Об истории строительной компании "Сабидом" большинство россиян узнало 14 апреля, во время прямой линии с Владимиром Путиным. Одна из дольщиц этой фирмы попросила президента наказать мошенников, которые не запустили в эксплуатацию жилые поселки "Белый город" и "Немецкая деревня". Президент записал адрес недостроенных жилых комплексов. "Обещаю вам, что обязательно добьюсь, чтобы правоохранительные органы обратили внимание на эту проблему. Неизвестно, чем это закончится, но работать будут интенсивно", – объявил Путин.
Компанию "Сабидом" основали два молодых предпринимателя – Сергей Калужин и Алексей Кишенков. Они строили недорогие таунхаусы в Подмосковье. Теперь Алексей Кишенков арестован, а Сергей Калужин уехал за границу. После прямой линии Путина история "Сабидома" стала темой бесчисленных телерепортажей и ток-шоу. Даже на Северный полюс умудрились привезти баннер, осуждающий руководство компании, и развернуть его рядом со "знаменем Победы". Согласно единственной версии, которая преподносится телезрителям, мошенники похитили деньги доверчивых дольщиков и забросили строительство.
Однако Сергей Калужин рассказывает совсем другую историю, и это история о том, как корыстные чиновники разорили его компанию. В заявлении, отправленном Путину, Бастрыкину и Бортникову, он сообщает:
Высокопоставленные чиновники мэрии Москвы терроризировали меня и заставляли мою фирму платить им дань
"На протяжении нескольких лет высокопоставленные чиновники мэрии Москвы (мэр Москвы – Сергей Собянин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства – Марат Хуснуллин, руководитель департамента развития новых территорий города Москвы – Владимир Жидкин и заместитель руководителя департамента Феликс Баркаев) терроризировали меня и заставляли мою фирму ГК "Сабидом" платить им дань. На протяжении нескольких лет я сопротивлялся и отказывался платить деньги, которые они вымогали у меня разными способами.
После прямой линии с Путиным следователи избили моего отца
Летом 2012 года в офис компании Сабидом поступила факсограмма, в которой говорилось, что на стройку жилого комплекса "Фестиваль" приедет правительственная комиссия в лице Сергея Собянина, Марата Хуснуллина, Владимира Жидкина, Феликса Баркаева. Комиссия посетила стройку в июле 2012 года. Встреча проходила на улице у макета жилого комплекса, встречу проводил Марат Хуснуллин. Он начал кричать, что мы строим жильё для бедных напротив будущего здания Совета Федерации России, кричал, что снесёт все дома за наш счёт и никогда не даст работать на его земле. Крики Марата Хуснуллина продолжались 30 минут, но в конце он пояснил, что возможен выход, если мы заплатим взятку высокопоставленным сотрудникам Мэрии Москвы во главе с Сергеем Собяниным".
Заявление Калужина опубликовано в блоге бизнесмена Алексея Шматко, обратившегося за политическим убежищем в Великобритании.
"Чиновники видят стройку и хотят откусить кусок. Московские власти посмотрели на молодых парней, у которых нет крыши, и решили кинуть, да так перестарались, что даже звонок на прямую линию Путина допустили. Таких случаев по всей России море, когда чиновники просто изводят строителей, которые отказываются им платить", – говорит Алексей Шматко.
Глава компании "Сабидом" Сергей Калужин ответил на вопросы Радио Свобода.
– Они так прямо и сказали вам, что вы строите жилье для нищих?
Тех, кто живет в однушках, они называют нищими
– Да: "Ребята, что вы тут делаете? Новости не читаете? Зачем вы строите жилье для нищих, когда у нас напротив Совет Федерации планируется?" У нас дешевые таунхаусы, 4-5 миллионов рублей, маленькие площади, с маленьким наделом земли. Люди из однушек переезжают в свой дом. Тех, кто живет в однушках, они называют нищими. Мы каждый год открывали новые проекты. Был экономический подъем в стране, в стадии строительства домики и земельные участки разбирали. Сегодня больше тысячи домов у нас построено по Московской области, круг клиентов большой набрали. Все было быстро, оперативно, стройки шли хорошо. Почитайте отзывы 2013-14 года о компании, там нет ни одного плохого отзыва. За все это время из тысячи домов, которая у нас стоит, нам дали документы только на 200 домов. 800 домов у нас построены, до сих пор признаны неучтенными. Это не самострой – это просто дома, которые не хотят оформлять, потому что у нас нет взяток.
– Вы из принципа отказывались давать?
