– Я лично отказалась от этого дома, — говорит Неля Пелипас из села Мариинского Хабаровского края — и не только я — многие люди отказались, потому что построен он не по нашему климату. У нас морозы до 40 градусов, сильные ветра, очень много снега, а они сделали его без фундамента! Я все время жаловалась — почему без фундамента? Мне говорили, что глава администрации выбрал такой проект. Самый дешевый.
Семья Пелипас – из тех девяти семей, живущих в Ульчском районе Хабаровского края, которые отказались въезжать в новые дома, построенные к концу сентября по президентскому указу. Они убеждены, что дома построены плохо и не выдержат сильных морозов.
В строительных компаниях разъясняют, что в свайных конструкциях отсутствие привычного фундамента компенсируется толстым слоем утеплителя, который крепится к нижней части дома сплошными стальными листами.
С тем, как эта технология применялась на деле, столкнулся Виктор Власов, съездивший в сентябре в Мариинский Рейд, чтобы навестить свою пожилую маму. Заглянув под новый дом, Виктор увидел неплотно пригнанные, изгибающиеся листы стали — те самые, которые по идее должны поддерживать теплоизоляционный слой и защищать конструкцию от холодов. Кроме того, ростверк, то есть висящий на сваях "фундамент" дома был не металлический, а деревянный.
"Снизу должен был быть профилированный лист, он жесткий, крепче держится и не прогибается — объясняет Виктор — потом укладывается пароизоляция, затем утеплитель, снова пароизоляция, а потом уже фанера кладется. Когда мы зашли в дом, который строили для матери, и подняли пароизоляцию с утеплителем, то увидели землю под домом, так как листы металла уже провисли. Я попросил строителей устранить этот недостаток — они просто профлист снизу деревяшечкой подбили и все".
Жители пострадавших от наводнения сел говорят, что каркасы новых домов собирались из дерева, срубленного весной в том же районе и непросушенного, а в проекте указаны стальные конструкции. "Ввинтили туда сваи, положили деревянную обвязку из сырого леса, который зимой в тайге валили мерзлый, сделали стояки, между ними положили стекловату. Все!", – возмущается Неля Пелипас.
Тем не менее, в управлении архитектуры Ульчского района заявили, что дома построены в соответствии с проектом, из указанных в проекте материалов. Заместитель главы района Олег Шереметьев заявил, что комиссия выявила лишь незначительные недостатки в новых домах в Мариинском и Мариинском Рейде, однако никаких крупных нарушений технологии зафиксировано не было. "Хотят, чтобы за 30 тысяч за квадратный метр президент им отстроил новые дома со всем благоустройством. Они привыкли по старинке к домам, которые стоят на земле, с большим фундаментом, с большим подполом, но на эти деньги мы могли построить только то, что построили – дом на сваях, северный вариант"— сказал Олег Шереметьев.
Однако примерная цена квадратного метра быстровозводимых домов площадью 44 кв. м, которые строят взамен пришедших в негодность, – около 10 тысяч рублей. Если заказать строительство дома размером в 60 кв. метров в одной из компаний, занимающихся таким строительством, то оно обойдется примерно в 600 тыс. рублей. Компании "Строймонтаж-ДВ" на каждый дом для пострадавших от наводнения в селах Мариинский и Мариинский рейд в среднем было выделено примерно полтора миллиона рублей.
"Нам на двоих пришлось около 1 миллиона 600 тысяч рублей на дом, — говорит Неля Пелипас — а он обошелся, как нам строители сказали, тысяч в 300. В карманы там себе положили... Не знаю, кто, это не мое дело. Но очень все некачественно. Нам сказали, что эти дома три года максимум прослужат. А дальше что я буду делать?"
Люди, отказавшиеся от нового жилья, написали письмо президенту Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию. Сами они теперь остаются зимовать в старых, непригодных для проживания домах, несмотря на то, что местная власть грозит им отключением электричества. Тем временем в новом доме матери Виктора Власова после грозы потекла крыша.
Самое масштабное за последнее столетие наводнение обрушилось на Дальний Восток в конце лета 2013 года. Пострадали Амурская, Еврейская автономная области и Хабаровский край. Согласно официальным данным, пострадали около 190 тысяч человек. Подтоплено было более 13 тысяч жилых домов. Около 2,5 тысяч позднее оказались непригодными для проживания.