Ссылки для упрощенного доступа

Саммит Россия – ЕС: об Украине и чуть-чуть об экономике


Протесты в Брюсселе перед саммитом Россия – ЕС
Протесты в Брюсселе перед саммитом Россия – ЕС

В Брюсселе по сокращенной программе прошел саммит Россия – ЕС

Саммит Россия – ЕС в Брюсселе завершился пресс-конференцией главных участников встречи: президента России Владимира Путина, председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу и главы Европейского совета (эту должность иногда именуют "президентом ЕС") Хермана ван Ромпея. Одной из главных тем обсуждения была Украина, где продолжаются попытки преодолеть политический кризис.

В то время как европейские политики говорили о необходимости избежать эскалации насилия и восстановить стабильность на Украине, российский президент заявил, что не будет пересматривать решение о выделении этой стране многомиллиардного кредита, даже если к власти там придет оппозиция. Отвечая на вопрос "Эха Москвы" о том, нет ли необходимости решать украинский кризис при посредничестве международных переговорщиков, Путин процитировал ксенофобское заявление, якобы сделанное одним из украинских священников – участником акции протеста в Киеве. Этот пример был приведен российским президентом в качестве аргумента в пользу необходимости обращать внимание не только на то, что говорит действующая украинская власть, но и на заявления и поступки украинской оппозиции.

В то же время Путин подчеркнул, что Москва не намерена вмешиваться во внутренние дела Украины. Ему вторили и представители Евросоюза, считающие, в частности, что возможные новые выборы на Украине – дело этой страны.

Украина фигурировала и в диалоге вокруг возможного заключения этой страной договора об ассоциированном членстве в ЕС (именно из-за этого документа, от подписания которого официальный Киев в последний момент отказался, изначально и обострилась обстановка на Украине). Лидеры ЕС и России обсудили совместимость этого документа с двусторонними соглашениями, ранее подписанными Москвой и Киевом. Стороны договорились консультироваться в случае, если Евросоюз будет в будущем в рамках программы "Восточное партнерство" подписывать со странами – соседями России договоры, так или иначе затрагивающие уже имеющиеся у них договоренности.

Владимир Путин, Херман ван Ромпей и Жозе Мануэль Баррозу на совместной пресс-конференции
Владимир Путин, Херман ван Ромпей и Жозе Мануэль Баррозу на совместной пресс-конференции
Предложение Москвы в будущем создать панъевропейскую зону свободной торговли, объединив страны, входящие в Таможенный союз и Зону свободной торговли ЕС, было встречено в Брюсселе прохладно. Херман ван Ромпей ограничился замечанием, что было бы неплохо, чтобы эти два экономических пространства имели больше связей. Владимир Путин не стал спорить и лишь отметил, что вопросы, связанные с программой "Восточное партнерство", воспринимаются сторонами по-разному и нынешний саммит – очередная "сверка часов". Он также привел цифры, касающиеся товарооборота ЕС и России: половина российского экспорта идет на европейский рынок, от российских поставок зависит 24 процента газового и 27 процентов нефтяного рынка ЕС.

Следующий саммит Россия – ЕС состоится 3 июня в Сочи – накануне встречи "Большой восьмерки". На нем, как планируют стороны, продолжится обсуждение программы стратегического партнерства.

Cаммит Россия – ЕС в Брюсселе должен был начаться 27 января, однако в последний момент было решено провести лишь короткую встречу. В понедельник несколько правозащитных организаций провели в Брюсселе рядом со зданием, где состоялся саммит, акцию в поддержку гражданского общества в России.

Координатор проектов организации "Международное партнерство за права человека" Симон Папуашвили рассказал, что это попытка привлечь внимание и российского правительства, и органов ЕС к тому, что происходит в России, в том числе к давлению, которому подвергается гражданское общество. В акции приняли участие такие организации, как Amnesty International, Human Rights Watch, представитель российской организации "Гражданский вердикт" Наталья Таубина.

Отвечая на вопрос, могут ли подобные акции заставить руководство ЕС оказывать большее давление на Россию в вопросах соблюдения прав человека, прислушиваются ли лидеры Евросоюза к общественному мнению, призывам правозащитников, Симон Папуашвили сказал:

– Первичная мотивация для руководителя этих европейских структур – это, конечно, интересы граждан ЕС. Учитывая тот факт, что у ЕС и практически всех стран ЕС есть в определенной степени зависимость от России, в том числе зависимость от энергоресурсов, конечно, они стараются быть осторожными, чтобы не создать таких условий, когда невозможно продолжать диалог. Но наше основное послание лидерам ЕС – чтобы они поставили вопросы о положении гражданского общества России и тех проблемах, которые касаются ксенофобии и различных типов выражения расизма в России, в том числе гомофобии. Это большая проблема в стране. В первую очередь это касается тех законов, которые были приняты после возврата Путина на пост президента в марте 2012 года, в том числе знаменитый "закон об иностранных агентах". Мы хотим, чтобы российское правительство это законодательство отменило, чтобы оно обеспечило минимальную возможность для гражданских организаций, которые представляют гражданское общество, работать в цивилизованных условиях. Мы хотим, чтобы лидеры ЕС сделали эти вопросы центральными на переговорах, а не десятым каким-нибудь пунктом, как это всегда, к сожалению, происходит.

XS
SM
MD
LG