Для современного подростка, как и для взрослого, становятся важными не столько академические успехи и предметные знания, сколько социальные навыки и личные компетенции. Об этом свидетельствуют требования работодателей и родительский запрос на дополнительное образование для детей.
Когда речь заходит о качестве школьного образования, сразу встает вопрос – а каковы его цели? Дать общую базу, подготовить к поступлению в вуз, помочь пройти социализацию – три главные функции, с каждой из которых российские школы справляется весьма посредственно.
Несмотря на новые, весьма прогрессивные федеральные стандарты, российская школа упорно идет проторенным путем, приспосабливая передовые технологии под старое содержание. Гораздо быстрее на вызовы времени откликается свободное образование, настроенное на реальную востребованность каких-то навыков и знаний. Здесь, правда, есть свои сложности. Например, российские родители не любят платить за дополнительное образование ребенка, если только оно не имеет прямого отношения к будущей профессии. Кроме того, воспитанные в советской и постсоветской школе, они не всегда способны сформулировать запрос, который на данном отрезке времени для их ребенка является важным.
А важными для подростка в современном мире становятся те же самые навыки и компетенции, которые необходимы для успешной деятельности взрослым людям. В компании «Smart Course» для детей среднего и старшего школьного возраста выбрали пять направлений развития, о необходимости которых заявляют работодатели во всем мире: навыки работы в команде, осознанный выбор, финансовая грамотность, ораторское мастерство и навыки эффективной коммуникации в группе.
Каким образом подросток может овладеть этими компетенциями Радио Свобода рассказали идейный вдохновитель «Smart Course» Михаил Мордасов, нарративный терапевт Тимур Заболотнов и руководитель программного блока Тимур Жаббаров.
Осознанный выбор
Михаил Мордасов:
- Однажды я был на конференции и услышал мысль о том, что если хочется каких-то важных изменений на уровне страны, (а на конференции обсуждался бизнес через 20 лет), то нужно не с бизнесменами в первую очередь работать, и не со студентами, а идти в школу. И меня это поразило, я подумал: правда, надо же что-то со школьниками делать!
Поэтому сначала мы решили, что придумаем что-то полезное для подростков, а потом начали выбирать – что именно, чему не учат в школе. Так сформировался блок из пяти ключевых навыков, которые превратились в программы и курсы.
Выбор профессии, как наиболее востребованный у старших школьников навык, трансформировался в осознанный выбор вообще. Ведь это целый процесс: нельзя просто взять и выбрать профессию, сказав, вот, я буду теперь всю жизнь архитектором. То есть, сказать, конечно, можно, но приведет ли этой к нужной цели, большой вопрос.
Поэтому мы помогаем ребенку более осознанно, шаг за шагом обращать внимание на то, как он выбирает, и потихонечку он
родитель апеллирует к тому, что будет в будущем, а подростку важно, что есть сейчас
определяет возможный вариант. И на выходе, может быть, в 19 лет, а может быть, в 21 он сделает осознанный выбор. Но это процесс постепенный. Есть ребята, которые в 16 лет твердо говорят: я хочу быть предпринимателем. Будут ли они предпринимателями через 5 лет - мы не знаем, но если у него сейчас есть запрос на эту деятельность, то почему бы не попробовать.
Родителям мы подсказываем, что можно делать дома, чтобы не разрушить этот процесс. Ключевая проблема, которая часто бывает в семье, - родитель апеллирует к тому, что будет в будущем у подростка, а для подростка максимально важно то, что есть прямо сейчас. Поэтому в самом начале тренинга тренеры берут ситуацию, которая важна для родителей в будущем, и переносят ее в реальный контекст. По сути, наша задача - сначала проблематизировать, показать, что с этим можно сделать, а дальше вовлечь подростка в получение нового опыта.
Оливер Твист и финансы
Тимур Заболотнов:
- У меня самого очень долгое время, со школы еще, был такой кризис непонимания, что же происходит с моим окружением. Я не мог найти общий язык внутри класса, и это стало проблемой. Но после окончания ГИТИСа, актерского факультета, я понял, почему меня так интересуют люди, и почему не получалось со всеми найти контакт. Я активно занимался психологией, и это привело к тому, что я понял, что людей на всем протяжении школы никто не учит и не подает пример, как нужно качественно общаться между собой, получать ценное и нужное от коммуникации.
Нарративная терапия - это удивительный и увлекательнейший подход в психологии. Этот подход сфокусирован на том, чтобы ни в коем случае не повлиять на индивидуальность человека, то есть максимально способствовать раскрытию его уникальности, индивидуальности, не повредив его видение себя. Потрясающе актуальная вещь сейчас в силу того, что на всех нас очень сильно действует, выражаясь в терминологии нарратива, социальная идея успешности, хорошести, правильности, адекватности и других идей. А нарратив рассматривает их как идеи, довлеющие над человеком.
Та сфера деятельности, которая занимается разработкой игр, игротехника, сейчас набирает все большую популярность, и она
на нас сильно действует социальная идея успешности, хорошести, правильности...
действительно дает возможность поиграть в навык, в действие. Например, в одном из наших курсов есть финансовая грамотность, то есть способность распорядиться ресурсами максимально эффективно для себя. И у нас есть такая игра, она навеяна ощущениями от произведений про Оливера Твиста, про то, как человеку выбраться из очень сложной ситуации в состояние финансовой независимости.
Мы моделируем процессы зарабатывания денег. Стоят несколько столов работного дома, в котором ребята работают, моделируется процесс создания продукции, то есть они реально вырезают, стирают ластиком, рисуют. Это достаточно сложная работа, нужно сделать много. И затем они свои продукты пытаются продать максимально выгодным для себя способом на рынке.
Мастера игры, которые там честно сидят, не принимают взятки... Иногда показывают, что происходит, когда принимаются взятки, иногда показывают, что происходит, если избежать иерархии, если ты работаешь на более низком положении или более высоком. И на этом опыте взаимодействия с простейшими финансовыми структурами ребята получают достаточно ценный опыт.
Они решают, где тут ключевой момент выбора, сохранить ли заработанное в потаенном месте, потому что в работном доме, понятно, своя атмосфера, или они решают каким-то способом преодолеть давление управителей работного дома, потому что те пытаются на них как-то повлиять, забрать эти деньги.
То есть подростки попадают в ситуацию намного сложнее возможной. Кроме того, там есть и свой антураж, своя символика, интересный сюжет. И им в жизни будет намного легче принимать более простые решения, потому что они из псевдосложной ситуации в игре попадут в реальные обстоятельства, в которых намного проще ориентироваться.
Ответственность и responsibility
Тимур Жаббаров:
- До сих пор было совершенно нормальным для подростка поступить в вуз, потом пойти на работу и здесь впервые столкнуться с осознанным выбором, с необходимостью эффективно коммуницировать, знакомиться с финансовыми инструментами, личным бюджетом. Сегодня же, когда мир стал намного более требовательным к человеку, необходимо обладать развитыми навыками не на выходе из университета, а уже на выходе из школы или даже в самой школе.
Абсолютное большинство подростков, которые к нам приходят заниматься, приводят родители. Родители чувствуют какую-то потенциальную проблему, и чтобы ее предотвратить, отправляют подростка к нам. Это связано либо с выбором профессии, либо с необходимостью отвечать у доски, либо родители понимают, что подростку придется столкнуться с деньгами или уже есть с этим какие-то вопросы.
У самого подростка часто с этим нет никаких проблем, он не видит их значения. И продолжает не видеть их ценность, пока не сталкивается с достаточным уровнем дискомфорта для себя, например, с профессией, которая ему не нравится, хотя он ее получил и приходится работать, с кредитной линией, которая у него возникла, хотя он не планировал, с выступлением перед советом директоров или на защите курсовой… В этот момент возникает запрос, с которым можно работать.
Поэтому первая часть курса часто посвящена моделированию ситуации, в рамках которой у подростка этот запрос возникает. Главная задача здесь - создать ситуацию, в которой подросток свяжет свое текущее положение и тот ресурс, с которым он столкнулся в виде тренера, с необходимостью, которая у него действительно есть. Как только эта цепочка возникает, возникает и мотивация, и на этой энергии ведется дальше весь процесс.
Заметьте, как только это "надо" возникает у родителей, оно сразу становится фокусом внимания для подростка, потому что родитель
люди избегают ответственности, как первопричины возможной вины
сказал "надо" - значит, по этому поводу нужно что-то делать. Наш курс, связанный с профориентацией, называется "Осознанный выбор профессии", но профессия там как один из блоков. То, как человек выбирает, не только профессию, а, скажем, встать утром в 7, в 9 утра или проспать до 12-ти, какую кофточку надеть, с каким человеком пойти в кафе, пойти в школу или остаться дома - это те выборы, которые человек, подросток делает каждый день. Но осознает ли он, каким образом выбирает?
Подросток должен научиться обращать внимание на то, ради какой цели он что-то делает, к чему идет, ощущает ли он ответственность за последствия этого выбора. И после того, как для подростка эти блоки - ответственность, слово, время, последствия - становятся понятной картой, и он в ней начинает жить, любой выбор становится органичным.
Интересная ситуация с термином "ответственность". Дело в том, что в русском языке у этого слова есть четкая и понятная коннотация. Когда люди говорят об ответственности, они имеют в виду примерно следующее: если ты за что-то отвечаешь, это означает, что если что-то пойдет не так, то ты будешь виноват. Кто хочет быть виноватым? Соответственно, люди стараются всячески этой возможной вины избежать, а вместе с ней избегают и ответственности, как первопричины.
Но интересно, что если мы возьмем, например, английское слово "responsibility", то мы внезапно найдем совершенно другое определение. Там будет написано: ответственный - это значит, что в том блоке, за который ты отвечаешь, все должно быть хорошо. И это два кардинально разных взгляда: ты будешь виноват, если что-то пойдет не так, или твоя задача - сделать так, чтобы все было хорошо. Именно отсюда та граница между тем, как люди в России относятся к ответственности, и то, как к ней относятся в англоязычных странах, в германоговорящих странах. Поэтому, когда мы говорим о том, что дети боятся ответственности, бегут от нее, что поколение становится инфантильным, - это все правда, но является ли это комплексом поколения или есть более глубокие корни, которые сейчас выходят наружу, это вопрос.