Ссылки для упрощенного доступа

Дошли до ручки


Наталья Пелевина
Наталья Пелевина

Активистка ПАРНАСа Наталья Пелевина считает возбужденное против нее дело абсурдным

"Политически мотивированным и абсурдным" назвала Наталья Пелевина, член Федерального политсовета партии ПАРНАС, возбужденное в отношении нее дело. Активистке предъявлены обвинения по статье 138.1 УК РФ – "Незаконный оборот технических средств, предназначенный для негласного получения информации". По мнению следствия, подобным средством является изъятая у Пелевиной авторучка, у которой есть функция видеорегистратора. После допроса 15 марта с активистки была взята подписка о невыезде.

Как поясняет сама Пелевина, ручка у нее была изъята во время обыска еще год назад, но в тот момент она следователей не заинтересовала. Тогда активистку ПАРНАСа подозревали в финансировании массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года, однако обвинение против нее не выдвинули. Она так и оставалась в качестве подозреваемой.

Болотная площадь 6 мая 2012 года
Болотная площадь 6 мая 2012 года

Сейчас "Болотное дело" также упоминается в связи с новым делом Пелевиной. В официальном заявлении Следственного комитета говорится, что очередной обыск, который был проведен в квартире активистки ПАРНАСа 10 марта 2016 года, был связан с расследованием "Болотного дела", по которому уже проходят более 30 человек. Также СК утверждает, что у Пелевиной были изъяты документы, подтверждающие, что волонтерская организация "Комитет 6 мая", которая, по мнению СК, занимается "дискредитацией следственных органов, осуществивших расследование дела о массовых беспорядках", финансируется американским "Национальным фондом в поддержку демократии" (NED), который признан в России нежелательной организацией. В 2013-2014 годах, как утверждает СК, фонд перечислил Пелевиной более 35 тысяч долларов, которые были переданы родственникам фигурантов "Болотного дела". Подобные обвинения в отношении Пелевиной уже однажды звучали – в фильме телеканала НТВ "Патологоанатомия протеста", часть которого была посвящена расследованию деятельности "Комитета 6 мая".

Наталья Пелевина обвинения отрицает и полагает, что нынешняя активность Следственного комитета преследует цель дискредитировать оппозицию перед сентябрьскими выборами в Государственную думу. Председатель партии ПАРНАС Михаил Касьянов заявил, что дело против Пелевиной "укладывается в развернутую властями травлю лидеров Демократической коалиции в преддверии предстоящих выборов в Госдуму".

В интервью Радио Свобода Наталья Пелевина рассказала подробнее о предъявленных обвинениях и политической подоплеке нового дела:

– Поверить в то, что по такой дурацкой статье и по такому дурацкому поводу будет возбуждено уголовное дело, было сложно. Статья 138.1 довольно новая, она появилась в конце 2011 года. Предмет, в связи с которым они возбудили против меня уголовное дело, эта ручка, была изъята год назад, и год никто ничего не делал! Это, конечно, абсолютно абсурдный повод! Много говорить про эту ручку я не могу, адвокаты мои не хотят, чтобы я это делала, поскольку все довольно серьезно, но на самом деле это предмет, который есть в открытой продаже. И из-за этого одного предмета сейчас возбуждают целое уголовное дело. Понятно, что это политически мотивированная вещь и вполне абсурдная. Поэтому, конечно, шок и у меня, и у многих людей, которые сейчас за всем этим наблюдают, вполне объяснимый шок.

Наталья Пелевина
Наталья Пелевина

– Если почитать заявление, которое на сайте Следственного комитета размещено от имени Владимира Маркина, как я понимаю, продолжается расследование все еще по "Болотному делу", и каким-то образом вас пытаются привязать к этому делу.

– Да, действительно, меня пытаются привязать к "Болотному делу". Тема, которую они отрабатывают, – западное финансирование, источники финансовых средств для оппозиции, в частности, для организации массовых беспорядков. При этом они хорошо знают фактуру и хорошо понимают, я в этом уверена, что я не имела к этому никакого отношения. Именно поэтому в течение года ко мне никто не приходил, меня никуда не вызывали, и ничего не происходило. И сейчас эта активизация связана с новым политическим, выборным циклом, я в этом уверена, и они стараются что-то делать. И из-за отсутствия другой фактуры они взялись за эту ручку. Понятно, что заявление Маркина политическое, оно больше популистское, общий посыл в сторону оппозиции, как обычно, в том ключе, что это наймиты Запада, стремящиеся совершить в России "цветную революцию". В этом направлении они как работали, так и работают. При этом, конечно, когда такое заявление делает официальный представитель Следственного комитета, – это выглядит абсолютно безумно. Между тем, они такие заявления себе позволяют. Вчера у меня был допрос, через несколько дней после заявления Маркина, и по 212-й статье ("Организация массовых беспорядков") пока больше, слава богу, никакого официального движения не происходило. Мне предъявили статью 138.1, оборот этих всех средств. Конечно, я не расслабляюсь, нет никаких оснований полагать, что на этом все закончится и дальше развития событий не будет. Я имею в виду не только по 138-й, но и по другим поводам, по "Болотному делу" в частности. Поэтому стараюсь готовить себя к любому дальнейшему развитию событий.

– У вас есть какое-то объяснение, почему это происходит сейчас? В сентябре прошлого года на НТВ вышел фильм с таким же посылом, с каким сейчас выступил Маркин. Теоретически могли же поступить так, как поступили с Удальцовым и Развозжаевым, когда по мотивам первого фильма НТВ возбудили дело. Могли так же и какие-то вам претензии предъявить. Тогда ничего не произошло. Почему сейчас?

