Ссылки для упрощенного доступа

Спортивный обозреватель Виктор Хрущев – о мундиале-2022


Болельщики футбольной сборной Германии
Болельщики футбольной сборной Германии

Вопрос о сроках проведения чемпионат мира по футболу 2022 года в Катаре является одним из самых острых

С того самого дня, когда Международная федерация футбола решила провести чемпионат мира 2022 года в Катаре, вопрос о сроках проведения турнира стал едва ли не самым острым. Перспективы переноса турнира анализирует известный спортивный журналист, в прошлом – главный редактор газеты "Советский спорт" Виктор Хрущев.

– В январе этого года генеральный секретарь ФИФА Жиром Вальке сказал, что проводить чемпионат мира в летнее время трудно, и возможно провести его в период с 15 ноября по 15 января. Конечно, официально эту информацию ФИФА не подтвердило. И сейчас на встрече рабочей группы по чемпионату мира 2022 года вопрос лишь будет рассматриваться. Насколько это реально – перенести турнир на такие серьезные сроки? С какими еще крупными соревнованиями сопрягается мундиаль? Наверное, с зимней Олимпиадой?

Виктор Хрущев: Пересечения большого нет. На самом деле, по спортивному календарю в конце ноября – начале января очень мало разного рода турниров. В основном это, как ни странно, футбол в высокоразвитых спортивных странах, прежде всего, ведущие чемпионаты Европы. А так по большому счету календарь от крупных событий в это время свободен. С этой точки зрения подход правильный: мундиаль можно проводить в это время, если исходить из того, что мы не хотим пересекаться с крупными спортивными событиями в других видах спорта. Другое дело, что есть несколько нюансов на тему "футбол пересекается с футболом".

Матчи Лиги чемпионов всегда вызывают повышенный интерес
Матчи Лиги чемпионов всегда вызывают повышенный интерес

– В ноябре проходят матчи футбольных еврокубков, т. е. осенняя часть Лиги чемпионов и Лиги Европы. К тому же дело же не в буквальном пересечении по времени. Дело в том, что турниры будут очень близко расположены один к другому – в период, условно говоря, от осенней части еврокубков до начала зимней Олимпиады.

Виктор Хрущев: Безусловно. Но все-таки я хотел бы национальные футбольные чемпионаты поставить на первое место. Все-таки традиции ведущих стран – от Англии до Франции – идут таким образом, что ноябрь, декабрь, а в Англии и начало января – очень коммерчески выгодное время для проведения матчей. У английских футболистов почти нет рождественских каникул, потому что каникулы – у всей остальной публики, которая валом валит на английский футбол в Премьер-лиге и во втором английском дивизионе. Поэтому пересечения здесь есть. Вы совершенно точно сказали и про европейские кубки. Безусловно, и Лига чемпионов, и Лига Европы сегодня сформированы таким образом, что конец ноября – это важнейшие матчи групповых этапов, когда команды определяют места весенней стадии турниров, борются за путевки в плей-офф. Это тоже очень напряженное с точки зрения спортивной борьбы время – и, безусловно, время для коммерческих услуг, которые предоставляют Лиге чемпионов ее многочисленные рекламодатели.

– А какие еще возможны возражения против проведения мундиаля летом? Понятно, что одно из главных – это погода. Летом в Катаре очень жарко, +40–50 градусов по Цельсию. И, несмотря на обещания организаторов создать условия на стадионах с помощью кондиционеров, понятно, что все равно жара на улице никуда не денется. Но есть ли еще какие-то, кроме этого, серьезные претензии к времени проведения чемпионата?

Может быть, надо искать совместное коммерческое решение ФИФА вместе
с УЕФА и ведущими европейскими лигами

Виктор Хрущев: Да, очень важен вопрос с погодой, которая, к сожалению, в последние годы становится все жарче и жарче – и не только в Катаре, но и в Средней Европе. Температурный график потихоньку возрастает. Поэтому, конечно, речь идет о том, что температура на улице будет аномальной. Безусловно, Катар – страна, которая сидит на золотой нефтяной жиле и может себе позволить построить достаточное количество стадионов с кондиционерами. Но это будет достаточно сложно. На сегодняшний день, мне кажется, что все-таки надо переносить футбольный чемпионат. Но на какое время? Лично мое мнение – я бы все-таки с большим энтузиазмом думал о весне. Потому что весной в еврокубках остается меньшее количество команд. Практически решены вопросы в большинстве национальных чемпионатов. Может быть, март, апрель, май – эти три месяца по температурному режиму вполне соответствуют осени в Катаре, и они могут быть использованы.

Но в любом случае решение будет приниматься не только с точки зрения природы и ее температурных колебаний. Решение будет приниматься с точки зрения коммерческой. У ФИФА сейчас очень тяжелая ситуация после нескольких скандалов вокруг поведения чиновников федерации и президента ФИФА Йозефа Блатера. Уходят из ФИФА крупные спонсоры, прежде всего, американские компании. И это тоже проблема. Потому что надо же на чемпионат мира привлекать рекламодателей, людей, которые дают прямые деньги. Главный вопрос в том, устроит ли это время футбольную Европу, главный футбольный рынок, УЕФА с ее многочисленными коммерческими проектами, а также национальные лиги. Я еще раз повторю, что в Англии, Германии, Испании, Франции, Италии в это время достаточно мощно раскручиваются национальные чемпионаты. Как себе представить эту историю: вот, скажем, начался чемпионат в сентябре, октябрь поиграли, а потом уйти на перерыв на два месяца? Это даже психологически себе представить достаточно сложно. Будут громадные потери, и просчитать их достаточно трудно.

– Я напомню, что решение о проведении Кубка мира по футболу в Катаре было принято вопреки рекомендациям членов технического комитета ФИФА. Они тогда прямо говорили о рискованности такого решения. А Йозеф Блаттер впоследствии даже назвал это решение ошибочным. Сейчас становится понятно, что решение было, мягко говоря, не вполне продуманным. Какой-либо выход, наверное, можно найти, но устроит ли он международную футбольную общественность?

Президент ФИФА Йозеф Блаттер
Президент ФИФА Йозеф Блаттер

Виктор Хрущев: Очень трудно, очень тяжело. Тут есть сторона коммерческая, но есть и еще одна сторона, о которой Блаттер все время говорит в своих популистских выступлениях, – развитие футбола в новых регионах. Катар и вообще исламский мир, и Ближний, и Дальний Восток – это перспективные регионы. Об этом говорит то, что многие европейские ведущие команды ездят на Ближний Восток или в Азию для того, чтобы не только сыграть коммерческие, товарищеские, показательные матчи, куда валом валит публика, но даже иной раз разыграть какие-то национальные трофеи. В частности, суперкубок Италии разыгрывается на Ближнем Востоке. Надо искать. Времени остается еще достаточно много. Еще Россия должна отработать свой чемпионат мира 2018 года. А до Катара после нас – плюс 4 года. Надо думать, пробовать варианты. Может быть, искать совместное коммерческое решение ФИФА вместе с УЕФА и ведущими европейскими лигами.

Так считает известный спортивный журналист, в прошлом – главный редактор газеты "Советский спорт" Виктор Хрущев. Отметим, что несколько дней назад пресс-служба ФИФА сообщила, что информация о том, что чемпионат мира 2022 года пройдет в ноябре-декабре, является преждевременной. Даты проведения турнира будут определены на заседании исполкома ФИФА, которое пройдет в марте 2015 года.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG