Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Степанов участвует в протестах более 10 лет. В свои 97 лет он почти каждую субботу приходит на площадь Ленина в Новосибирске, где местные активисты проводят пикеты и митинги. Первый раз полиция задержала его в 2010 году, а последний – в июне 2022-ого – за требование расследовать хищение муниципальных квартир чиновниками мэрии. После того как Степанов дважды выступил в интернете против войны в Украине, полицейские пригрозили: "Будете продолжать – и возраст не поможет".
Впервые против войны в Украине Степанов выступил еще марте, ролик опубликован на ютуб-канале независимого депутата новосибирского горсовета Сергея Бойко. В нем ветеран вспомнил Великую Отечественную войну и роль в той победе над нацизмом украинцев. Он назвал вторжение российских войск в Украину преступлением.
Кроме того, Степанов возложил вину за массовую гибель мирных жителей на министра обороны Сергея Шойгу, главу МИДа Сергея Лаврова и пропагандистские передачи "60 минут" и "Время покажет", которые буквально накануне уверяли, что войны не будет. Из-за этого многие жители не покинули территорию, на которой происходят теперь военные действия. Он также призвал стороны к заключению мира, а обязательным условием для переговоров назвал возвращение российской армии на свою территорию.
После второго ролика в интернете полицейские задержали Степанова на пикете по поводу махинаций с квартирами в мэрии и в отделе провели с ним "профилактическую" беседу. Они предупредили, что если Степанов будет продолжать выступать против войны, то возраст не помешает его за это наказать.
"Война – это преступление"
– К войне я отношусь отрицательно, это преступление – то, что происходит сейчас с нашими побратимами, – говорит Степанов. – Сейчас мода пошла награждать правительственными наградами: "За отвагу", орден Мужества. В 1920 году, когда шла гражданская война, царскому генералу Антону Деникину вопрос задали – почему перестали награждать за воинские подвиги? "Помилуй Бог, – сказал генерал, – какие подвиги, какие награды, когда идет братоубийственная война?" А у нас демонстративно: чем больше убьешь украинцев, тем выше награда. В Мариуполе была "гладиаторская" задача – убивайте друг друга. Во имя чего убивать-то? Украинцы защищают свою страну, а российские вояки – во имя каких идеалов?
– В чем вы видите причины этой войны, почему она началась?
– Сейчас есть союз России с Белоруссией. Надо, чтобы третья страна – Украина – к ним присоединилась. Тогда это будет вместе огромная сила. Эти три государства и пять среднеазиатских стран. Воссоздание Советского Союза в противовес НАТО, я считаю, в этом причина. Такое объединение могло быть добровольным, но не военным. Однако добровольно не получилось.
По словам Степанова, протестная деятельность для него стала продолжением правозащитной. Он 12 лет был председателем новосибирской организации "За права человека". Около 8 лет назад суд ее запретил, как говорит Степанов – "нелегально".
– Меня как председателя даже не пригласили. Причиной назвали то, что не могли адрес организации найти, хотя в уставных документах были и адрес, и мое имя, – рассказывает он.
Но еще раньше Владимир Степанов стал участником и организатором акций против действий властей. Тогда его впервые задержали полицейские – не пустили на митинг.
– В 2010 году мы провели 23 митинга под лозунгом "Пенсионеры за достойную жизнь". Проводили акции регулярно, каждые две недели. Нам постоянно мешали, поэтому 21-го митинг закончился судебными разбирательствами. Схема такая была: мы писали уведомление в мэрию, что будем проводить митинг, мэрия и все другие инстанции мешать не имели права. Тогда в мэрии придумали организовывать второе уведомление, которое подавали разные близкие властям организации – на том же месте и в то же время. Так они пытались срывать наши мероприятия.
Я в семи судах участвовал, часто мы их выигрывали. Я как организатор три раза получил компенсацию – по 10 тысяч рублей. А суды и власть были одна шайка. Они боялись, что на площадь придет много народу и будут критиковать, а приходило действительно по тысяче человек. Сейчас настоящих судов у нас нет, хоть и есть в Конституции статья, что суды в России независимые. Это было до тех пор, пока судей выбирало население, потом это кончилось. Их стали назначать, и они стали придатком власти.
Мы с Владимиром Степановым разговариваем в полдень, когда обычно активисты на площади Ленина проводят пикеты. В это время как раз начинается "замещающее" мероприятие от мэрии – детский спортивный клуб проводит зачем-то именно здесь тренировку.
– А полицейские именно тогда вас первый раз задержали?
