Фигура директора школы является, наверное, самой незащищенной в современной системе российского образования. Количество проверок превышает все мыслимые и немыслимые психологические ресурсы, количество организаций, желающих проверять работу школы, растет с каждым годом.
О том, какие меры предпринимают российские директора школ, чтобы не зависеть от подобных обстоятельств, рассказал член жюри конкурса "Директор школы 2014", директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий (с. Большое Исаково, Калининградская облласть):
- Положение директора усугубляется усложнением контингента учеников, массовым количественным и качественным кадровым дефицитом, непрекращающейся ни на минуту борьбой между либеральной модернизацией и консервативной архаизацией образования, жестким конфликтом взаимного контроля между родителями и школой, общими социальными и политическими вызовами и многими другими «прелестями» работы директора, которого еще к тому же могут уволить в любой момент без объяснения причин.
Такое давление среды формирует профессиональное одиночество руководителей образовательной организации. С кем посоветоваться? У кого поинтересоваться способом решения тех или иных проблем? Кому просто выговориться, «поплакаться в жилетку»? С кем обсудить основания своей деятельности? По понятным причинам на роль партнера не подходят ни учителя, ни родители, ни тем более учредитель. Один, как мифический Атлант – небо, держит директор символический зонтик над школой, которая о многих проблемах и не догадывается.
Но есть место в России, где директорам дарят зонтики. Это происходит ежегодно уже пять лет в Москве на Всероссийском конкурсе «Директор школы». Причем вначале это зонтик вполне реальный, с логотипом конкурса, а после завершения – виртуальный, в виде особого повышения статуса, фиксации позитивного общественного признания.
Начинается всё, как и положено при рождении чего-то важного, за девять месяцев до финала с рефлексивной деятельности: предлагается написать эссе. Такую возможность в каждодневной суете остановиться, оглядеться, проанализировать свою деятельность трудно переоценить. Затем целая армия экспертов из финалистов прошлых лет, известных людей в системе общего и высшего образования, оценивают и выбирают 30 лучших директоров среди нескольких сотен претендентов. Отобранная тридцатка финалистов выполняет домашнее задание (снимает трехминутный ролик) и проходит через серию очных испытаний уже в Москве. А в составе жюри – бывшие или действующие коллеги (Рачевский Е.Л., Ямбург Е.А., Каспржак А.Г., Пратусевич М.Я., Бухаров Д.В. и др.) и известные эксперты в области образовательной политики (Ушаков К.М., Реморенко И.М. и Адамский А.И.). Все происходит по гамбургскому счету, это вам не надзорные органы обманывать. Только искренность и профессионализм.
Именно поэтому успех на этом конкурсе можно считать общественным и профессиональным признанием, раскрывающим зонтик над призерами и победителями. Особенно важно, что оцениваются не материально-технические условия и формальные успехи школ, а уровень профессионального мастерства и масштаб личности руководителя.
В этом году самый яркий зонт победителя достался Наилу Рафиковичу Сираеву, директору школы для детей с ограниченными возможностями здоровья № 15 из удмуртского Ижевска. Не скрою, что с самого начала мои профессиональные симпатии были на стороне человека, который помог состояться школе для глухих детей и учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата. Наверное, неслучайно, что два года подряд абсолютным победителем становится директор коррекционной школы. В наше непростое (а когда оно было легким?) для школы время самое большое приращение дает управление образовательной организацией, в которой к «традиционным» внешним проблемам прибавляются еще и трудности детей, нуждающихся в профессионализме наивысшего уровня. Школе Наила Рафиковича и всей тридцатке финалистов хочется пожелать солнечной погоды! Но при этом посоветовать: друзья, не убирайте зонтики далеко – так, на всякий случай…