В понедельник вечером Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал новые материалы из так называемого "панамского досье". Этими материалами отныне пополняется открытая база данных об офшорных компаниях, принадлежащих гражданам разных стран.
По данным российских журналистов, участвующих в международном расследовании, офшорными компаниями владеют более 2 тысяч граждан России. При этом число офшорных фирм, зарегистрированных из России, превышает семь тысяч.
В общей сложности обнародованный список насчитывает 214 тысяч офшорных компаний из "панамских документов". Журналисты отмечают, что теперь любой пользователь интернета может заниматься поиском по странам, фамилиям, названиям компаний, адресам и юрисдикциям.
Обнародование "панамских документов" 3 апреля этого года привлекло большое внимание международных СМИ, общественности многих стран и политиков. Утечка конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseca стала крупнейшей в истории подобных международных расследований.
Документы были получены немецкой газетой Süddeutsche Zeitung в 2015 году от анонимного источника. В течение года группа международных журналистов под эгидой американской некоммерческой организации Центр за честность в обществе (CPI) в рамках проекта Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) изучала документы. Затем были преданы огласке сведения о наличии скрытой собственности у политиков и вытекающих из этого конфликтов интересов. В материалах упоминается, в частности, 12 действующих и бывших глав государств. Публикация документов уже привела к отставке премьер-министра Исландии.
В документах, опубликованных 3 апреля, называлось и имя российского виолончелиста Сергея Ролдугина, друга президента России Владимира Путина. Международное расследование выявило, что до 2015 года Ролдугин владел офшорами с оборотом в несколько миллиардов долларов. Путин подтвердил подлинность опубликованных документов, но уточнил, что у музыканта гораздо меньше денег, чем указывалось в СМИ. При этом, по словам президента России, виолончелист все свои деньги тратил "на приобретение музыкальных инструментов".