Начавшийся 20 апреля двухдневный визит председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня в Пакистан, в ходе которого Пекин и Исламабад должны подписать ряд важных контрактов на поставки пакистанской армии китайских вооружений (помимо формализации договоренностей об общих китайских инвестициях в энергетику и транспортную систему Пакистана объемом в 46 миллиардов долларов), хорошо демонстрирует скорость экспансии КНР в регионе и, в частности, на мировом рынке торговли оружием. Китай планирует в текущем году увеличить свой военный бюджет более чем на 10 процентов – несмотря на замедление темпов роста экономики. При этом финансирование разработки новых высокотехнологичных видов вооружений планируется во многом за счет доходов от экспорта китайского оружия.
Китайская Народная Республика, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в прошлом году вышла на третье место в мире по объему военного экспорта - доля КНР на мировом рынке вооружений увеличилась с трех процентов в 2005-2009 годах до пяти в 2014 году. Китай потеснил с третьего места Германию, однако пока все равно сильно отстает от двух других ведущих экспортеров оружия– Соединенных Штатов (31 процент) и России (27 процентов). За последние пять лет объем экспорта китайского оружия увеличился на целых 143 процента. Помимо США, России и КНР в десятку крупнейших экспортеров входят также Франция, Великобритания, Испания, Италия, Украина и Израиль.
Еще в начале 2000-х годов Китай был крупнейшим импортером оружия в мире, которое закупалось прежде всего в России. Получив новейшие российские образцы, впоследствии Пекин нередко начинал производство их аналогов, часто очень похожих на российские прототипы. В частности, много говорилось о том, что многоцелевой палубный истребитель Шэньян J-15, способный взлетать с авианосцев, очень похож на российский боевой самолет Су-33. Причем испытания этого самолета в 2012 году проводились на китайском авианосце "Ляонин", раньше называвшимся тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" и купленном у Украины в 1998 году в недостроенном состоянии.
Сейчас уже в самом Китае строится второй аналогичный "Ляонину" авианосец, а китайские военно-воздушные силы испытывают истребитель-невидимку нового, четвертого поколения, Чэнду J-20. По неподтвержденным официально данным, на Чэнду J-20 установлены российские двигатели, а некоторые элементы истребителя полностью скопированы у российских МИГов и американских F-22 "Рэптор" и F-35 "Лайтнинг" II.
За последние пять лет Китай сократил объем импорта вооружений по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 42 процента. Значительную часть сэкономленных средств Пекин предполагает направить на разработку новых высокотехнологичных видов вооружений для Народно-Освободительной армии Китая. КНР в последнее время стремится усилить свою мощь именно на море и в воздухе, тогда как раньше китайские вооруженные силы готовились прежде всего для возможных сражений на суше. Это связывается со стремлением Китая увеличить свое влияние в Восточной Азии, где Пекин имеет территориальные претензии сразу к нескольким государствам, в том числе – к Японии, Филиппинам и Вьетнаму.
Основу китайского оружейного экспорта сегодня составляют стрелковое вооружение, гранатометы, некоторые виды танков. Одним из самых крупных считается контракт на поставку Пакистану пятидесяти истребителей Ченду FC-1 "Сяолун", совместно разработанных китайскими и пакистанскими специалистами. В Пакистане эта машина носит название JF-17 Thunder, а сам контракт оценивается в 800 миллионов долларов. Сборка этих самолетов в основном производится в Пакистане, который в прошлом году заказал Китаю еще 110 "Сяолунов". На Пакистан приходится 40 процентов всего китайского военного экспорта, а на страны Азии в целом – приблизительно две трети.
За последние годы Китай заключил крупные контракты на поставку бронетранспортеров, транспортных и тренировочных самолетов Венесуэле, трех ракетных фрегатов Алжиру, нескольких сотен противокорабельных ракет Индонезии, а Нигерия закупила у Китая боевые беспилотные летательные аппараты, так называемые "дроны".
Активность Пекина на мировом рынке вооружений отличает практически полное отсутствие так называемых "политических комплексов" при торговле оружием, в отличие от, к примеру, США, внимательно подходящих к выбору "контрагентов", к тому, кому можно продавать вооружения, а кому нельзя - дабы не нанести ущерб интересам безопасности как своих союзников, так и собственным. Китай же продает оружие и в Латинской Америке, и в Африке (не менее 18 стран), и в Азии.
Показателен в этом смысле опять-таки пример сотрудничества в военной области с Пакистаном, исторически напряженные отношения которого с Индией хорошо известны. "Именно для того, чтобы не испортить отношения с Индией, многие западные страны отказываются поставлять Пакистану оружие, - отметил в интервью Financial Times отставной полковник китайской армии Ю Ган, – Китай же готов продавать вооружения кому угодно". В самой Индии озабоченности ростом китайской военной мощи на фоне не самых лучших взаимоотношений между Дели и Пекином также не скрывают – причем именно Индия теперь заняла место, когда-то принадлежавшее Китаю – а именно, стала на сегодня крупнейшим в мире импортером оружия.