Современные молодые люди с легкостью бросают учебу, отказываются от престижной работы, финансово выгодных предложений и привычных условий, чтобы найти себя заново и "запустить" жизнь как новый проект.
Другое дело, что изменилось отношение и к профессии, и к работе, как способу финансовой независимости. С одной стороны, молодые люди в России, как показали недавние исследования, предпочитают личностное благополучие карьерному росту, не связывая одно с другим, что нередко идет вразрез с родительскими установками. Традиционно в России получение высшего образования означало достижение определенного социального уровня и гарантированного среднего заработка, в Советском Союзе это был, собственно, средний класс, его средний слой. При нынешнем отсутствии классов подобный стимул работает плохо, как и финансовый, поскольку заработная плата в различных сферах нередко зависит от квалификации специалиста, а не от профессии.
Избавившись от необходимости заботиться о насущном, человек, казалось бы, должен был утратить важную мотивацию к развитию – однако мотивация пришла с другой стороны. Технологии сегодня развиваются настолько быстро, что рекрутеры предсказывают крах целому ряду вполне привлекательных с точки зрения оплаты труда профессий в ближайшие десять лет. Практически любая профессия требует едва ли не ежемесячного обновления, и работодатели все чаще оценивают личные качества кандидата, и реже – диплом университета.
Кроме того, по мнению руководителя агентства интернет-рекрутинга PRUFFI Алены Владимирской, за профессиональную жизнь при желании можно построить практически три разные карьеры. "Важно понимать, что когда вы переходите из отрасли в отрасль, в среднем ваш доход в первый год, когда вы перешли, уменьшается где-то на 20-30%, и вы спускаетесь на уровень ниже".
Любопытно, что в числе занятий, которые дают возможность собраться с творческими силами, и в то же время поддержать телесные силы, остается работа дворника. Никас Котич, например, подметая двор, понял, что он не химик, а режиссер:
- Моя первая работа после первого курса института - укладка асфальта. Потом работал грузчиком, курьером, промоутером, супервайзером, продавцом, дворником. Я не разделяю такие вещи, как подработка и работа: есть необходимость обеспечить себя в жизни – значит, это работа.
сложная образовательная система и любовная драма выкинули меня из ВУЗа
Правда, я всегда знал, что хочу заниматься творчеством и мне нравилась химия, поскольку химия - это творчество. Однако сложная образовательная система и любовная драма выкинули меня из ВУЗа. И, пока я работал дворником, я много думал. Это прекрасная медитативная профессия, когда ты можешь полностью погрузиться в себя. И именно тогда возникло ощущение, что я точно хочу заниматься какими-то творческими вещами, искать в них возможность либо выражения, либо исследования - психологического собственного или, может быть, даже для общества.
И в какой-то момент случился щелчок. Но щелчок был еще и в детстве, когда я вдруг осознал, что в обществе, наверное, не нужны художники и дизайнеры, а нужны люди, которые делают что-то полезное. Я думал, что химия - это круто. Все сорвалось и разрушилось именно по той причине, что у человека есть какие-то собственные стремления, какие-то тяги, против которых он не может пойти.
На серьезные шаги, такие, как переезд в другую страну, человек решается только в том случае, если он уверен в том, что действительно улучшит свои условия, или дома не находится в безопасности. Суданец Мухаммед Гафар пять лет назад приехал в Россию, не зная русского языка, а теперь преподает здесь английский и арабский:
- Я приехал из Судана в 2013 году. Потому что там неспокойно, а я хотел найти себе место, где смогу найти себя и реализовать. Бывали моменты, когда я жалел, что приехал, думал: "Зачем я в России, где так ненавидят черных?" Но потом понял, что это просто люди, у которых мало знаний, они не открыты миру. Поэтому я даю им шанс поменяться, они не все негативные. Хотя есть люди, которые не хотят заниматься с черным, пишут расистские комментарии.
зачем я в России, где так ненавидят черных?
У всех нас есть выбор. Бывает момент, когда человек придумает что-то, чтобы получить деньги. Например, если бы я хотел заработать миллион рублей, я мог бы зайти в какое-то общество, где я могу заработать этот миллион. И я получу этот миллион, но я брошу работу, потому что я получил то, что хотел. А чтобы продолжать дальше, надо делать то, что вы любите, чтобы было интересно. На самом деле, надо делать то, что вы любите, а деньги потом придут. Если вы делаете то, что не любите, деньги будут, но вы не будете получать удовольствие от этого. Человек не живет ради денег.
