Накануне Нового года калмыки по всему миру вспоминают одну из самых трагических дат в своей истории – День памяти жертв депортации. 28 декабря 1943 года по указанию советской власти сотни тысяч людей погрузили в вагоны для перевозки скота и отправили в холодную Сибирь. Калмыцкая АССР исчезла с карты, а ее территория была поделена между другими областями. Смертность за годы жизни на чужбине была настолько сокрушительной, что ее последствия народ испытывает спустя десятки лет, утверждают исследователи.
Текст "Кавказ.Реалии"
28 декабря 1943 года советские власти издали постановление, согласно которому все калмыки, включая стариков и детей, должны были быть выселены. Их собрали в вагоны для скота по 40–50 человек и отправили в Сибирь.
Калмыцкая АССР была ликвидирована, а ее территория поделена между Астраханской областью и другими регионами. Так началась тотальная депортация этноса – операция "Улусы".
Первым этапом депортировали порядка 93 тысяч человек. В январе 1944 года к ним присоединилась еще тысяча, а позднее – отозванные из действующей армии военные – в общей сложности около 6 тыс. человек.
Согласно официальной формулировке, выселение стало наказанием калмыкам за "сотрудничество с врагом во время Великой Отечественной войны". Это было типичным обвинением для всех народов, подвергшихся в сталинские годы насильственному переселению.
Опробованный ранее механизм депортации карачаевцев в вагонах для перевозки скота на этот раз должны были испытать калмыки – они стали очередным народом в СССР, в отношении которого было проведено тотальное выселение.
Операцию проводили сотрудники НКВД и отозванные с фронта военные. По воспоминаниям очевидцев, высылка проходила в "нечеловеческих условиях" и жестокими методами. На сборы выделяли пару часов, в некоторых случаях – несколько минут. Людям не говорили, куда именно их везут, сколько дней они будут в пути.
По данным исследователя депортаций СССР Николая Бугая, на основе официальных документов, только за три недели следования эшелонов – с 28 декабря 1943 по 22 января 1944 годов умерло более полутора тысяч калмыков, большая часть из них – старики и дети.
Согласно исследованиям калмыцких историков, смертность за все тринадцать лет жизни на чужбине была настолько сокрушительной, что ее последствия народ испытывает спустя десятки лет.
Отличительной особенностью депортации калмыков стало расселение по всей территории Сибири: от Тюмени до Сахалина, от Ямала до Красноярска. Лишь очень немногие попали в Казахстан и Киргизию. Власти предпринимали меры, чтобы представители этноса не проживали компактно и не помогали друг другу.
Невыносимые социально-бытовые условия, голод и отсутствие жилья стали причинами болезней и массовой гибели людей в первые годы переселения.
Усугубляло трагедию и неприязненное отношение местного населения к переселенцам – они рассматривались ими как "предатели Родины" и "людоеды", что усложняло возможность для "обживания" на новых местах.
Табуированная тема
Традиционно в этот день в столице республики Элисте у памятника депортации "Исход и возвращение", установленном в 1996 году, проходит день поминания жертв депортации.
Десятилетиями об этом периоде истории запрещалось говорить, рассказывает общественный деятель из Калмыкии Эдуард Балтыков. Перестройка 80-х годов и развал Советского Союза позволили научной и общественной интеллигенции начать сбор информации, публиковать работы и воспоминания переживших трагедию, говорит он. Члены семьи Балтыкова были также депортированы.
– Эдуард, как вы сегодня воспринимаете те события?
– Депортация для меня – это колоссальная несправедливость, за которую хочется мстить всем, кто был в ней виновен, до тех пор, пока не будут названы и преданы суду, пусть даже посмертно, все эти люди поименно и государственная система.
– Что вас больше всего поражает в истории депортации сегодня?
– Абсолютная бессмысленность, несправедливость, жестокость по отношению к совершенно невинным людям, особенно к детям. Большинство из них умерли в холоде в неприспособленных вагонах для скота. Это была лютая зима 1943 года, людей подняли ранним утром. Не разрешали взять с собой ничего необходимого для дальней дороги. Многие поехали буквально в чем были, не взяв даже минимум вещей и продуктов. Они умерли раньше всех.
Нас воспитывали в ненависти к фашизму и всем его проявлениям, в поклонении к подвигам бойцов Красной армии и всему, что она совершала в годы войны. И вдруг в 90-х годах прошлого века выясняется, что эта самая Красная армия и все руководство Советского Союза, начиная со Сталина, поступили как самые настоящие фашисты по отношению ко всему твоему народу. Без разбора.
– Как воспринимают депортацию молодые калмыки?
– Об этом я могу судить только опосредованно – это поколение моих детей. Они, в отличие от моего поколения, изучали это в школе на уроках истории: писали сочинения со слов своих бабушек и дедушек на уроках обществоведения, обсуждали открыто. Дети 90-х и 2000-х росли с полным пониманием этого с самого детства. Поэтому, возможно, для них не было такого шока, как для нас – советских детей, выросших в 70-х-80-х годах.
– Насколько верно утверждение, что все это "осталось в истории" и не стоит ворошить прошлое?
– Я с этим абсолютно не согласен. Для всего нашего народа депортация в Сибирь – незаживающая рана. Это коснулось всех и каждого в отдельности. И, самое главное, никто за это злодеяние до сих пор не наказан. Не были принесены публично извинения на государственном уровне ни одним деятелем, чиновником, включая президента России.
Кроме того, до сих пор не возвращены в состав Калмыкии два района – практически треть всей территории, которая была передана в состав Астраханской области во время депортации. И это самые лучшие земли. На них в том числе находятся калмыцкие святыни: единственный сохранившийся буддийский хурул (Хошеутовский хурул. – Прим.ред.) и гора Богдо, имеющая сакральное значение для калмыцкого народа.