Сейчас я больше, чем когда-либо, настроена на борьбу

– Что касается фактов, даже сам Маркин в своем заявлении по поводу меня пишет о финансовой помощи в 2013-2014 году родственникам "болотников". Действительно, такое имело место, но, опять же, даже они понимают, что привязать это к организации массовых беспорядков довольно сложно. Здесь разброс во времени, и причинно-следственную связь здесь тяжело установить. Поэтому я думаю, что в этой связи к этому моменту, по крайней мере, они в этом направлении не сильно действовали. Почему сейчас? Я думаю, что это укладывается в общую канву. Мы видим, что сейчас происходит в отношении ПАРНАСа, в котором я состою, в отношении Михаила Касьянова, в отношении оппозиции в преддверии выборов в целом. Поэтому я думаю, что это связано с решением там, где можно, ударить по оппозиционерам, по людям, которые, как я в частности, заявили, что собираются участвовать в выборах в Госдуму. Они хотят активизироваться и максимально добить этих людей.

– Можно ли сказать, что это некая устрашающая, в том числе, акция перед выборами, чтобы показать, насколько серьезно следственные органы настроены предотвращать различные массовые беспорядки, если они вдруг случатся?

– Безусловно, они боятся любого выхода людей на улицу. Плюс вообще просто устрашить всех людей, которые находятся в оппозиции. Думаю, что люди, глядя на меня, много раз подумают, прежде чем активно дальше работать в оппозиции или принимать решения о дальнейшем активном участии в оппозиционной деятельности. Это понять можно, потому что то, что я сейчас испытываю, очень неприятно. И плюс это, конечно, общая дискредитация оппозиции в глазах общественности. Я думаю, что на это они тоже работают, и думаю, еще будет не один фильм НТВ. Судя по тому, что НТВ за мной перемещается сейчас везде, где у меня проходят какие-то следственные действия, допросы или что бы то ни было. Они просто маниакально, можно сказать, меня преследуют. И есть подозрение, что какой-нибудь очередной фильм об ужасах оппозиции обязательно выйдет с целью дискредитации имиджа. Я думаю, что такая комплексная работа сейчас ведется со всех сторон по оппозиции.

– У вас какие сейчас планы? Понятно, что вы под подпиской о невыезде, но вы намерены продолжать политическую деятельность, будете пытаться участвовать в выборах?

– Я планы свои не меняю. Да, я планирую участвовать в выборах, планирую дальше работать в тех направлениях, в которых я работала, и партийной деятельностью продолжать заниматься. Наоборот, если честно, сейчас я больше, чем когда-либо, настроена на борьбу. Потому что, конечно, то, что происходит сейчас, это абсолютный беспредел. Я настроена решительно и буду, безусловно, доказывать свою невиновность, если дело по 138-й статье дойдет до суда, и буду бороться во всех направлениях.

Пикет в поддержку Натальи Пелевиной у здания Следственного комитета:

– Как вы оцениваете, насколько серьезно настроен Следственный комитет довести это дело до суда?

– Наверняка они постараются это сделать, потому что не к лицу им будет заявить об обратном, учитывая, что был такой широкий резонанс после вновь возбужденного уголовного дела. Я думаю, они каким-то образом попытаются показать, что это все очень серьезно, очень серьезный повод, и мы ее обязательно за это накажем. Я думаю, дело доведут до суда, а уже как это будет выглядеть дальше, во что это выльется – сказать сложно. Опять же я и сейчас не могу исключать, что они не делают что-то по 212-й статье, которая означает организацию массовых беспорядков, потому что изначально их цель была именно эта. Я ничего не могу исключать на сегодняшний день. Но я думаю, что не случайно Следственный комитет через Маркина такое серьезное заявление сделал. Вчера мне были предъявлены обвинения, и я думаю, что они, конечно, будут двигаться в этом направлении и дальше. С какой скоростью – непонятно, потому что это может быть разбросано во времени довольно серьезно, чтобы держать в напряжении и меня, и коллег моих. Только жизнь покажет.

Я не собираюсь ни бросать страну, ни чувствовать себя человеком, который побежден и неправ

– Но я правильно понимаю, что формально это дело, непосредственно по ручке, никак не привязано к "Болотному делу"?

– На самом деле, формально как раз эта статья мне предъявлена в рамках "Болотного дела", потому что я на бумаге по-прежнему прохожу именно по "Болотному делу" сейчас. Там есть эта 212-я статья, по которой я весь год была подозреваемой. И вот они решили возбудить по результатам прошлогоднего обыска отдельное уголовное дело по этой ручке, но в рамках первоначального дела, по которому я была привлечена. Я сама, честно говоря, не до конца это понимаю, мне адвокаты еще будут объяснять, как это все работает. Но, конечно, сама по себе ручка и ее наличие никак не может быть связана с организацией массовых беспорядков. Это, по-моему, очевидно. Поэтому здесь никакой привязки, кроме как чисто формальной.

– Вы сказали, что намерены бороться в России. Но при каких-то обстоятельствах вы допускаете вариант, что покинете страну?

– Нет. Потому что я считаю, что если человек невиновен, если он чувствует в себе силы бороться, то он не должен бежать. Я невиновна, я считаю и знаю, что правда на моей стороне, и я хочу продолжить политическую деятельность именно в России. Потому что здесь еще очень много предстоит сделать. Россия находится в тяжелом положении. Поэтому нет, ни в коем случае. Я не собираюсь ни бросать страну, ни чувствовать себя человеком, который побежден и неправ. А я думаю, что если бы я куда-то собралась уезжать, я бы чувствовала себя именно так, – заключает Наталья Пелевина.

По предъявленным обвинениям ей грозит до 4 лет лишения свободы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG