Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Александр Князев - о сути событий в Киргизии


Александр Князев
Александр Князев
О сути происходящих в Киргизии событий - Александр Князев, политический эксперт, профессор Российско-киргизского славянского университета в Бишкеке.

- Я не вижу разницы между понятиями "революция" и "переворот". И то, и другое - это кардинальное, резкое изменение, смена политического режима, передел собственности. Все эти определения несут в себе определенный негатив. Гораздо лучше слова "революция" слово "развитие". Ситуацию в республике можно назвать крайне нестабильной.

- У вас есть объяснение того, почему режим Бакиева оказался таким непрочным? Почему он развалился буквально в течение нескольких суток?


- Посмотрите на персоналии - на самого Бакиева и его окружение, достаточно узкий круг людей, правомочных принимать решения. Это абсолютно некомпетентные, безответственные личности - с очень провинциальной, торгашеской в худшем смысле этого слова психологией. Они решили, что власть дана для того, чтобы заработать деньги исключительно лично для себя. Все, что касается внешней политики, отношений с союзниками (невнятные - с США, испорченные - с Россией, настораживающие - с Китаем), с соседями, особенно с Узбекистаном - результат безответственности, некомпетентности прежнего руководства.

- Новые власти Киргизии уже начали переговоры с американскими дипломатами. Делегация находится и в Москве. На кого будут опираться новые власти?

- Будем надеяться на их либерализм. Я думаю, что они не должны разрывать отношения ни с американской, ни с какой-либо другой стороной. Другое дело, что пределы так называемой многовекторной политики сужаются. Взять хотя бы тот факт, что между Россией, США, Китаем и ЕС есть конкуренция, поэтому малым зависимым странам - таким как Киргизия - наверное, надо более четко определяться в выборе основных партнеров.

- В какой степени те, кто пришел сейчас к управлению республикой, связаны какими-то клановыми, семейными соображениями? Насколько я понимаю, киргизская политика во многом основана именно на этих факторах.

- Роза Отунбаева в наименьшей степени связана с этой клановой поддержкой. Ее отец был партийным советским работником, работал в разных городах. Она родилась на юге, в городе Ош. Тем не менее, она в большей степени общенациональный политик. В меньшей степени, может быть, связан с клановой поддержкой Омурбек Текебаев. Он тоже южанин, но у него есть электорат и на севере и не совсем однозначны позиции электоральной поддержки на юге. Остальные лидеры представляют собой клановые фигуры, клановых выдвиженцев.

- Есть ли основания полагать, что эта власть будет лучше старой?


- За исключением, может быть, Отунбаевой - которая является компромиссной, нейтральной фигурой - все остальные основные руководители конкурируют между собой. Знаковыми являются два момента - отказ от назначения даже временного президента. Эта определенная опаска по отношению друг к другу в данном случае играет очень добрую службу, заставляя их обратиться к форме коллегиального управления. И второе - это заявление о трансформации республики в парламентскую. Несмотря на то, что для осуществления, становления и развития экономики, может быть, было бы более уместно централизованное управление, единоначалие, тем не менее, политическая ситуация в Киргизии (с учетом клановой структуры в обществе) диктует свою волю экономике. Наверное, коллегиальная форма правления является единственно верной: сильный парламент, в котором будет ограничена возможность для доминирования одной партии, слабый президент (на мой взгляд, Киргизия вообще могла бы обойтись без этого поста) и правительство, подконтрольное парламенту.

- Если Роза Отунбаева примет участие в формировании новых органов власти, она станет чуть ли не первой женщиной в Центральной Азии на такой высокой роли. Понятно, что она важна как лицо новой киргизской революции: Отунбаева работала за границами Кыргызстана, говорит на английском, у нее хороший русский язык. Каково ее действительное влияние?

- Отунбаева сегодня востребована как нейтральная фигура по отношению к другим потенциальным претендентам на первую роль. Если им удастся выдержать линию на коллегиальность и обойтись без президентской должности как таковой (либо роль президента будет чрезвычайно ограничена), то Роза Отунбаева могла бы быть, на мой взгляд, не премьер-министром (она вряд ли, судя по ее биографии, досконально владеет хозяйственными, экономическими вопросами), а хорошим спикером парламента.
XS
SM
MD
LG