Ссылки для упрощенного доступа

Допинг шагает, едет и плывет по планете


Бразилец Сесар Сиелу Фильо – чемпион мира в плавании на дистанции 50 метров баттерфляем
Бразилец Сесар Сиелу Фильо – чемпион мира в плавании на дистанции 50 метров баттерфляем
Победа бразильца Сесару Сиелу Фильо на чемпионате мира по водным видам спорта в Шанхае не стала сенсацией. Олимпийский чемпион был фаворитом финала в плавании на 50 метров баттерфляем, и доблестно победил.

Интрига возникла потом. Оказалось, Фильо – штрафник. На национальном чемпионате в Рио-де-Жанейро победитель был уличен в использовании допинга. Правда, обнаруженный в организме чемпиона, фуросемид, не относится к веществам, активизирующим нервную систему или содействующим развитию мышечной силы. У него другое свойство: способность маскировать прием запрещенных допингов. Такого рода фокус известен специалистам Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Установлена и мера наказания – дисквалификация на два года. Таким было решение FINA, Международной федерации плавания. Но случилось невероятное: решением Международного спортивного арбитража (CAS) Сесару Сиелу Фильо был допущен к участию в чемпионате мира. Напомню, что CAS – единственный орган международного спортивного движения, уполномоченный рассматривать любые споры, возникающие в области спорта.

Факт вроде бы не исторический. Ну, пожалели, смилостивились. Глянули в будущее, позаботились о захватывающем драматизме предстоящей Олимпиады–2012. Там участие Фильо наверняка украсит яростное соперничество пловцов на коротких дистанциях.

Нет, не все так просто. Решение арбитража – симптом. Нарушены не только нормы санкций, утвержденных Всемирным антидопинговым агентством. Попрана антидопинговая Конвенция ЮНЕСКО, зарегистрированная 18 ноября 2005 года секретариатом ООН!

Нарушены не только нормы санкций, утвержденных Всемирным антидопинговым агентством. Попрана антидопинговая Конвенция ЮНЕСКО, зарегистрированная 18 ноября 2005 года секретариатом ООН!
Истории с поимкой атлетов на допинге, скандалы и лишение наград, апелляции и опровержения, раскаяние и поиск "козлов отпущения", – все это давно стало гнилой изюминкой спортивных новостей и обзоров.

Возможностям и размаху действий контролеров ВАДА наверняка позавидует Интерпол. Каждый спортсмен, претендующий на высокий результат, не только проверяется после финиша. Пробы на допинг берутся вне соревнований, незваные "гости" могут пожаловать в гостиницу, прерывая отдых и мирную жизнь спортсмена.

А как иначе? Есть правила "честной игры", олимпийская клятва. Когда победителя определяют сотые доли секунды, допинг нарушителя перечеркивает многолетние усилия честных спортсменов.

Все это так. Миру дороги этические каноны и человеческие ценности, и мы с благодарностью перечитываем кубертеновскую "Оду спорту". Но есть высокие гуманистические идеалы – и, увы, существуют железные законы технологической деятельности. О ней – несколько слов.

Структура деятельности в своей основе проста. Подходящий "исходный материал" должен быть преобразован в "конечный продукт" (это то, что востребовано практикой и с выгодой используется). Для такого преобразования используются средства и инструменты. Цель оправдывает средства, и чем дороже цель, тем выше требования к "материалу" и жестче используемые методы и средства. А спорт высших достижений – не что иное, как "технология на живом".

"Без допинга победить на "Тур де Франс" невозможно," – недавнее высказывание известного австрийского велогонщика Бернхарда Коля не вызвало особых комментариев и опровержений. Дело житейское…

Без фармакологической поддержки высшей пробы трехразовые в день тренировки немыслимы. При достижении высшей спортивной формы в организме атлета наблюдается острый дефицит иммунитета. Заболеешь – не выйдешь на заветный старт. А принимать эффективные лекарства нельзя, список запрещенных препаратов уже безграничен.

Законы технологической деятельности безжалостны. Они не действуют там, где спорт остается веселым соперничеством, игрой свободных людей. Здесь использовать вредоносный допинг будет только ненормальный.

Современный спорт высших достижений стал суперцирковым зрелищем – это очевидно. Но в цирковую бригаду допинг-контролеров не пустят. Не пустят охотников за допингом и в Звездный городок космонавтов, и в лагерь подготовки спецназа.

Нет сомнений, использование допинга в спорте – проблема. Приняты все возможные декларации, число сотрудников ВАДА превышает количество подозреваемых олимпийцев. Растет список запрещенных препаратов и уловок пользователей. И все жестче требования рекордных "технологий на живом".

Известно, что в отличие от задач, проблемы не решаются. При мудром управлении проблемы преодолеваются, или устраняются. Я уверен: рано или поздно охота на допинг потеряет азарт, а потом и вовсе прекратится. Помилование Сесару Сиелу Фильо – первый шаг, как бы обидно ни было российской гимнастке Алине Кабаевой, в свое время дисквалифицированной за употребление того же фуросемида.
XS
SM
MD
LG