Ссылки для упрощенного доступа

Белый спорт


О Сараево сегодня больше вспоминают в связи с балканским кризисом. А ведь столица Боснии была столицей Белой Олимпиады 1984 года. Талисманом тех Игр был волчонок Вучко
О Сараево сегодня больше вспоминают в связи с балканским кризисом. А ведь столица Боснии была столицей Белой Олимпиады 1984 года. Талисманом тех Игр был волчонок Вучко
История Зимних Олимпийских игр знает самые неожиданные сюжетные повороты: здесь и внезапный "переезд" олимпийкой столицы, и невиданный коррупционный скандал, и насильственная политизация праздника зимнего спорта. Спортивный раздел сайта РС предлагает читателям краткий экскурс в историю зимних олимпиад.

Пьер де Кубертен решает соединить зиму с летом

Начало истории современного классического спорта неразрывно связано с призывами и деяниями Пьера де Кубертена. Идеолог МОК рубил сплеча: "Все страны, все виды спорта – на олимпийскую арену!" В 1894 году решением Олимпийского конгресса в число рекомендуемых видов олимпийской программы наряду с летними видами спорта был включен конькобежный спорт (скоростной бег, фигурное катание). О том, как при проведении Игр соединить лето с зимой, барон не задумывался.

Тем не менее, проба состоялась на IV Олимпиаде в Лондоне. В соответствии с неспешным календарем состязаний Игры тянулись почти полгода, до поздней осени 1908 года. К этому времени вступил в строй каток "Принсесс-холл". На олимпийский лед вышли 14 фигуристов из пяти европейских стран. Согласитесь, не густо. Но дело было сделано. Для хозяев катка олимпийские состязания стали отличной рекламой, а Кубертен соединил возможность соединить лето с зимой.

Предполагалось, что на V Олимпийских играх состязания фигуристов дополнит хоккейный турнир. Не вышло. Оргкомитет Стокгольма сообщил, что на строительство летнего катка денег не хватит. Подлинная причина была куда серьезней. Против зимнего дополнения олимпийской программы выступали спортивные организации скандинавских стран и Греции. Обе стороны выдвигали убедительные аргументы. Поскольку в Олимпии снега не было и нет, зимний "довесок" к олимпийской программе называли делом незаконным.
Поскольку в Олимпии снега не было и нет, зимний "довесок" к олимпийской программе называли делом незаконным


Кроме того, северяне считали, что имеют права собственности на всемирную организацию зимнего спорта. Утверждали не без оснований. У скандинавов были подобающие мифы, герои и свершения. Согласно древней легенде, лыжи были даны людям добрым богом Урлом. Роли северного Геракла вполне соответствовал шведский дворянин Густав Ваза. В начале ХVI века он возглавил борьбу с датскими захватчиками. В решающий момент Ваза, опередив врагов, совершил ночной лыжный марш-бросок длиной в 90 км и поднял на восстание единомышленников. До наших дней преодоление легендарной трассы остается критерием зрелости северян: "Тот не мужчина, кто хоть раз не прошел Вазалоппет". Известен и северный Кубертен. Это основоположник норвежского лыжного спорта и Северных игр Сондре Нордхейм. С 1901-го в Скандинавии регулярно проводились международные соревнования – Северные игры.

Но барон упрямо гнул свое. В 1920 году на летних Играх в Антверпене состязания фигуристов дополнил хоккейный турнир. Кубертен посчитал, что сделан еще один важный шаг и бросил камешек в огород оппонентов: "Снег бывает не только в Скандинавии!"

На помощь президенту МОК пришел зарождающийся курортный бизнес. Провести зимние состязания, своего рода пролог парижской Олимпиады 1924 года, взялся небольшой французский горный городок Шамони. Хорошее дело – конкуренция! Менеджеры соперничающих курортов ехидно припоминали, что местное население некогда называло живописную долину Шамони подножием Проклятых гор. По замыслу инициаторов, проведение всемирного спортивного праздника навсегда утвердит добрую репутацию курорта.

Но как заманить на олимпийские состязания скандинавов? Кубертен хитрит. МОК утверждает, что состязания не претендуют на статус олимпийских. На рекламном плакате "Международной спортивной недели по случаю VIII Олимпиады" лицо беззаботно улыбающегося лыжника и вместо пяти колец олимпийской эмблемы – три кольца (хоккей, лыжный и конькобежный спорт). Еще один поклон "авторитетам": состязания пройдут по правилам и регламенту Северных игр. Маленькие хитрости оказались эффективными. Скандинавы согласились участвовать в "Спортивной неделе". Они отлично выступили в Шамони (лидеры – команды Норвегии и Финляндии). Два года спустя МОК рассмотрел вопрос о самостоятельном статусе зимних Олимпийских игр. Цена завоеванной олимпийской славы оказалась значимее региональных амбиций. Скандинавы не возражали.

Преуспел ли городок Шамони на ниве спортивного курортного бизнеса? Не вдруг. Вопреки ожиданиям, проведение "Олимпийской недели" оказалось убыточным. Зато через несколько лет брэнд "Родина зимних Олимпийских игр" стал приносить немалые дивиденды.

