В новом учебном году школьников России ждет новый патриотический сценарий от Министерства образования. Каждая неделя в школах будет начинаться с подъема государственного флага, после чего с детьми, от первоклассников до выпускников, проведут "разговор о важном". В понимании чиновников Минобра, "важное" – это любовь к государству и поддержка всех его действий, включая войну в Украине.
Критиковать "патриотический проект" в условиях военной цензуры осмеливаются немногие педагоги. Историк Сергей Чернышов, директор новосибирского Новоколледжа, на своей странице в фейсбуке, разобрал содержание первого "разговора о важном", который ждет школьников уже в сентябре:
В интервью Сибирь.Реалии Сергей Чернышов рассказал, почему внедрение политинформации по советскому образцу будет вредить системе школьного образования в целом и подорвет доверие учеников к учителям.
– Сергей, подъем флага и "разговоры о важном" обязательны для всех школ или только для государственных?
– В Министерстве образования считают, что это обязательно для всех. Но я лично сомневаюсь, что даже государственные и муниципальные школы будут на 100 процентов исполнять эти требования. Конечно, отчитаются все, продемонстрируют, так сказать, энтузиазм. Где-то уже закупили флагштоки для подъема государственного флага по понедельникам. Но это всё из серии "партия сказала "надо", комсомол ответил "есть".
– Вы у себя в Новоколледже не собираетесь закупать флагштоки?
– Нет, не собираемся. Потому что наша обязанность – исполнять Федеральный закон "Об образовании" и федеральные государственные образовательные стандарты. А там ни слова не сказано ни о подъеме флага по понедельникам, ни о проведении политинформации для школьников. Все эти новшества, строго говоря, являются рекомендациями, которые мы вольны исполнять или отвергнуть. Может быть, я кого-то сейчас удивлю, но в России вполне либеральное законодательство об образовании. Школы, колледжи, университеты имеют право самостоятельно определять учебный план и содержание уроков, выбирать ученые пособия и способы подачи материала.
– Трудно поверить.
– А вы загляните в закон, он и правда либеральный. К тому же за последнее время реально происходит либерализация регулирования в сфере образования. В прошлом году, например, отменили проверки МЧС при лицензировании образовательной деятельности, которые раньше были обязательны. И что? Школы стали чаще гореть? Нет. Далее. Упростились требования по дистанционному образованию. Теперь для получения лицензии не нужно делать вид, что у вас есть какое-то помещение. Кроме того, если учебному заведению отказали в аккредитации, новую заявку можно подавать уже на следующий день. Раньше это разрешалось делать только через год. И это была трагедия для образовательного учреждения.
– Но при этом вы считаете, что школы ждет дальнейшая унификация?
– Да. Потому что в министерстве просвещения сидят люди, которые, видимо, мечтают, чтобы во всех школах страны проходили одинаковые уроки, по одинаковым методичкам, и чтобы все учителя, от Камчатки до Калининграда, говорили детям одно и то же. По сути, они хотят превратить учителей в роботов.
– Но ведь дети всегда чувствуют, когда учитель живой, а когда повторяет заученный текст.
– Именно так. И тут мы сталкиваемся с проблемой антиутопии. Все тоталитарные схемы рушатся по одной причине: они не выдерживают столкновения с человеческой природой, которая не принимает абсурдные правила. Если бы чиновники из министерства просвещения чаще читали книжки, хотя бы "1984", они бы не придумали "разговоров о важном". Я не поленился заглянуть на сайт, где все эти сценарии расписаны. Там учителю предлагается вместе с первоклассниками прослушать песню "С чего начинается Родина". После чего (так написано на сайте) дети должны сказать: "Ух ты! Оказывается, Родина начинается с моего букваря! Как здорово!" Те, кто это придумал, они живых детей в последний раз видели, наверное, лет тридцать назад.
– Они утверждают, что государственные интересы требуют патриотического воспитания.
– Государственные интересы могут требовать только одного – качественного и разнообразного образования. Кто-то хочет учить детей по вальдорфовской системе – пожалуйста. Другая школа хочет вернуться к программе дореволюционной российской гимназии – ради бога. Разнообразие и творчество действительно нужны. А уроки патриотизма с имитацией "совка" – пустая трата времени и сил. Дети этого просто не воспримут, они живут в богатом информационном пространстве, очень много знают уже к первому классу, поэтому учитель, который им поставит песню "С чего начинается родина", для них будет комическим персонажем.
– Помните выражение "родина вас выучила", которое раньше часто употребляли, да и сейчас, наверное, используют?
– Конечно, используют. Совок никуда не делся.
– Почему , на ваш взгляд, в России так крепко укоренилось сказочное представление о государстве, которое "учит", "строит", "защищает"? Как будто государство – это некое существо, вроде доброго волшебника. В чем причина искаженного восприятия государства в сознании наших соотечественников?
