Новомосковский городской суд Тульской области 24 июня отказал в условно-досрочном освобождении одному из фигурантов "Болотного дела" – Алексею Гаскарову.
Летом прошлого года он был приговорен к 3,5 годам колонии общего режима за участие в массовых беспорядках и применении насилия по отношению к сотрудникам полиции.
Судья посчитала, что освобождение Алексея Гаскарова будет преждевременным – из-за двух взысканий, наложенных на него еще в московском следственном изоляторе, и из-за "нестабильного поведения" осужденного.
Такой же позиции в суде придерживалась и администрация колонии, несмотря на то что дала положительную характеристику, и представители прокуратуры. По их мнению, если Гаскарова отпустить сейчас, то не будет достигнута цель наказания – исправление.
Мы достаточно трезво оценивали ситуацию: с первого раза по УДО у нас никто не вышел
Сам осужденный ходатайствовал о том, чтобы прошение об УДО рассмотрели в его отсутствие: Гаскаров не участвовал в заседании ни лично, ни по видеосвязи.
Защита и родственники Алексея Гаскарова подобного исхода ожидали. Они намерены обжаловать отказ Новомосковского суда и надеются, что апелляционная инстанция может оказаться более благосклонной к осужденному – по аналогии с делом еще одного "болотника" Степана Зимина, который два дня назад вышел на свободу по УДО:
– Мы достаточно трезво оценивали ситуацию: с первого раза по УДО у нас никто не вышел, – говорит супруга осужденного Анна Гаскарова. – Больших надежд у нас не было. Мы думаем, что если что-то и получится, то на апелляции, как это было у Степана Зимина. Но я не уверена, что это может сработать, потому что Степе оставалось сидеть полгода, а у Леши впереди еще срок в полтора года. Может, все сводится к тому, чтобы освободить ребят как можно ближе к окончанию срока. В целом, у нас настрой продолжать дальше судебные тяжбы и идти в апелляционную инстанцию.
По словам Анны Гаскаровой, защита ее супруга предоставила в суде несколько положительных характеристик и обращений в защиту осужденного: от "Новой газеты" и издания "Жуковские вести", от депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, а также с бывшего места работы Алексея Гаскарова.
– Все это было предоставлено в противовес возможным характеристикам со стороны администрации колонии, которая, как ни странно, дала положительный отзыв, – поясняет Анна Гаскарова. – Они перечислили все его достоинства: что он уважительно общается с администрацией, что у него нет проблем с другими заключенными, что он ходит на учебу и даже получил дополнительное поощрение за то, что прилежно посещает все занятия курса электромонтажа. Но в своем выводе администрация колонии подчеркнула, что, характеризуя Гаскарова положительно, считает преждевременным условно-досрочное освобождение.
Причиной для отказа в УДО стали два взыскания, которые Алексей Гаскаров получил еще в прошлом году, подтверждает Анна Гаскарова:
Говорили, что, несмотря на все положительные характеристики, его "положительность" нестабильна
– Оба взыскания получены в СИЗО. Одно было получено больше года назад, другое – в прошлом августе, его срок истекает в этом августе. Взыскания наложены за "межкамерную связь" – это просто общение внутри тюрьмы и считается незначительным нарушением в рамках содержания в изоляторе. При вынесении решения суд сослался на взыскания: говорили, что, несмотря на все положительные характеристики, его "положительность" нестабильна, как раз потому, что у него есть эти два взыскания. Никаких других оснований для отказа в УДО суд не нашел.
Алексей Гаскаров – уже третий фигурант "Болотного дела", кто подал прошение об условно-досрочном освобождении. Из тех, кто ранее дошел до суда по вопросу об УДО, Алексей Полихович, которому в марте Рязанский суд отказал в досрочном освобождении, несмотря на положительную рекомендацию администрации колонии, и Степан Зимин – которому тот же Новомосковский городской суд сначала отказал в УДО, но затем Тульский областной суд удовлетворил жалобу его защиты, и в понедельник вечером Зимин вышел на свободу.
Алексей Гаскаров пробыл в заключении уже больше двух лет. Его задержали спустя почти год после событий на Болотной площади в Москве – 28 апреля 2013 года. По версии следователей, Гаскаров был участником массовых беспорядков и применил насилие по отношению к полицейским – одного потянул за руку, другого за ногу.
В августе 2014 года Замоскворецкий суд признал его виновным и приговорил к 3,5 годам колонии.
Гаскаров все обвинения отрицает и объясняет свои действия необходимостью защитить других демонстрантов. Алексей Гаскаров заявлял, что 6 мая сам был избит полицейскими, но следователи отказались возбуждать дело по этому поводу.
Если Алексея Гаскарова не отпустят условно-досрочно после апелляции, ему предстоит провести в колонии еще больше года. Срок наказания Гаскарова истекает в октябре 2016-го.
На сегодняшний день фигурантов "Болотного дела" – 33. 18 из них уже осуждены, 13 – амнистированы, еще двое находятся под следствием. Из 18 осужденных лишь двое получили условный срок – Александра Духанина и Елена Кохтарева. 11 человек находятся в колониях, и только пятеро уже вышли на свободу – Степан Зимин, Михаил Косенко, Ярослав Белоусов, Артем Савелов и Константин Лебедев.
Никто из подсудимых оправдан не был.