Организационная проблема вроде бы решена. Зимние спортсооружения тех времен строились без архитектурных изысков. Проведение Игр соответствовало возможностям городов-курортов. Прибыльными оказались II Зимние Игры в швейцарском Санкт-Морице. Трибуны зимнего стадиона построили с расчетом всего на 2200 мест. Маловато? Как сказать, зритель-то здесь не бедный, раскошелится! Оргкомитет Санкт-Морица впервые уделил внимание медицинским аспектам олимпийского спорта. Нет-нет, речь шла не о допинге. В те времена никто не интересовался, какими снадобьями потчует себя спортсмен. Дело, как говорится, хозяйское. Организаторов тревожила проблема акклиматизации олимпийцев к условиям среднегорья. В числе олимпийских сооружений значился "Павильон для врачей". Выборочные исследования физиологического состояния спортсменов позволили сделать оптимистический вывод: "Высокогорье не приносит вреда спортсменам, имеющим хорошую тренированность и закаленный организм".

Политики и бизнесмены – спонсоры игр

Организаторам третьих Игр в американском городке Лейк-Плэсиде пришлось несладко. Интерес к состязаниям был весьма высоким. Впервые Зимние игры проводились за океаном, у сборной команды США были все шансы поспорить со скандинавами, как минимум, на ледовой дорожке. Увы, Великая депрессия и финансовый кризис свели на нет ресурсы оргкомитета соревнований. За банкротством Лейк-Плэсида неизбежно следовал бы провал летней Олимпиады в Лос-Анджелесе. Сотрясаемому кризисом Конгрессу было не до проблем любительского спорта. Более дальновидным оказался мэр Нью-Йорка, взявший олимпийские игры под свое крыло. И не прогадал. Поддержка спортивной чести страны стала одним из козырей в победе мэра, Франклина Рузвельта на очередных президентских выборах.

А следующим зимним Играм покровительствовал отнюдь не демократический политик. Состязания в баварском Гармиш-Партенкирхене (1936 год) предшествовали проведению берлинской Олимпиады. Антисемитские погромы и бандитизм штурмовиков возмутили мировое сообщество. Рекламной олимпийской акции фашистского рейха грозил мировой бойкот. Пришлось срочно заниматься камуфляжем. Проведение мирного спортивного праздника в Альпах было призвано демонстрировать гуманизм гитлеровского правительства. НОК Германии настойчиво приглашает спортсменов в Баварию.

После долгих раздумий скандинавы соглашаются. Участие Японии гарантировано, это политический союзник рейха. НОК США не торопится с согласием, ссылаясь на дороговизну трансатлантического тура. Вскоре на счету сборной команды США появляется анонимный взнос в $50 000. Имя таинственного благодетеля станет известным спустя много лет. Им был шеф гитлеровского министерства пропаганды Геббельс. Государственное финансирование и партийная поддержка Игр в Гармиш-Партенкирхене позволили продемонстрировать не только успехи спортивного строительства, но и силу атлетов рейха. В таблице медалей германская команда впервые занимает вторую строку, уступив лишь норвежцам, общепризнанным лидерам зимнего спорта.

Инициаторами послевоенного возрождения зимних Олимпийских игр стали не тронутые мировыми бедами швейцарцы. Соревнования 1948 года вновь взялся провести оргкомитет Санкт-Морица. Увы, римейк событий двадцатилетней давности выглядел тускло. Времена курортных спортивных шоу ушли в прошлое. Большой спорт требовал больших арен и адекватных затрат.
Теперь проведение Игр стало под силу лишь альпийским городам, имеющим многолетний опыт проведения международных соревнований и способным реализовать прибыльные бизнес-планы

К 1952 году среди курортных городов не нашлось надежного претендента на проведение Игр. МОК принял решение провести VI зимние Игры в столице Норвегии – Осло, неоднократно принимавшем мировые состязания конькобежцев и лыжников.

Организовать соревнования в городской черте было не сложно. Но у Зимних игр уже сложился имидж праздника в горах. Вместе с тем "аудит" на качество спортсооружений ужесточался. Теперь проведение Игр стало под силу лишь альпийским городам, имеющим многолетний опыт проведения международных соревнований и способным реализовать прибыльные бизнес-планы. "Снег и лед – хлеб и золото Кортина". Игры в итальянском Кортина Д’ампеццо стали началом Зимних олимпиад, по-деловому организованных и "замешанных" на телебизнесе.

Чудеса предпринимательства продемонстрировали организаторы Зимней олимпиады в Скво-Вэлли (США). Хозяин долины, американский предприниматель Алек Кершинг, считал, что проведение Игр обеспечит небывалый рост здешнего курортного бизнеса. Кершинг блефовал, и представил на усмотрение МОК макет несуществующего олимпийского центра. В день, когда предпочтение комитета было отдано Скво-Велли, в Долине Индианок отсутствовали не только современные спортивные сооружения. Здесь располагалось несколько коттеджей для любителей зимнего отдыха. Вот и всё! Но в феврале 1960 года олимпийцы прибыли в современнейший спортивный центр, где впервые использовалась компьютерная система обработки информации!

