумин Шакиров: С нами на связи автор телеграм-канала "На Zzzzzападном фронте без перемен" писатель Иван Филиппов. Такой высокий рейтинг у "Ландышей" вместе с удручающим количеством рецензий, говорит ли сей факт о возможных накрутках?

Иван Филиппов
Иван Филиппов

Иван Филиппов: Посмотрите на количество оценок: 520 тысяч – это колоссальная цифра.

Мумин Шакиров: Всего семь рецензий. Не противоречит ли одно другому?

Иван Филиппов: Я абсолютно в этом не сомневаюсь, что сериал получился очень востребованным у зрителей. Я тоже до него рано или поздно доберусь.

Мумин Шакиров: Есть ли удачные примеры Z-культуры в России? Или это все фейковая повестка, у которой нет поклонников?

Иван Филиппов: Какие-то поклонники у них есть. Если вы говорите про национальный успех – нет, пока такого нет. Единственное, что когда в какой-то момент времени пытались певца Шамана выдать за Z-культуру, но сами же "зетники" этим были страшно возмущены, потому что их тоже очень смущало заигрывание Шамана с такой нацистской, фашистской эстетикой. И он им сам не очень нравился, и денег он на фронт не давал, и сам на фронт не ездил. Поэтому попытка его выдать за достижение Z-культуры не удалась. Вообще с Z-культурой все довольно тоскливо.

Но в любом случае, даже если в сериале "Ланддыши" есть война и военные, поскольку это не основной посыл, не главный, не название, не фундаментальная какая-то вещь, к Z-культуре относится только постольку поскольку. Я подозреваю, что высокие рейтинги связаны скорее с романтической линией, чем с тем, что 520 тысяч человек решили дружно зигануть.

В литературе наблюдается более-менее такая же ситуация. Книжек они написали уже много, но хитов среди них пока нет ни одного.

Про это регулярно пишет Захар Прилепин, ноет о том, что никакой Z-культуры нет, никто ее не хочет ни делать, ни потреблять. Эта тема у него с первых буквально дней войны.

Мумин Шакиров: Про СВО снят десяток фильмов - "Свидетель", "Крым", "Солнцепёк", но об успехе и народной любви говорить не приходится. В чем причина провала? Таланта не хватает?

Иван Филиппов: Конечно, не хватает таланта, потому что все талантливые обходят тему войны максимально далеко Во-первых, потому что индустрия в принципе не очень поддерживает эту войну, и очень многие люди, режиссеры, продюсеры, актеры, кто-то выступал открыто, кто-то просто в разговорах про это говорит, но никто не хочет пачкаться войной из больших талантов. Конечно, в России есть режиссеры, которые могли бы снять востребованное кино, но они занимаются совершенно другим.

Один из способов избежать – загрузить себя максимально. А поскольку индустрия сейчас в прекрасном состоянии, заваленная деньгами, то загрузить себя максимально могут более-менее все, все это и делают.

Мумин Шакиров: Вы уже упомянули Захара Прилепина. Почему ему не удалось увлечь молодежь патриотическим угаром?

Иван Филиппов: В гробу видала молодежь патриотический угар – это такой довольно легкий ответ. Они пытаются продать то, что никто не хочет купить. Российские зрители, читатели, слушатели не хотят войны. Российское общество всеми силами делает вид, что никакой войны нет, они не хотят в это погружаться вообще никак. А идея того, что ты пойдешь и заплатишь свои деньги за то, чтобы тебе два часа рассказывали то, что ты бесплатно круглые сутки слышишь по телевизору – это идея довольно наивная.

Мумин Шакиров: Пересъемки детских сказок приносят деньги продюсерам или это дань импортозамещению?

Иван Филиппов: Да, конечно. Там сейчас все приносит деньги продюсерам, очень в хорошем состоянии кинопрокат. И все фильмы, особенно отвлекающие, сейчас зарабатывают прекрасно и приносят деньги и продюсерам, и удовольствие зрителям.

Мумин Шакиров: Может ли быть сегодня востребованным такой киногерой, как Данила Багров-2, вернувшийся с войны в Украине?

Иван Филиппов: Это теоретический вопрос. Наверное, может. Очень много войн рождают героев, несомненно. И американское кино, как вы помните, после Вьетнамской войны, сколько там было, начиная от "Рэмбо", или "Фореста Гампа", между прочим, который тоже ветеран войны.

Мумин Шакиров: Данила Багров в фильме "Брат" вернулся с чеченской войны, ненавидел выходцев с юга, тех же мигрантов, не любил американцев. Вот такие "скрепы" были бы актуальны с киногероем Багровым-2? Или это так не работает?

Иван Филиппов: Это все-таки зависит не от скреп – это зависит от таланта. "Брат-2" таким стал не потому и не столько потому, что он отвечал каким-то чаянием российской аудитории, но что он очень талантливо сделан, очень талантливо написан, снят, сыгран – это же ключевые вещи. Поэтому, может ли теоретически быть? Конечно, может. Но это будет все зависеть от таланта режиссера, автора и исполнителя.

Мумин Шакиров: Как себя чувствует российская киноиндустрия в отсутствие голливудской продукции в прокате?

Иван Филиппов: В отсутствие конкуренции все к этому адаптировались, а государство сверху еще далось такое количество денег, которых индустрия не видела вообще никогда: в прошлом году больше 30 миллиардов господдержки. И они не даются на развлечения, никто не требует сейчас снимать ничего специально военного.

XS
SM
MD
LG