– Да, в сентябре 2010 года. Была, видимо, команда не пустить меня на митинг. И полицейские задержали меня уже на площади, у здания Центробанка, на подходе к месту митинга. Сначала просто сказали не ходить, а когда я попытался пройти, схватили, затолкали в машину и повезли в полицию. На следующий день был суд, но встал прокурор и сказал: "За что мы судим Степанова? Он же на митинге не был, его не пустили". Тем и закончилось, но передо мной даже не извинились. Я подал иск в районный суд, и там полицию оштрафовали на 10 тысяч рублей. Тогда все-таки порядки были помягче.
– А сейчас как?
– Новосибирск, я считаю, не правовой демократический регион, а полицейский. Вот 1 мая нас не пустили на площадь Ленина – чтобы отметить День солидарности трудящихся. Тогда 50-60 человек собрались в гайд-парке у театра "Глобус", там место не приспособлено и больше 50 людей уже не помещается. Организатором был Сергей Крупенько. Только он поздравил собравшихся, как из-за кустов появились полицейские и участников разогнали, а организатора захватили и поволокли в полицейскую преисподнюю. В этот же день, 1 мая, во Владивостоке прошла многотысячная демонстрация с оркестром и флагами, и такая же демонстрация в Омске была. Вот какая в Новосибирске власть – зловещий дуэт Травникова (губернатор Андрей Травников. – Прим. СР) с Локтем (мэр Анатолий Локоть. – Прим. СР). Не Москва же митинг здесь запретила, а во Владивостоке разрешила?
– Я плохо отношусь к Локтю. Сейчас написал статью с критикой "12 подвигов мэра". Достаточно вспомнить, что когда в апреле 2014 года он шел от КПРФ на выборы главы города, то лозунги были у него все демократические. За него солидарно проголосовали все оппозиционно настроенные горожане, а уже через месяц он предал своих избирателей и переметнулся в лагерь "Единой России". А своего предшественника Владимира Городецкого сделал почетным жителем города. Травников продолжил линию прежних начальников. К нам его прислали из Вологды, где он был мэром. Это отсталый и воровской регион, наверное, Путину такие люди и нужны.
4 июля полиция задержала Владимира Степанова, когда на площади Ленина он проводил пикет с требованием предоставить муниципальные квартиры сиротам. В руках он держал плакат: "Надежда Болтенко! Верни сиротам четыре присвоенные квартиры". Позже полицейские, проведя беседу, отпустили ветерана без протокола. Справедливости в деле с муниципальными квартирами Степанов добивается уже пять лет, пишет письма чиновникам разных уровней. В том числе обращался к Андрею Травникову. От губернатора письмо переслали в министерство юстиции, а оттуда ответили, что поиском пропавших квартир не занимаются.
– Как вели себя полицейские, когда задержали вас на пикете?
– Надо сказать, что в 2010 году полицейские вели себя лояльнее. Но в целом не так уж сильно все меняется, власти давно уже действуют по одним схемам. 18 июля мы с Сергеем Волковым подавали уведомление о проведении митинга на площади Ленина. Мы хотели провести акцию против коррупции и низкого уровня жизни в стране. Нам мероприятие не согласовали, потому что якобы еще раньше на этой площадке митинг на 200 человек собралась проводить "Молодая гвардия", причем с 7 часов утра до 10 вечера.
– Как вам кажется, многие ли в Новосибирске настроены против войны в Украине?
– Если говорить об антивоенных протестах, то в апреле-мае не меньше 200 человек в городе были задержаны и оштрафованы. Я уже дважды выступал в интернете о событиях в Украине. Ролики посмотрели по 20 тысяч человек. После второго полицейские провели со мной профилактическую беседу и сказали: "Будете продолжать – возраст не поможет".
Мы же не думали в мае 1945 года, что снова начнется такая война. "Мирное время, чистое небо". Кто думал, что такая штука будет? И сейчас не укладывается. Ну, невозможно! Что ж вы натворили–то, а? Ведь 8 млн украинцев погибли в Великую Отечественную войну, мы вместе в окопах сидели. А сейчас развязали такую беду. Я себе места не могу найти.
– Что вам дает силы продолжать выходить на площадь?
– Поддерживает то, что перемены все равно будут. Сейчас у власти много всего силовых структур – ОМОН, Нацгвардия, полиция – все направлено против народа. Но должны во власти появиться и другие люди – появился же академик Сахаров и тот же Горбачев. Пока власть крепкая. Вот начались события в Украине, которые они "спецоперацией" называют. Люди сначала выходили, протестовали. Полиция хватала, суд штрафовал, арестовывал и теперь уже никого нет, выходит по субботам человек 10. Но это нужно продолжать и заявки подавать, судиться, с людьми говорить. Правда когда-то прорвется. Я, наверное, не дождусь перемен, но их не может не быть, – говорит Степанов.