Активисты петербургской организации "Гражданин Пушкин", борющиеся с проектом строительства под Петербургом города-спутника Южный, грозящего уничтожить водные системы знаменитых парков Царского Села и Павловска, объектов охраны ЮНЕСКО, проиграли в Верховном суде.
Маленький зеленый город Пушкин, формально включенный в черту Петербурга, на деле так и остался пригородом – тихим и удобным: с одной стороны, до Петербурга рукой подать, с другой, местные жители чувствуют себя почти как в деревне; с одной стороны культура и история – царскосельские парки, с другой – чистая природа – лес и болото с морошкой. Эту морошку местные жители очень любят собирать, некоторые специально для этого продали городские квартиры и переехали жить по соседству с Пушкиным в деревню Кондакопшино. Но сейчас компания "Старт Девелопмент" владельца группы "Илим" Захара Смушкина собирается построить здесь город-спутник Южный, причем построить именно на месте Кондакопшинского болота и леса, единственного во всей округе.
Узнав об этом, многие местные жители ужаснулись: во-первых, ни новых дорог, ни поликлиник они в плане не увидели – что, по их словам, значит, что обитатели новых многоэтажных домов придут все в те же поликлиники, где и сегодня большие очереди, все в те же больницы, кинотеатры и магазины. И из Петербурга и обратно поедут по той же дороге, где и сейчас в часы пик немалые пробки. А во-вторых, из Кондакопшинского болота вытекают речки Поповка и Кузьминка, питающие водную систему парков Царского Села и Павловска, объектов охраны ЮНЕСКО. И если это болото уничтожить, речки пересохнут, и всемирно известные пейзажи в буквальном смысле умрут. Когда возмущенные жители изложили свои соображения чиновникам, те в ответ заявили, что никакого болота здесь нет – ведь "в наших бумагах его нет, стало быть, нет и в природе".
Действительно, в водном реестре Кондакопшинского болота нет – как и большинства российских болот, а также немалого количества озер и прудов. Они не внесены в официальные бумаги – а значит, формально чиновники могут не верить глазам и считать их несуществующими. Местные жители решили защищать свой город и старинные парки, они объединились в организацию "Гражданин Пушкин" и пошли в суды – которые и проиграли. В марте Кондакопшинского болота не увидел Городской суд Петербурга, и вот теперь это решение подтвердила уже последняя инстанция – Верховный суд.
– Это очень серьезный прецедент, – говорит руководитель общественной организации "Гражданин Пушкин" Александр Беляев, – теперь все водные объекты страны, не включенные в водный реестр, могут быть уничтожены росчерком пера – засыпаны и застроены. Суд делал запрос в Невско-Ладожское бассейно-водное управление по поводу запроса в гидрологический институт об обследовании Кондакопшинского болота. И гидрологический институт ответил, что они его не исследовали, так как на это никто не выделил средств. А ведь при разработке Генплана все эти исследования должны были быть сделаны. Получается, ни городские, ни федеральные власти не защищают природу – просто могут не выделить деньги на обследование водного объекта, и получится, что этого объекта вовсе не существует. Но мы не собираемся сдаваться, это наш родной край, речь идет о том, чем мы дышим, о нашем культурном и историческом наследии, и допустить его уничтожения мы не можем. Росгидромет нагло бездействует, отказывается делать экспертизу, видимо, на них давят сверху. Но все равно мы будем искать пути к взаимодействию, иного пути нет.
– Вы задумывались над тем, чтобы собрать денег и заказать собственную экспертизу?
– Это мы уже проходили. У нас есть экспертиза, которую суд не принял, – где гарантии, что деньги опять не будут потрачены впустую? Мы будем продолжать сбор подписей, мы хотим обязательно достучаться до президента, видимо, иного варианта, как решить вопрос через него, просто нет. Мы обсуждаем перспективу и обращения в Конституционный суд и в ЕСПЧ. Кроме того, пока у нас есть шанс затормозить этот проект хотя бы на год из-за изменения правил землепользования и застройки, они теперь изменились на федеральном уровне. Соответственно, принятие ПЗЗ Южного тоже должно затормозиться, здесь бюрократические проволочки работают на нас, – говорит руководитель общественной организации "Гражданин Пушкин" Александр Беляев.
Генеральный директор компании "Старт Девелопмент" Андрей Назаров уже выразил удовлетворение в связи с решением Верховного суда, заявив, что корректировки Генплана в связи со строительством Южного выполнены профессионально и проблемы экологии там учтены.
– Принято возмутительно неправосудное решение, факт наличия там болота виден всякому, кто там был – а я там был и все это видел, – говорит депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский. – Попытка отрицать его наличие под предлогом, что не провели экспертизу, может привести к тому, что завтра нам скажут, что нужно засыпать и застроить реку Неву, поскольку никто не провел экспертизу и не сказал, что это водный объект. Дальше можно засыпать Финский залив до Кронштадта, что частично уже и делается, и другие водные объекты, заявив, что их нет, раз экспертиза этого не показала. Мне представляется, это прецедент крайне опасный и показывающий, как ведет себя суд, когда задействованы коммерческие интересы кого-то из друзей президента Владимира Путина. А мы хорошо знаем, кто стоит за этим проектом – Захар Смушкин. Для начала там заработали огромные деньги на изменении кадастровой стоимости земель – их перевели в другую категорию, и они подорожали раз в сто. На мой взгляд, это коррупционный проект с самого начала, ничем другим нельзя объяснить упорное отрицание наличия болота, когда глаза говорят, что оно есть. Что делать жителям? Голосовать за оппозицию на всех выборах. Пока они борются против проекта строительства Южного и голосуют за Путина, это когнитивный диссонанс. Никто с Марса к ним на помощь не прилетит, они сами должны противостоять проекту, если надо, ложиться под бульдозеры, – призывает Борис Вишневский.
Экономист Андрей Заостровцев сравнивает будущих строителей Южного с Петром Первым:
– Петру тоже не требовалась экспертиза, чтобы строить Петербург на болоте. Видимо, и наши строители считают, что им никакая экспертиза, кроме божественной воли, не нужна, а на болоте строить выгоднее. Но их отличие от Петра состоит в том, что Петр не брал откатов. Чем более сложно и дорого строительство, тем более оно "взяткоемко".
Чем более сложно и дорого строительство, тем более оно "взяткоемко"
А экономист Владимир Грязневич полагает, что активисты "Гражданина Пушкина" проиграли оттого, что придерживались неверной тактики борьбы:
– Да, это ноу-хау – отказ в иске из-за отказа сделать экспертизу. Эта некая чиновничья казуистика, которую вообще-то можно преодолеть – подать в суд на соответствующее ведомство из-за отказа проводить экспертизу. Потребовать через суд проведения не только этой, но и всех нужных экспертиз. Тогда есть шанс выиграть. Я надеюсь, что проигрыш жителей Пушкина произошел из-за не очень правильной линии защиты. Надо было сначала опротестовать документы города-спутника Южный. А вообще, позиция чиновников абсолютно антигосударственная: они используют лазейки в законодательстве, чтобы нанести очевидный ущерб стране, государству, городу, природе. Ведь ясно, что решение суда разрушит природное равновесие, необходимое для сохранения парков – национального достояния. И то, что чиновники находят лазейку, чтобы это достояние уничтожить, это, конечно, антигосударственная позиция, – убежден Владимир Грязневич.