Российские деятели культуры обеспокоены законопроектом, призванным регулировать организацию зрелищных мероприятий в стране. Под открытым письмом с требованием внести поправки в этот документ подписались многие известные музыканты, среди которых, в частности, Борис Гребенщиков, Земфира, Андрей Макаревич и Юрий Шевчук.
Согласно законопроекту "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации", который Госдума одобрила в первом чтении перед уходом на зимние каникулы, крупные концертные площадки смогут заключать договоры только с артистами, которые вступили в саморегулируемые организации (СРО). На данный момент в стране существует только одна подобная организация – "Союзконцерт". За вступление в нее необходимо заплатить 150 тысяч рублей. Чтобы создать собственную саморегулируемую организацию, необходимо написать устав, обзавестись сайтом и собрать не менее 50 участников, которые могут документально подтвердить свою состоятельность как артисты. Согласно первой редакции законопроекта, крупная площадка, которая заключит договор не с членом СРО, заплатит штраф в размере 500 тысяч рублей.
Независимые артисты и их менеджеры полагают, что новая правовая инициатива может привести к монополизации на концертном рынке, и намерены добиваться внесения поправок в законопроект. При этом в своем открытом письме, опубликованном на странице Бориса Гребенщикова в Facebook, они вообще требуют "остановить принятие законопроекта" в его нынешнем виде.
Об опасностях, которые таит в себе законопроект для независимых артистов, Радио Свобода рассказала директор поэтессы Веры Полозковой, музыкальный менеджер Лена Грачева.
Это добавит дополнительных рычагов давления на них – как финансовых, так и других
– Обеспокоенность вызывает та редакция закона, которую приняли в первом чтении. Сейчас вносятся предложения, идет большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. И нам хотелось бы максимально в этом участвовать. В законопроекте есть много тревожного: от неуточненных формулировок до плохо сформулированных моментов, касаемых площадки, которая может проводить концерты и которая при этом может не вступать в СРО. Основной вопрос, которым я непосредственно занимаюсь, это поправки, касающиеся артистов и их законных представителей, которые хотят делать концерты самостоятельно. По нынешней редакции они этого права лишатся или должны быть приравнены к промоутерам, что неверно. Если артистов или их законных представителей лишат права проведения мероприятий самостоятельно (не вступив в СРО и не заплатив деньги за вступление), то это добавит дополнительных рычагов давления на них – как финансовых, так и других.
– Правильно ли я понимаю, что закон обязывает независимых артистов создавать эти самые саморегулируемые организации? Или эти организации будут навязываться сверху?
В настоящий момент все крупнейшие игроки сконцентрированы в "Союзконцерте"
– По нынешней редакции законопроекта артист, если он хочет делать концерт самостоятельно, обязан вступить в какую-либо из СРО. На данный момент существует одна организация на этом рынке, называется она "Союзконцерт", и в нее вступили все крупнейшие игроки. Что тоже вызывает обеспокоенность, поскольку это некоторым образом ведет к монополизации рынка. Если бы крупнейшие игроки концертного бизнеса разделились, была бы создана еще какая-то СРО и таким образом соблюдался бы баланс и здоровая конкуренция, опять же, было бы меньше обеспокоенности. А в настоящий момент все крупнейшие игроки сконцентрированы в "Союзконцерте", и это тоже вызывает опасения относительно будущего концертного рынка.
– Независимые артисты, с которыми вы поддерживаете отношения, готовы вступить в тот же "Союзконцерт" или создать какую-то свою СРО?
– У всех на этот счет очень разные мнения. Пока что мы пытаемся добиться либо того, чтобы у артистов не было взносов, например, при вступлении, а лучше, чтобы артистам вообще позволили оставаться вне такого рода СРО, потому что артисты и так одни из самых законопослушных участников рынка. Почти все оформлены как ИП (индивидуальные предприниматели. – РС), они все так или иначе находятся в рамках закона, платят налоги. Страховать концерты можно и сейчас в той или иной форме, можно вести деятельность, касающуюся авторских прав, издания музыки и прочее. У многих ИП, которые предполагают, что артист или его менеджер могут вести концертную деятельность. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы они были вне СРО.