– Цена будет совсем другая, мы просто не продадим эти дома, если будем учитывать стоимость взяток.
– Часто вымогали?
Я заплатил 106 миллионов рублей под видом строительства школы
– У меня 10 историй о вымогательстве. В некоторых историях я платил. Самая громкая – это школа в Новой Москве. Я платил в 2014 году, когда пришли Собянин с Хуснуллиным, в их подконтрольную компанию 106 миллионов рублей под видом строительства школы. Потому что мы им обозначили, что никаких левых денег платить не собираемся. Мы год согласовывали договор на школу, через год оплатили, договор был совсем не тот, что нам обещали, первоначальный договор был с Министерством образования, в итоге нам дали подконтрольную фирму за то, чтобы мы не попали в список жилых комплексов по самострою. Либо мы закрываем глаза на то, что это договор не с Министерством образования и нас нет в списке, либо мы попадаем в список и нас сносят. Естественно, мы подписали договор, в котором значилась школа, перечислили деньги, есть платежки. 1 сентября по договору 2016 года школа должна быть построена уже. Естественно, там пустырь.
– Сергей, вы, похоже, человек аполитичный. Считаете, что выходить на улицу и протестовать бессмысленно?
Мы живем в стране, где предпринимательство наказуемо
– Идти на протесты, кричать лозунги – это несовременно. Я считаю, что есть переговоры, есть круглый стол, сидят чиновники, сидим мы, мы пишем протокол, этот протокол можно отнести в суд, мы выиграем, если они отойдут от этого протокола. Как Путин поехал, соглашение заключил в Минске, так же и я хочу. Я хочу, чтобы все стороны собрались без наездов, без запугиваний, а нормально.
– То есть без всякой политики?
– Меня и партнера моего уговаривали вступать в "Единую Россию", слава богу, мы смогли этого избежать.
– А почему не хотели вступать?
Пять миллионов, стандартный тариф. Эти деньги растворились
– Это коррупция, это сидеть с ними, в баню ездить по выходным, я знаю их образ жизни. Я спортсмен, я чемпион Москвы по кудо, я не пью, не курю, все делаю сам. Захотел – достижения в спорте, захочу – сделаю достижения в бизнесе. Я самостоятельно в жизни всё делаю. Я видел, что там происходит у этих чиновников... Мне замглавы по строительству Калинкин рассказывал, что у главы Солнечногорского района Александра Якунина есть вилла в Испании. Просто в кабинете у него сидим, там камера стоит, пишет, а он мне говорит про виллу в Испании, что деньги надо перечислять регулярно. Суммы 5 миллионов стабильно мы отдавали в район. Все это были, я думаю, компании-однодневки, асфальтовая какая-то компания, праздничная компания. Назначение платежа красивое – проведение праздников, покрытие асфальтом двора номер такого-то, закупка лавочек, закупка детских площадок, типа социалка.
– По 5 миллионов сколько раз переводили?
– В основном, каждый праздник, майские праздники либо День города... Пять миллионов, стандартный тариф. Все время, что мы находились в районе, мы все праздники спонсировали, это всегда было 5 миллионов. Асфальтовые работы, детская площадка, лавочки, мероприятие, шоу, такие вещи, которые нельзя проверить. Эти деньги растворились.
– Теперь вы решили все рассказать...
Что-то надо делать с властью, потому что такие люди не могут оставаться в управлении государством
– Я не боюсь про этих людей рассказывать, потому что впитывал как губка 10 лет, пока был в недвижимости, эту информацию, и сейчас я готов поделиться. Каждый решает, верить ему или не верить нашему правительству, которое обещает, что в 2020 году у нас пенсии будут супер-пупер какие. Это все слова. Когда народ поверит, что их кормят завтраками ежедневными? Очень странный народ. Надо что-то предпринимать. На сегодняшний момент думаю, что митинг – это неправильно, а завтра, может быть, я решу, что единственное решение в стране – это митинг. Потому что что-то надо делать с властью, потому что такие люди не могут оставаться в управлении государством. У них сейчас хорошая история: внешний враг появился, западные страны стали врагом. То есть они людей переключают на другие проблемы, которых не существует, лишь бы забыли о своих проблемах. Это пиар-политика во всей стране: у нас есть другие проблемы – война завтра будет, давайте заниматься вооружением, давайте финансировать Шойгу, давайте запускать ракеты, посмотрим, чем война в Сирии, в Украине закончится. Но это глупости просто. Новости об этом только и идут, люди переключаются и думают: надо радоваться малому, что у нас есть эта пенсия 6 тысяч рублей, зарплата 15 тысяч рублей. Давайте радоваться, у нас война завтра, будем сидеть тихо, закупать консервные банки и копать подвал. Это просто замыливание глаз населению, и у них это хорошо получается. Находясь за границей, я общаюсь со многими журналистами, с людьми, которые получили политическое убежище, просто все улыбаются, когда это слышат.