Надеяться на дальнейшее воспроизводство делового героизма новичков МОК не решился. Право проведения игр представлялось центрам мирового зимнего спорта. Таковыми были австрийский Инсбрук и французский Гренобль. Соперничать с городами–"профи" могли только оргкомитеты, выполняющие спецзаказ государства. Так, в Саппоро (1972 г.) японцы продолжили решение идеологических и политических задач токийской Олимпиады 1964 года: популяризация спорта среди населения всех уголков Страны восходящего солнца, всемирная реклама японского технического прогресса и менеджмента. Спустя 26 лет, на XVIII Играх в Нагано решалась другая задача: японцы включили олимпийский праздник в систему народных фестивалей, реализуя программы развития национальной культуры.

Спортивный менеджмент мирового класса

Факты налицо: главной движущей силой мирового спорта становится телевидение. По его воле меняется даже программа Олимпийских игр. Классические лыжные гонки и дуэли конькобежцев интересны только знатокам спорта. Более широкую аудиторию зрителей привлекали состязания фигуристов и хоккейные ристалища. Но рядовому пожирателю блокбастеров требуется зрелище погорячее. Потому-то в программу Игр пришлось включать демонстрацию захватывающей технологии экстрима и цирковых трюков.

История олимпийского экстрима началась в 1992 году. На аренах олимпийского Альбервиля (Франция) впервые развернулись рискованные состязания по горнолыжному многоборью. Здесь все в новинку: лыжный балет под музыку, воздушная акробатика и могул – спуск по бугристой трассе. Впервые конькобежный спорт втиснули в пространство хоккейной коробки, где на грани фола сражались мастера шорт-трека. И – пошло–поехло. Все круче и опаснее становятся горнолыжные трассы, грозят бедой лихие повороты желобов, где гремят олимпийские сани и космические челноки бобслея.
Главной движущей силой мирового спорта становится телевидение

На строительство таких спортсооружений и обеспечение жесточайшего регламента затейливых соревнований расходуются немалые средства. Однако в конечном итоге доходы Зимних игр выгодно отличаются от доходов, приносимых громоздкими программами летних Олимпиад. Прошли времена, когда МОК терзался вопросами о месте проведения очередных Игр. Вспомним, XIII Белую Олимпиаду вначале решили провести в американском Денвере. Но, узнав о возможных убытках, жители штата Колорадо задумались: стоит ли тратить 5 миллионов долларов общественных средств на организацию Игр? Результат проведенного референдума оказался решающим: 62 процента голосовавших денверцев посчитали невыгодным проведение олимпийского праздника. Благо, на помощь МОКу вовремя пришел бывший хозяин Олимпиады - Инсбрук.

Теперь иные времена. Претендентам на проведение XIX Зимних игр в Солт-Лейк Сити пришлось по-всякому ублажать членов МОК. Дело дошло до откровенной коррупции. Бизнесменам предстояло краснеть и каяться, но, как говорится, игра стоила свеч. Затратив на проведение игр 2 миллиарда долларов, американцы получили прибыль в 3 миллиарда. Новый, небывалый олимпийский рекорд мирового бизнеса.

Принесут ли прибыль Игры в Турине – гадали их организаторы перед 2006 годом. Ситуация усложняется. МОК строго следит за соблюдением нового требования к организаторам состязаний. Это – экологический мониторинг. При создании горных экстрим-трасс и прокладки боб-треков приходится нарушать естественный склон гор и заниматься безжалостным лесоповалом. Можно ли избежать экологического варварства? Образец бережного отношения к природе продемонстрировали строители спортивных сооружений в Саппоро. Японцы искали дальнейшее применение каждому кубометру поднятой земли, проявляя при этом заботу о жизни бактерий, обеспечивающих плодородность почвы.

Оргкомитету Турина пришлось решать экологические проблемы по-своему. Спортивные дворцы для проведения соревнований конькобежцев, фигуристов и хоккеистов можно безболезненно построить в самом городе. Гораздо сложнее избежать экологических проблем при выборе мест для лыжных маршрутов и горнолыжных трасс. Для проведения олимпийских соревнований избраны небольшие города Бардонеккия и Пранжелато, горные поселки Сестриер, Сан Сикае, Суаз д’Оу, Клевниер, Газана. Все они находятся на изрядном расстоянии от Турина. Для руководства небывало сложной организационной сетью создана сложнейшая система информационного обеспечения.

Разумеется, все это изрядно увеличило затраты на проведение Игр. Перекроют ли поступления со стороны МОК новые коммерческие схемы? Посещение олимпийского Турина включено в маршруты десятков популярных развлекательных туров. Получая удовольствие от олимпийских ристалищ, не будем забывать о рискованных финансовых играх, в которые неизбежно включаются олимпийские столицы. Ванкуверу предстоит держать и этот экзамен. А вслед за ним нас ждет небывалый по степени риска эксперимент – Олимпиада в Сочи, которая подается как сумасшедший, - но и государственный пиар-проект.
XS
SM
MD
LG