– Этот законопроект регламентирует отношения между артистами и крупными концертными площадками? Или речь идет даже о маленьких клубах?
Непонятно, что имеется в виду – площадь только концертного зала или весь клуб
– Артист может не вступать в СРО, если он проводит концерты на площадке менее 400 квадратных метров. С этой формулировкой есть одна проблема. Непонятно, что имеется в виду – площадь только концертного зала или весь клуб. Насколько я знаю, ко второму чтению эту формулировку планируется уточнить или даже как-то расширить, что было бы хорошо. Сейчас получается так, что если ты хочешь провести концерт, например, в зале на 1000–1500 человек, то обязан заплатить 150 тысяч рублей за вступление в СРО. А это достаточно средний по численности концерт, и артисты, которые проводят их один-два раза в год, не могут позволить себе такие траты. Площадка размером от 400 квадратных метров тоже должна быть членом СРО. В принципе, из того, что мы слышим от организаторов и лоббистов этой инициативы, мы понимаем, что все участники рынка так или иначе должны в итоге состоять в каком-либо СРО.
– Кто продвигает этот закон? И какие у этих людей цели?
Благотворители не понимают, будут ли их мероприятия подпадать под эту категорию, надо ли им тоже вступать в СРО
– Я не знаю, кто продвигает этот закон, я знаю просто тех участников, которые уже состоят в СРО "Союзконцерт". Ее генеральный директор – Андрей Матвеев, его заместитель – Сергей Глот, крупные промоутеры уже вступили в эту организацию. Какие у них цели, мне трудно судить. Важно то, что не учитываются интересы очень и очень многих, а концертный рынок настолько разнообразен, что там понадобится, видимо, каждому отдельному случаю придумывать формулировку. Например, не учитываются ежегодные молодежные студенческие фестивали, благотворительные мероприятия. Уже сегодня появилась статья представителя фонда "Подари жизнь". Они тоже обеспокоены этим законом, потому что благотворители не понимают, будут ли их мероприятия подпадать под эту категорию, надо ли им тоже вступать в СРО и платить 150 тысяч рублей?
– На ваш взгляд, этот законопроект вызван только какими-то финансовыми интересами? Может ли он таить опасность регулирования содержательной части выступлений?
Когда у тебя есть только одна организация, конечно же, проще через нее провести какие-то запретительные моменты
– По первой редакции этого закона ситуация такова, что не исключено какое-либо давление на артистов. Сейчас рынок представляет собой независимых игроков как среди промоутеров, так и среди артистов. В ситуации, когда у тебя есть только одна организация, конечно же, проще через нее провести какие-то запретительные моменты в отношении какого-либо артиста. Это просто вытекает из логики того, что у тебя либо много независимых игроков (и их сложнее к чему-то единому призвать), либо у тебя есть ограничения, есть какие-то группы лиц, и конечно, с ними проще договориться. Тем более если они являются мостом, как они сами себя называют, между государством и концертным рынком.
– Какие вы видите механизмы, чтобы добиться внесения поправок во втором чтении?
– Первый шаг, который был сделан, это письмо-обращение от артистов, включая артистов первого эшелона. Последующие шаги – это, конечно, наше плотное общение с юристами, чтобы внести какие-то предложения и оставаться в диалоге с людьми, которые входят в СРО. Пока что более-менее разумный диалог происходит, хотя не без перегибов с обеих сторон. Потому что для всего рынка почему-то этот законопроект оказался большим сюрпризом. К счастью, диалог есть, и я очень надеюсь, что он будет результативен.
– Кто уже поставил подписи под открытым письмом?
– Подписи поставили Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Александр Васильев, Алексей Айги, Полина Осетинская, Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко. И рок-музыканты, и классические музыканты, – рассказала Лена Грачева.
О том, что принятая в первом чтении редакция закона является далеко не окончательной, подтвердил и депутат Государственной Думы Дмитрий Гудков, который также выступает против таких формулировок. Он сообщил на своей странице в Facebook, что авторы законопроекта от диалога не отказываются:
Таким образом, у музыкантов и депутатов Государственной Думы есть еще несколько месяцев, чтобы снять разногласия и найти устраивающие всех формулировки нового закона. По крайней мере, Дмитрий Гудков на это надеется.