– Как депортация сказалась на вас лично, вашей семье? Вы ощущали на себе последствия этой трагедии?
– Как я уже говорил, когда я рос, то не понимал и не знал, что мой народ был депортирован. Мой дедушка был репрессирован еще до депортации – в 1937 году. Он был трехкратным абсолютным чемпионом по калмыцкой национальной борьбе с 1935 по 1937 годов в рамках Спартакиады народов СССР, независимым и очень сильным человеком. А всех людей, которые в тот период чем-то выделялись, всю интеллигенцию истребляли превентивно.
Бабушка умерла в Сибири из-за невыносимых условий жизни. Ей приходилось "тянуть" одной детей, при этом по приезде их просто выкинули на каком-то полустанке в Новосибирской области. Им негде было жить, местные их не пускали к себе в избы, и они копали практически голыми руками в лесу себе землянку. Еды тоже не было – они питались чем придется. Папа пошел в школу в 12 лет, потому что ему нечего было носить.
При этом тема депортации была сильно табуирована в советское время. Папа не объяснял мне почему они жили в Сибири и что случилось со всем народом. Также он ничего не говорил о своем отце – моем деде – Балтыке Инджиеве.
Но именно это и ощущалось как последствия. Я понимал, что мой папа и остальные мои родственники что-то недоговаривают. Была какая-то тайна, взрослые между собой переглядывались и шептались, когда вспоминали жизнь в Сибири. По сути никаких деталей ни папа, ни его сестра – моя тетя – мне не рассказывали в моем детстве и юности.
– Влияет ли историческая память о депортации на вашу политическую позицию?
– Безусловно. С тех пор, как я узнал о депортации и своем репрессированном деде, это в корне изменило мое отношение ко всему советскому периоду истории этой страны.
В детстве и юности я был активным пионером и комсомольцем до 1991 года. Когда была раскрыта вся правда о репрессиях, вышел закон "О реабилитации репрессированных народов", отца приглашали в КГБ Калмыкии и дали возможность ознакомиться с делом моего деда. Мне он тогда ничего не рассказал, но был крайне взволнован и расстроен. Я уже в 2021 году сам побывал в ФСБ и тоже ознакомился с этим делом.
Моя политическая позиция предельно проста и понятна: ФСБ, как наследница КГБ, должна полностью открыть все архивы и принести публичные извинения калмыцкому народу и всем репрессированным народам.
Все фамилии и должности людей, ответственных за депортацию, должны быть преданы огласке и публично осуждены по принципу Нюрнбергского трибунала. Должен быть особый трибунал по этим людям и по всей системе КГБ. В свое время в 90-х годах Ельцин и его администрация не стали этого делать или побоялись. Но до тех пор, пока это не будет сделано, "пепел Клааса будет стучать в мое сердце" и сердца всех калмыков (напоминание о погибших и призыв к их отмщению. – Прим.ред.).
Полноценная реабилитация
В марте 1956 года власти СССР отменили режим спецпереселенцев, и депортированым народам разрешили перемещаться между населенными пунктами и областями. Однако людям было запрещено возвращаться в места, где они проживали раньше.
В январе 1957 года власти объявили о восстановлении автономии калмыцкого народа и разрешили вернуться на родину. В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков наряду с другими репрессированными народами "варварской акцией сталинского режима" и "тягчайшим преступлением". В дальнейшем был принят ряд законов о возмещении ущерба калмыкам.
Закон "О реабилитации репрессированных народов" 1991 года признал репрессии народов СССР актом геноцида. Однако часть земель, отошедших к соседним областям, так и не возвращены в состав Калмыкии.
- С момента депортации и до апреля 1946 года умерло 14 343 умерших калмыцких поселенца. По разным данным, из 97-98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек.
- Калмыки – потомки западных монголов-ойратов, которые мигрировали с исторической родины из-за конфликтов с племенами в Китае. Переселившись в Россию в начале XVII века, к середине столетия они сумели образовать Калмыцкое ханство, которое состояло из четырех улусов, отличавшихся по этническому признаку: дербэты, торгуты, хошуты, чоросы. Во второй половине XVIII века Калмыцкое ханство было упразднено. Часть калмыков ушли на территорию, которая относилась в то время к Китаю. Оставшиеся калмыки начали вести оседлый образ жизни. Некоторые из них входили в состав уральского, оренбург ского и терского казачества.
- После реабилитации в 1957 году калмыкам было разрешено вернуться на родину, но границы республики изменились, и часть территории довоенной Калмыкии осталась в составе Астраханской области. В 2007 году суд признал земли астраханскими, но калмыцкие власти продолжают оспаривать это решение, и на картах, которые используют кадастровые инженеры, часть земель относится к Калмыкии.
- В Советском Союзе депортациям подверглись миллионы людей, однако тотальному выселению по этническому признаку подверглись 11 этносов: немцы, поляки, финны-ингерманландцы, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы, калмыки и корейцы.
- Ранее сайт Кавказ.Реалии писал, что новый школьный учебник по истории России вызвал негодование у педагогов и историков. Помимо новых разделов о почти 25-летнем правлении Владимира Путина и причинах начала "специальной военной операции", как называют власти вторжение в Украину, в книге изменили целые главы. Одна из них – глава о депортации. В ней утверждается, что основанием для сталинских депортаций народов были якобы "факты их сотрудничества с оккупационными войсками гитлеровской Германии. Текст о репрессированных народах включен в учебнике в пункт "Пособники оккупантов". После возмущения ряда общественных и государственных деятелей глава учебника была переписана.