Наши люди так устроены, что они верят всему, что по телеку на диване вечером видят
Наш народ их еще не раскусил. У правительства должен быть результат – ежегодное повышение пенсий, выдача жилья малоимущим, увеличение минимального размера оплаты труда, сдача квадратных метров в больших количествах, понижение стоимости квадратных метров, открытие школ, садиков. Они рисуют отчеты, и наш народ эти отчеты принимает, читает, им нравится – цифры-то красивые. Но отчеты можно нарисовать любые. Наши люди так устроены, что они верят всему, что по телеку на диване вечером видят, верят этому, не разобравшись в цифрах. У них сгорает это время. Когда они станут пожилыми, поймут, в какой стране они прожили, где обман, где Путин, а где власть. А власть уже на островах, деньги свои вытаскивает, но не в этой стране, где они свою молодость отдали, где они трудились за эти копейки, рабами были. Этот пиар очень хорошо получается по всем СМИ. Что ни включишь – везде пиар, пиар. Военнослужащий погиб в Сирии. На дорогах гибнет 30 тысяч человек в год из-за того, что не могут знаки нормальные поставить. Я сам был в страшной аварии, знаю, что это такое. Там не было разметки, я чуть не погиб. 30 тысяч человек погибает на дороге, и один человек гибнет в Сирии, и мы обсуждаем Сирию, всей страной смотрим – жалко парня. Конечно, жалко, но не надо из этого делать спектакль, вы сами его туда отправили, сами захотели и сами знали, на что шли, этот парень тоже сам знал. Я ничего против этого парня не имею, но есть куча других проблем.
– Ваш партнер был арестован почти два месяца назад. У вас с ним никакой связи нет?
Может быть, его бьют там, может быть, его нет в живых?
– Нет. Я позвонил всем сотрудникам, попросил прийти к партнеру, посмотреть, не избивают ли его, в каком он состоянии. Его давно никто не видел, арестовали, продлили арест и все. А как он выглядит, кто-нибудь знает? Я позвонил в Москву, попросил сходить на встречу. Все настолько испуганы, что даже отказываются идти к своему руководителю, говорят: зачем мы туда пойдем? Я говорю: посмотреть, как выглядит человек. Может быть, его бьют там, может быть, его нет в живых? Его закрыли на два месяца, сходите, посмотрите, как он выглядит. Не идут, боятся.
Отцу сказал следователь: "Мне все равно, где правда, меня прикрывает ВВП"
Была прямая трансляция с Путиным, где задали вопрос про наш бизнес. После трансляции следователи, которые пришли с обыском, избили моего отца. Маме стало плохо, папа находился рядом, не давали вызвать скорую, его просто сильными ударами выкинули из квартиры. Жалобу в Следственный комитет он писал, снял побои, есть видеосъемка. Ему сказал следователь: "Ты работал в банке, значит, ты выделял ему деньги, значит, у вас семейная ОПГ, ты тоже пойдешь в тюрьму. Мне все равно, где правда, меня прикрывает ВВП". Вот в таком духе строится разговор.
Я, как мне 18 лет исполнилось, в институт поступил, с тех пор я отца видел только на дне рождения, на юбилеях и на свадьбе у себя. Они сейчас из отца пытаются выколотить какую-то информацию. У бабушки моей, у дедушки. Маразм дошел до того, что моего тренера по кудо допрашивают: сколько он вам платил? Тренировка стоит 300 рублей, 300 рублей платил за тренировку. Скидывался на кимоно, на праздники небольшие деньги. Смешно, допрашивают человека, который просто меня тренирует. Это значит, что у них ничего на меня нет и быть не может.
– Что вы собираетесь делать? Просить убежища?
– Да, я буду оформляться, возвращаться точно не буду. Мало того, я хочу раскрыть все 10 историй с именами федеральных чиновников, которые грабят застройщиков. Я хочу просветить народ. Пусть глаза откроют, пусть шире смотрят, пусть поймут, в какой стране мы живем и что здесь предпринимательство наказуемо. Предпринимателей мало, и мы с трудом выживаем. Что бы ты ни предпринимал, тебя государство сделает виноватым, на тебя сольют все проблемы.