Грузинская полиция разбирается в недавнем конфликте зоозащитников и сотрудников Батумского дельфинария, произошедшем во время акции против коммерческой эксплуатации животных. Активисты из России, Турции и Грузии вывесили баннеры с призывами освободить дельфинов, но их мирную акцию прервали охранники и дрессировщики – они пытались вырвать плакаты и избили троих защитников животных. Участники акции написали заявлению в полицию, но администрация дельфинария настаивает, что дело заведено против людей с баннерами, так как те якобы пытались "освободить дельфинов".
Видео с акции в Батумском дельфинарии выложено в интернете:
Конфликт даже осветил российский телеканал НТВ, выставив зоозащитников вооруженными экстремистами.
По словам активистов, наиболее яростно и активно их избивал дрессировщик дельфинов. Батумский дельфинарий дает по три представления в день, что, по убеждению защитников животных, крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии дельфинов.
Мирные акции против коммерческой эксплуатации дельфинов проходят по всему миру. В ряде стран дельфинарии под давлением защитников животных уже запрещены. К примеру, в 2013 году власти Индии официально признали дельфинов "личностями" и запретили их эксплуатацию. Эксплуатация дельфинов запрещена также в Израиле, Коста-Рике, Венгрии, Хорватии, Чили и в штате Южная Каролина (США).
В России дельфинарии есть практически в каждом крупном городе. Они являются достаточно прибыльным бизнесом: к примеру, билеты на представления Московского дельфинария на ВВЦ стоят от 400 до 2000 тысяч рублей.
Вот что рассказал о батумской акции один из ее участников и организаторов Олег Озеров из организации Vegan Georgia:
Если бы мы что-нибудь нарушили, у нас были бы проблемы
– Я как активист еще не сталкивался с такого масштаба дезинформацией и ложью, распространяемой пресс-службой Батумского дельфинария. Дело в том, что к нам со стороны закона никаких вопросов быть не может. Мы не нарушили ничего вообще. Если бы мы нарушили, поверьте, у нас были бы проблемы. Уголовное дело заведено на охранников и на дрессировщика, которые набросились на нас с кулаками и начали нас просто лупить. Мы не тронули их пальцем в этот момент, несмотря на то что физически мы могли вполне это сделать. Возбуждено уголовное дело. К нему приобщена порванная футболка, сняты показания с номером экспертизы, проведено опознание, скоро будет суд. Когда именно будет суд – я не знаю.
– В ролике НТВ утверждается, что вооруженные защитники животных напали на охрану дельфинария. У них-то тут какой интерес, при чем тут НТВ?
– Я могу лишь догадываться, что это произошло из-за некоего сотрудничества между пресс-службой дельфинария и телекомпанией НТВ. Как известно, многие крупные СМИ тесно сотрудничают со всякого рода живодернями типа дельфинариев и зоопарков и любят получить эксклюзивную информацию вроде "У нас родился слоник" и так далее. Я могу лишь догадываться, что это одна из подобных историй.
– Какова была цель вашей акции – вы что, действительно хотели освободить дельфинов?
Освободить дельфинов из дельфинария таким нахрапом невозможно
– Нет, мы же не конченые кретины и прекрасно понимаем, что освободить дельфинов из дельфинария таким нахрапом совершенно невозможно. У нас все-таки мозги еще есть. Разумеется, акция была нацелена на то, чтобы привлечь внимание людей к проблеме, открыть им глаза. Потому что большинство людей, и посещающих, и не посещающих подобные заведения, убеждены, что животным все это очень нравится и они находятся там в комфортной обстановке. Мы провели акцию, чтобы попытаться развенчать этот миф.
– Почему вы обратили внимание именно на Батумский дельфинарий?
– Дело в том, что акции у дельфинариев проходят по всему миру. К дельфинарию, который находится в Москве в Сокольниках, активисты приходят каждую неделю и устраивают там веселые мероприятия. Батумский дельфинарий – это большое предприятие, там крутится очень много денег, там довольно жестокие условия для животных. Там проходит три шоу в день! Это 6 часов работы у дельфинов.
– Может, им это действительно нравится?
В дельфинариях животных разлучают с семьями, они живут в хлорированной воде
– Чтобы примерно представлять, что подразумевается под работой, нужно объяснить, что такое дельфинарий и чем он отличается от дикой природы. Прежде всего, дельфины – животные социальные. Они живут семьями. В дельфинарии животных с семьями разлучают. Многие дельфины убиваются головой о бетонные стены, они вынуждены жить в хлорированной воде, от которой у них разъедает слизистую глаз, от этого они слепнут. Обычно животных держат в очень маленьких пространствах и выпускают на шоу, когда они уже они истомились, чтобы им было "в кайф". Поэтому со стороны кажется, что они радуются, когда выступают. На самом деле это не так. Это дикие животные. Дельфины проплывают сотни километров в дикой природе. Разумеется, для них не подходит ни хлорированная вода, ни эти маленькие водоемы. Их морят голодом. Поэтому мы видим, с какой радостью они заглатывают рыбку на представлениях. Кроме того, у них очень тонкая кожа. У нас нет доказательств, что их избивали в батумском дельфинарии, но если вспомнить, что первым на нас набросился дрессировщик, можно предположить, какие методы в своей работе он использует...
– А как он вас избивал?
У нас нет доказательств, что дельфинов там избивают, но первым на нас набросился дрессировщик
– Руками и ногами. И если он это делал так открыто, с такой яростью, с таким бешенством... А у дельфинов очень нежная кожа, и любую боль они воспринимают очень остро. Но, безусловно, мы не пытались освободить этих дельфинов, Мы еще не выжили из ума.
– А были такие случаи в мировой практике?
– Один из таких известных эпизодов был в США. Года три назад в Крыму произошел подобный случай. Там был дельфинарий, отгороженный от акватории сеткой. Активисты-дайверы просто ночью сетку разрезали, дельфины благополучно уплыли, и все у них хорошо.
– А почему вы в принципе против эксплуатации животных, почему вам это не нравится?
Это такая же несправедливость, как расизм, сексизм и другие виды дискриминации
– Потому что это отвратительная несправедливость. Это такая же несправедливость, как расизм, сексизм и другие подобные вещи, другие виды дискриминации. Мы, как представители цивилизованного мира, должны отрицать все виды дискриминации и быть в данном случае последовательными.
– Зоозащитники – кто они? Каков, к примеру, социальный статус людей, которые участвовали в батумской акции?
– Никаких зарплат за участие в таких акциях никто из нас не получает. Среди участников акции есть и журналисты, и повара, и инженеры –самые разные люди. Кто-то работает, кто-то не работает. У всех разный статус.
– Как далеко вы готовы пойти, отстаивая права животных, в частности дельфинов?
– Мы готовы пойти до конца.
– А прийти туда с оружием вы готовы или нет?
– Конечно – нет. Потому что нас всех объединило веганство, а оно не предполагает никакого насилия в принципе. И это очень типично, что с той стороны идет ультранасилие, а с нашей стороны насилия нет никогда, – считает Олег Озеров.