По большому счету не место меняет человека, человек меняет себя. Я, например, узнал русский язык, русскую культуру, русскую историю. Поэтому во мне что-то изменилось. У меня появился другой взгляд на мир. Я стал лучше, потому что я могу и с русскими людьми, и с арабами, и с американцами, и со всеми людьми найти общий язык.
В отсутствии таких привычных мотиваций, как война, секс и голод, когда нет необходимости делать срочный выбор, люди с активной жизненной позицией склонны заниматься улучшением окружающего мира, общества или политического строя.
Мария Баронова, прежде чем начала активно заниматься гражданской деятельностью, окончила химический факультет МГУ, получила также педагогическое и юридическое образование, продавала лабораторное оборудование. После проигранных выборов в Государственную Думу РФ 2016 года и работы координатором в движении "Открытая Россия" Мария решила снова вернуться к коммерции:
- Общественной деятельностью я занялась не потому, что страшно хотела заниматься политикой, просто я видела неэффективность нынешней системы. И так как планировала и дальше жить в России, то мне показалось важным внести свой вклад и свои знания в оппозиционную деятельность.
В принципе, в странах первого мира есть ровно такая же тенденция, когда люди из коммерческого сектора переходят в сектор государственный. Основная проблема заключается в том, что если ты работаешь в коммерческом секторе, то изготавливаешь какой-то продукт, продаешь его, смотришь на график роста продаж и график роста твоего дохода. Здесь все понятно.
Другое дело государственная, общественная и некоммерческая деятельность? Вы придумываете что-то для общества, убеждаете общество в том, что нужно заплатить за это, либо занимаетесь донатами (сбором средств). После чего привлекаете средства и эти средства отдаете. В любом случае, те деньги, которые вы накопили в коммерческой деятельности, вы тоже отдаете. Позволить себе при этом заниматься коммерческой деятельностью вы не можете. Потому что, еще начиная со времен Платона, общество всегда разделяло деньги и политическую власть, политическую деятельность. Это и является основной проблемой. Менеджеры в современном мире мигрируют туда и обратно, поскольку в какой-то момент у них исчезает возможность дальше убеждать людей в том, что на это нужно собрать ресурсы. Они больше не могут этого делать, и возвращаются назад, зарабатывают деньги.
общественной деятельностью вы занимаетесь на собственные деньги
У людей есть потребность к самосовершенствованию, есть потребность бороться за справедливость, но пока политическая атмосфера в России такова, что, если вы занимаетесь общественной деятельностью, то вы занимаетесь ею на собственные деньги. В Америке, например, один человек делает 20-25 донатов (безвозмездных взноса) в год в разные организации. В России на двух людей приходится одна организация. Но свои деньги, сколько бы их не было (а я достаточно много заработала, когда занималась продажами лабораторного оборудования), рано или поздно подходят к концу.
И у меня закончились силы убеждать людей в том, что нужно на что-то сдавать деньги, что если обществу что-то нужно, то за это не должна платить только я или какой-то другой человек. Если на данный момент понимания этого нет и потребности в таких услугах нет, то я могу вернуться к профессиональной деятельности. А главная способность людей – мечтать, и они в своей голове всегда представляют, что делают что-то еще. И именно мечты людей и стимулируют их менять что-то из своей предыдущей, обыденной жизни.
Психологи все чаще склоняются к мнению, что современный человек руководствуется не только необходимостью, которая заставляет его принять решение, но и возможностями. Ориентируясь в пространстве возможностей, он вступает на путь, который ведет к принятию решений, к выбору, и, вполне вероятно, что это новая ступень человеческой эволюции, на которую подняться сумеют далеко не все. С другой стороны, сегодня можно поменять не только сферу деятельности или профессию, но страну или пол, и сфера возможного все расширяется, объясняет психолог Дмитрий Леонтьев.
Работа выбора
Мы нередко думаем, что выбираем, а на самом деле идем по готовым, проложенным кем-то силовым линиям. Тогда как настоящий выбор представляет собой внутреннюю работу, которой надо учиться, в нее надо вкладывать усилия, способы, ее надо осваивать. Но мы очень легкомысленно считаем, что любой человек, который ткнул пальцем в одну из двух альтернатив, сделал выбор. Формально вроде бы – да, а по сути никакой работы выбора за этим не было.
Я много лет занимаюсь как раз исследованиями различных процессов выбора. И надо сказать, что одно из таких исследований мы проводили на школьниках, у которых впервые в жизни возникает нормативная, то есть обязательная для всех ситуация выбора - выбор профиля обучения в старших классах. И у нас возникло большое подозрение, что в этом возрасте далеко не все старшеклассники в достаточной степени созрели психологически - не больше 20% смогли обосновать свои планы понятной аргументацией.
Студенты о новой жизни в новом году
На самом деле, довольно часто люди "выбирают" профессию, не сделав выбора. Они просто движутся по инерции (или родители их направляют, или некая ситуация направляет), но свой собственный выбор они делают значительно позже. Когда созревают как личности, и начинают в большей степени понимать, что мое, а что - нет. И тогда перед ними встает вопрос о выборе заново и, возможно, не один раз. И тогда они уже проделывают эту работу и принимают решение – оставаться здесь или идти по какому-то другому пути. Именно способность всерьез что-то выбрать доказывает степень личностной зрелости, а то, что было раньше – происходило без нашего осознанного участия. Поэтому люди и меняют кардинально свои жизненные траектории, это нормально.
Не в деньгах
Вряд ли денежные обстоятельства играют важную роль в том, что заставляет людей радикально менять свою жизнь. Срабатывает нечто другое – или осознание невозможности старой жизни, что-то в ней случается, или возникает какая-то ненависть, тошнота к тому, что в ней есть, или внешние обстоятельства очень неблагоприятные, или, наоборот, человек обнаруживает какие-то иные ценности. И крайне редко это случается просто потому, что изыскивается возможность заработать больше денег. Если человек обнаруживает возможность заработать больше денег, то это всегда момент такого важного прагматического расчета. А если прикладывать к этой ситуации прагматический расчет, то можно увидеть, что при любом радикальном изменении жизни потери всегда достаточно велики, и что-то должно компенсировать эти потери. И это что-то всегда бывает более важным, чем деньги.
что-то всегда бывает более важным, чем деньги
Вообще, последние несколько десятилетий довольно подробно и детально изучался вопрос о том, в какой степени наше счастье, удовлетворенность жизнью зависит от денег. И выяснилось, что эта зависимость – да, существует, но существует в нижней части шкалы. Когда вы находитесь в нужде, у вас не удовлетворены самые основные, базовые нужды, то тогда рост материального благополучия приводит к росту счастья и удовлетворенности жизнью линейным образом.
Но, начиная с некоторой точки уровня, который соответствует понятию "средний класс", эта зависимость прекращается или становится очень слабой. И ваше счастье зависит совершенно от других факторов, что полностью соответствует замечательной формуле, которую сто с лишним лет назад произнес писатель Шало Алейхем: "Не так с деньгами хорошо, как без денег плохо". То есть, нужно иметь какую-то площадку, на которой можно дальше делать выбор. А уж выбор глобального пути зависит в большей степени от способности к выбору и от способности найти что-то свое. Конечно, многие люди выбирают именно деньги, но далеко не всегда они бывают счастливы.
Разные измерения
Другое дело, когда человек ищет смысл жизни, миссию и так далее, он не связывает их жестко и однозначно с какой-то профессией. Разумеется, он может их найти в разных формах работы, занятий, секторах экономики. А в каких именно форматах это происходит – это уже дело техники, это не такой принципиальный момент. В качестве примера приведу одну иллюстрацию.
У меня был студент, а потом аспирант, очень талантливый, сделал прекрасный диплом, занимался проблемами отношений к смерти, смысла жизни, опубликовал статью в одном из ведущих журналов, съездил в США с делегацией, писал очень успешно кандидатскую диссертацию на эту тему. Все у него было хорошо. Потом он вдруг бросил психологию и ушел в большое кино. И с первого своего фильма получил большую известность, теперь его все хорошо знают – это Алексей Попогребский. Но он, по большому счету, тем же самым занимается, только на другом материале, чем занимался в аспирантуре. Можно делать через психологические исследования какие-то важные вещи для себя, а можно их же на материале кино. Иначе говоря, то пространство, в котором с человеком происходят разные изменения, развитие и рост, - это не то же пространство, с которым мы сталкиваемся на бирже труда, где мы выбираем, куда пойти на работу, за какие деньги. Это разные измерения.
Один из главных моментов, чем человек сегодняшний, живущий в сравнительно развитых обществах, отличается от человека 50-100-летней давности - это возросшая скорость изменений, к которым надо как-то приспосабливаться, на которые надо реагировать. Это волна, которую надо каким-то образом оседлывать.
Почему люди бросают стабильную работу, уезжают в незнакомую страну, занимаются общественной деятельностью – обсуждаем с преподавателем Мухаммедом Гафаром, режиссером Никосом Котичем, общественным деятелем Марией Бароновой, психологом Дмитрием Леонтьевым и руководителем агентства интернет-рекрутинга PRUFFI Аленой Владимирской.
Ведут программу Тамара Ляленкова и Святослав Элис.