– Я уверен, что причина – экономическая. А ещё точнее, дело в налогах, в том, как их платят в России. Обычный трудовой человек получает на руки свою зарплату, условно говоря, 10 тысяч, при этом налоги за него уже вычла бухгалтерия. Если бы у нас каждый платил налоги самостоятельно, как в США или Европе, то он бы знал, что налогообложение заработной платы в РФ составляет порядка 50 процентов, включая социальные выплаты. То есть он бы получал на руки не 10, а 20 тысяч, но десятку должен был отдать государству. И вот тогда у людей бы закономерно возникали вопросы: куда идут мои деньги, на что их тратят чиновники, которым я плачу зарплату, какие услуги я получаю от государства? Пришло бы отчетливое понимание, что государство – это сервис. И каждый человек может требовать качественных услуг. Уроки патриотизма в школе, я уверен, никто бы не купил. А сейчас мы читаем о том, что "разговор о важном" обошелся налогоплательщикам в 22 миллиона рублей "бюджетных средств". Бюджет складывается из наших налогов, но система устроена так, что вы даже не замечаете выплаты этих налогов и думаете, что существует неизвестно откуда взявшийся "бюджет", из которого государство вас учит, лечит и так далее.
– Вы уверены, что, отказавшись исполнять рекомендации Минпроса и не проводя "разговоров о важном", вы поступаете по закону и Новоколледжу за это не грозят никакие санкции?
– Вы сами знаете, что в России закон подчиняется целесообразности. Если надо кого-то посадить, скажем, условного Навального, то его посадят. И мы понимаем – за что. А формально его будут судить за оскорбление чувств ветерана или по делу "Ив Роше". Неважно. Поводы найдутся. Как говорил один "эффективный менеджер": "невиновных у нас нет". То же самое и с учебными заведениями. Любую школу, любой университет можно закрыть хоть завтра. Я знаю случаи, когда университет лишали лицензии за то, что в туалете для инвалидов не было бесконтактной сушки для рук и дозатора мыла. Понимаете? Настоящая причина, разумеется, в чем-то другом, а повод вот такой. Как студент-инвалид будет учиться в вашем университете, если у вас нет бесконтактного дозатора для мыла?! "Целесообразность" действий чиновников рождает абсурд, в котором люди живут всю жизнь, обожествляя государственные институты.
– После начала войны в Украине эти институты стали ещё более святыми. Если можно так выразиться. И те, кто сейчас говорят от лица государства, изрекают истину. А все несогласные – враги, предатели, родину не любят. Как вы обходите эти риски в своей работе? Все-таки руководство колледжем требует взаимодействия с представителями государства, как бы философски вы его ни воспринимали.
– Тут все очень просто. Мы действуем по закону. В законе об образовании сказано, что школа должна быть свободна от политики и пропаганды. Поэтому мы вне политики – не за белых, не за красных или зеленых. Мы образовательное учреждение, нам не нужны политруки и комиссары. Ещё раз повторюсь. Дети все понимают. На своих геймерских форумах они общаются со сверстниками со всего мира. И если друзья из Мариуполя или Харькова им пишут, что сейчас сидят в бомбоубежище, дети уже не поверят, что российская армия не обстреливает мирных жителей.
А если вы раз в неделю будете им казенным языком рассказывать о "спецоперации", они и лично вам перестанут верить как человеку. Нехорошо обманывать детей, они это чувствуют и переживают стресс. В феврале-марте, когда военная пропаганда бабахнула всем по ушам, мы проводили психологическое исследование среди наших студентов, и увидели, насколько сильно у них повысился уровень тревожности. Их совершенно не интересовал вопрос: а правда, что в Украине нацисты? Они спрашивали: как нам жить теперь, когда началась война?
– Ваши либеральные взгляды хорошо известны. Педагоги Новоколледжа их разделяют?
– Учителя такие же люди, как и все остальные. Они приходят с работы, включают телевизор, смотрят Соловьева, который исходит ненавистью к Украине. Думаете, на них это не влияет? Многие вполне себе верят в "освобождение Донбасса". Но в стенах Новоколледжа действует правило: мы (администрация) не спрашиваем о ваших убеждениях, религиозных чувствах и сексуальной ориентации. Мы не лезем вам ни в голову, ни в постель. А вы преподаете детям свои дисциплины в соответствии с нашей образовательной политикой.
– Однако не все согласны с такой позицией. Вы сами недавно в телеграм-канале опубликовали письмо патриота, который задается множеством вопросов: может ли учитель быть либералом? Может ли он не одобрять "спецоперацию", не любить букву Z и не приветствовать подъем флага по понедельникам?
– Действительно, сам опубликовал и ответил на все эти риторические вопросы: да, только такой учитель может и должен учить детей. Ориентируясь на вечные гуманистические ценности, а не на сиюминутные прихоти начальства. Вчера начальник говорил одно, сегодня – другое, а завтра вообще придет новый начальник. И что? Учитель не должен переобуваться на ходу. Сиюминутность и конъюнктура разрушительны для школы. Необходимы четкие границы – вон там ваши политические игры, а здесь – образование, серьезный процесс, не терпящий суеты. И чем реже будут нарушаться границы, тем лучше для общества. – говорит Сергей Чернышов.