Исполком Российского футбольного союза вынес вотум недоверия своему президенту Николаю Толстых – в связи с неудовлетворительной финансовой ситуацией в организации.
Конечно, произошедшего ждали – ждали с того самого момента, как Николай Толстых в 2012 году возглавил РФС.
Толстых имел репутацию жесткого "законника" и нажил себе на этой ниве множество врагов среди могущественных президентов российских клубов. Его оппонентами были и остаются президент ЦСКА Евгений Гинер, президент "Зенита" и глава "Газпрома" Алексей Миллер, президент "Спартака" Леонид Федун, президент "Динамо" Борис Ротенберг, глава РЖД и фактический хозяин "Локомотива" Владимир Якунин, а также президент клуба Ольга Смородская… наверное, простого перечисления этих имен вполне достаточно, чтобы понять, что сам факт противостояния этим фигурам – почти акт самосожжения.
Чем именно мешал Толстых могущественным президентам? Трудно говорить наверняка, не опасаясь нарваться на судебное преследование. Скажем, Толстых был противником увеличения в клубах количества "легионеров" – игроков с не российским гражданством. Сам он о своих планах говорил в день своего избрания так:
– У федераций, клубов, болельщиков, СМИ, представителей бизнеса, в последние годы привносящих в футбол большие деньги, зачастую бывают разные локальные устремления. Крайне важно объединить их глобальной целью. Консолидация усилий должна стать одной из основных целей будущего президента РФС. В регионах заложен основной потенциал развития российского футбола, это мое глубокое убеждение.
Формально вопрос об отставке Толстых во время заседания исполкома РФС поднял глава Московской федерации футбола Сергей Анохин. Противников у президента РФС было очень много – за вынесение вотума недоверия на конференцию РФС, которая пройдет 31 мая, проголосовали практически все участники исполкома. Против был только генеральный секретарь РФС и давний соратник Толстых Анатолий Воробьев. Причиной вотума недоверия стали долги РФС, его финансовое состояние, а также неутвержденный бюджет организации.
Интересно, что заранее решать вопрос о вотуме недоверия вроде бы не собирались, и сейчас этот вопрос называют "незапланированным". Но по сути это не имеет значения, – думается, деятельность Николая Толстых на посту главы РФС близка к завершению, хотя формально его полномочия истекают только в сентябре 2016 года. По некоторым данным, Толстых может уйти в отставку добровольно, не дожидаясь конференции РФС. В поддержку обсуждения вотума недоверия уже высказался Виталий Мутко, который назвал решение исполкома правильным, впрочем, не назвав ни одной конкретной претензии к Толстых…
Отчаянное стремление к, так сказать, "балансу интересов" и "консолидации усилий"
в российском футболе
не нашло
у "сильных футбола сего" должного отклика
Но в целом можно сказать, что отчаянное стремление к, так сказать, "балансу интересов" и "консолидации усилий" в российском футболе не нашло у "сильных футбола сего" должного отклика. Конечно, главной проблемой стал контракт с главным тренером сборной России Фабио Капелло. Напомню, контракт этот Толстых не хотел подписывать перед чемпионатом мира 2014 года, но его буквально вынудили это сделать – а когда сборная провалилась на чемпионате мира в Бразилии, оказалось, что у РФС нет денег на оплату итальянского тренера. Толстых ссылался на то, что деньги эти гарантировал не кто иной, как министр спорта РФ Виталий Мутко, но тот фактически оставил Толстых наедине с его давними недругами.
Кстати, недавно в российской прессе был опубликован контракт Капелло, и есть подозрения, что именно эта публикация стала "последней соломинкой, сломавшей спину верблюду", как гласит восточная пословица. Конечно, контракт конфиденциален, публикации он не подлежит. Но, например, почетный президент РФС Вячеслав Колосков сказал так: "Договор безобразный, плохой, кабальный. Такие контракты, не связывающие работу тренера с результатом, не должны иметь место никогда в жизни. Я бы его не подписал". Гнев Виталия Мутко по поводу этой публикации был вполне понятен, особенно если учесть, что именно министр спорта был фактическим идеологом нового контракта Капелло. А Толстых – что ж, он оказался "крайним", его попросту переиграли на чужом поле – поле чиновничьих интриг. Думается, если Толстых все же уйдет, деньги на контракт Капелло мгновенно найдутся.
Но сейчас интереснее всего вопрос о преемнике Толстых на посту главы РФС. Пресса уже успела назвать некоторые имена. Главным претендентом считают президента Российской футбольной премьер-лиги Сергея Прядкина – именно он был лавным конкурентом Толстых на выборах в 2012 году, и именно он считается ставленником президентов клубов. Есть и менее явные кандидатуры – например, называется имя того же Виталия Мутко, в карьере которого однажды уже был пост главы РФС. Но совмещение государственной службы с руководством спортивной федерации – очевидный абсурд по определению.
Есть в списке претендентов и традиционный персонаж – Валерий Газзаев, выигравший однажды чемпионат России с владикавказской "Аланией", возглавлявший сборную России, а ЦСКА под его руководством в 2005 году завоевал Кубок УЕФА. Но в последнее время его достижения выглядят сомнительными: "Алания" в 2014 году фактически прекратила свое существование, идея создания объединенного чемпионата России и Украины, которую активно продвигал Газзаев, выглядит сейчас почти как "фейк", а программа развития российского футбола, над которой работал Газаев в последнее время, пока не считается чем-то основательным.
В числе кандидатов на пост главы РФС упоминается и политический тяжеловес Сергей Степашин, который в целом поддерживает Толстых. Но именно поэтому его вряд ли выберут – президенты клубов никак не мечтают о руководителе, который сможет общаться с ними с позиции силы. Но есть и еще одно имя, еще не так давно связанное с футболом, – Сергей Капков. Он недавно ушел из департамента культуры Москвы, а до этого возглавлял Национальную академию футбола, структуру известного российского бизнесмена Романа Абрамовича. В недавнем обсуждении ухода Капкова из московского правительства в программе Радио Свобода "Грани Времени" это вопрос, в частности, обсуждался – и кто знает, не был ли этот уход прелюдией к новой должности Капкова?
Впрочем, Толстых пока не ушел. Продолжение следует…