В 58 российских регионах из аптек пропал необходимый людям на диализе препарат "Калимейт". Это единственный калиевый сорбент, зарегистрированный в России. Его применение позволяет избежать повышения калия в крови, высокая концентрация которого ведет к проблемам с сердцем и может закончиться летальным исходом. Врачи на условиях анонимности подтверждают – 78,5% докторов, опрошенных профессиональным сообществом "Врачи РФ", пожаловались на дефицит лекарств в России.
"Это смертельно опасно"
Кровоостанавливающие лекарства, препараты для больных диабетом и детей с муковисцидозом – с этими и многими другими препаратами в России перебои с лета прошлого года, говорят родители. На днях стало известно о том, что в десятках регионов нет "Калимейта".
– Перебои начались еще в январе, то есть после Нового года. Раньше мы всегда получали его по бесплатным рецептам в аптеке. Сейчас готовы купить за свои, потому что аналогов нет, а у сестры повышенный уровень калия в крови. Да, любые деньги уже готовы платить, но просто негде. Я с телефона не слезаю – обзваниваю другие регионы – только нашел в Питере, бац, уже вычистили, – говорит житель Алтайского края Сергей. – Да, гиперкалиемию диагностировали, перерыв делать нельзя – это смертельно опасно, так нам сказали.
Эксперты подтверждают: аналогов препарату нет, а "Калимейт" между тем назначают практически каждому пациенту на диализе. Кому-то нужно уже лечить гиперкалиемию, другим – обеспечить профилактику ее возникновения.
Отсутствие препарата минимум в 58 регионах страны подтвердили в компании "Нефро-Лига". В компании замечают, что "Калимейт" – единственный зарегистрированный в России калиевый сорбент, жизненно важный.
"Пациенты на диализе должны регулярно получать этот препарат, – цитируют председателя правления "Нефро-Лиги" Галина Горецкую "Известия". – Перебои в поставках препарата критичны. Сейчас на запросы пациентов производитель препарата компания "Р-Фарм" отвечает, что "возникли сложности в поставках".
По словам Павла, "сложности" поставщики обещали решить еще в феврале, когда пациенты и их родные начали поднимать шум. Но не решили до сих пор.
В пресс-службе "Р-Фарм" на этой неделе заявили, что отгрузили более 10 тысяч упаковок препарата за последнюю неделю. "Мы выполняем свои обязательства в полном объеме, проблем с доступностью лекарственного средства не предвидится", – заявили в пресс-службе компании. Пациенты говорят, что изменений в аптеках не заметили.
По данным Ассоциации медицинских организаций по нефрологии и диализу, в России около 68 тысяч человек находятся на заместительной почечной терапии, из них примерно 15 тысяч живут с пересаженной почкой.
В ассоциации также сообщают о том, что в аптеках минимум 72 регионов пациенты с заболеваниями почек не могут найти гормональные препараты с действующим веществом флудрокортизон, который улучшает функцию надпочечников.
"Это жизненно важные лекарства!"
Сразу в нескольких городах Сибири редакции рассказали о пропаже лекарства "Дицинон", которое останавливает кровотечение. Люди обзванивали аптеки по всей стране, в нескольких аптеках нашли остатки в несколько упаковок – аптекари сказали им "это последние".
– В Иркутске я не смогла найти кровоостанавливающее лекарство "Дицинон", искали и в соседних регионах. В итоге последние нашла в Омске – сказали, у них тоже остатки, и я последнее забрала. Как дальше будем и что делать тем, кто не успел взять? Не понимаю, – говорит жительница Иркутска Елена. – "Дицинон" мне врач назначил, сказал, что аналог лучше не брать.
"Дицинон" (действующее вещество – этамзилат) – рецептурный препарат, который назначают для профилактики и лечения капиллярных кровотечений различного происхождения: до и после операций в стоматологии, лор-практике, акушерстве и гинекологии, урологии, офтальмологии, пластической хирургии. Препарат назначают, например, при маточных, носовых кровотечениях, кровотечениях десен и в других случаях.
Этот препарат выпускают в виде таблеток и растворов для инъекций. Последний вариант применяют в операционных, и, по словам медиков, с растворами проблем нет, но для самостоятельного приема в домашних условиях это лекарство назначают именно в виде таблеток.
О дефиците или полном отсутствии некоторых лекарств для тяжелобольных детей сообщили также в нескольких регионах России – в Новосибирске и Ангарске (Иркутская область) рассказали, что вынуждены покупать препараты для больных диабетом и муковисцидозом "по заоблачным ценам", в Алтае – об их полном отсутствии.
– У нас в республике [Алтай] с самого начала 2024 года пропали препараты "Дорназа Альфа", "Пульмозим", "Тигераза" (препараты для лечения муковисцидоза. – Прим. СР). А это жизненно важные лекарства! И их просто нет, полностью! А "Креон" дети получают по 5 упаковок вместо 24! – сообщают местные медики на условиях анонимности.
Медработники говорят, что еще в январе обращались анонимно в прокуратуру и Следственный комитет, но ситуация не улучшилась.
– Аховая ситуация с лекарствами для детей-инвалидов! Если год назад обеспечение еще еле-еле дотягивало до 50%, то с наступлением нового года лекарств просто нет совсем! – говорит собеседница Сибирь.Реалии, работающая в одном из медучреждений региона. – Обращаешься в аптеку – там на Минздрав кивают, идешь в Минздрав – кивают на региональные власти. А в итоге закупок нет и лекарств нет. Как это понимать, что детей-инвалидов вообще без лекарств оставили?!
По словам пациентов, в приватных беседах работники Минздрава края им говорят, что "в продаже этих лекарств нет, а они не отвечают за продажи".
– Я недавно упаковку "Тигеразы" одну в Москве нашла. Представьте, что ближе к Барнаулу нет! Так там цена космическая – 12 тысяч рублей, и ее на неделю хватит. И родители их еще хватают друг у друга. Тем самым перекупщики еще цены задирают. Просто вакханалия, – говорит жительница Барнаула Светлана.
В Минздраве Алтая ей ответили, что "заявки на препараты сформированы и направлены поставщикам", но когда лекарства появятся – неизвестно.
– Неясно, появятся ли. Потому что устно мне в Минздраве сказали, что поставщики не соглашаются контракты подписывать. Так как нет на рынке лекарства, они понимают, что не смогут его достать, – говорит Елена.
Эксперты рынка фармацевтики объясняют, что проблемы с лекарствами возникают периодически из-за того, что поставщики не горят желанием заключать контракты на трудные в логистике зарубежные препараты. Боятся в итоге остаться крайними.
– Если поставку признают недостаточной по количеству, виноватым останется поставщик. И если компания, которая ранее контракт заключала, видит, что логистика из-за рубежа ненадежна (а сейчас так практически всегда), они не выходят на торги, – говорит эксперт (имя редакция не называет для безопасности собеседника).
Родителей маленьких пациентов это объяснение утешает мало.
– Понимают они, что это лекарство мы ежедневно принимаем? Они свои сроки ставят и что думают: до поставки ребенок болеть внезапно перестанет? А потом, когда им удобно станет, опять начнет? Это же не одежда, не электроника. От этого жизнь моего сына зависит, – возмущается Павел из Алтайского края. – Что эти министры делали, когда время поставок подходило в прошлом году? Сидели, молчали, подсчитывали, сколько детей умрет?
По словам родителей детей с муковисцидозом, российские аналоги, которые врачи назначили на замену пропавшим препаратам, не всегда подходят.
– У нас аналоги не подходят. "Креон" и "Тегеразу" принимают при муковисцидозе – заболевании, которое связано с полиорганной недостаточностью. Муковисцидоз – наследственное заболевание, при котором нарушаются функции желез внешней секреции. Болезнь поражает весь организм, но сильнее всего страдает дыхательная система и поджелудочная железа. Чтобы не наступила мучительная смерть, необходим постоянный прием препаратов. Тут любой перебой может привести к смерти, – говорит Павел. – Некоторые аналоги не подходят, потому что организм привык к другому. Но сейчас даже аналогов нет в закупках и аптеках. Что мы делаем? Стыдно сказать, в "самом богатом государстве" лекарства, что есть, делим на 3 раза вместо положенного. Конечно, это тоже губительно сказывается на ребенке. Но что делать, если другого выхода нет? Вот сейчас смотрю – четыре ампулы осталось. Это на пять дней нам.
В федеральном Минздраве возмущенным родителям отвечают, что "закупки должен проводить регион".
– Во-первых, говорят, за закупки отвечают власти регионов. Потом могут добавить, что у кого-то препарат вообще не зарегистрирован в России – например, "Пульмозим" от фирмы Roche. И плевать им, что конкретному ребенку подошел именно он. Про те препараты, что закупаются федералами, – "Креон", например – говорят, разберемся с ответственными чиновниками, почему не провели закупки. Но я что-то ни разу не слышал, чтобы кого-то за отсутствие закупок по жизненно важным лекарствам реально наказали, – сообщил Павел.
"Более 400 препаратов в дефиците"
78,5% докторов, опрошенных профессиональным сообществом "Врачи РФ", пожаловались на дефицит лекарств в России в недавно проведенном опросе.
В исследовании участвовали 910 врачей различных специальностей со всех регионов России. В ходе опроса доктора назвали более 400 наименований препаратов, которые в стране в дефиците. Из них 74 – из перечня жизненно важных.
В публикации говорится, что чаще всего медработники жаловались на нехватку антибиотиков, инсулинов и препаратов для терапии сахарного диабета, антидепрессантов, нейролептиков, противоэпилептических и противосудорожных лекарств.
По словам опрошенных врачей, также нехватка ощущается с гипотензивными и гормональными препаратами, а также с вакцинами.
Как заявил в интервью RTVI директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, дефицит лекарств отчасти связан с прекращением зарубежных поставок. Также он подчеркнул, что врачи могут называть дефицитными некоторые наименования антибиотиков "по старой памяти" из-за недоступности лекарств во всем мире в 2021 и 2022 году. Сейчас с их доступностью нет никаких проблем, добавил аналитик.
В ответ на опрос представитель Минздрава информацию о дефиците лекарств в России назвал "не подтвержденной", а ситуацию на фармацевтическом рынке в стране – "стабильной".
– Риск дефицита лекарственных препаратов может временно возникать по определенным формам или дозировкам лекарственного препарата, либо по конкретному торговому наименованию, а не по всему международному непатентованному наименованию лекарственного препарата, – объявили в Минздраве РФ.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.