Три студентки из Омска написали доносы на преподавателя кафедры "Менеджмент и сервис" ОмГТУ Дмитрия Рудакова. Они обвинили его в "политической агитации" на лекциях, "навязывании отрицательного отношения к стране и городу". Рудаков был уволен по статье "Аморальный проступок". Сам он уверен, что лишился работы из-за публикации антивоенных постов в соцсетях. А к доносам вузу пришлось прибегнуть, потому что ни по какой другой статье расторгнуть с ним контракт не получилось.
24 февраля на странице Дмитрия Рудакова в ВК появился антивоенный пост, который начинался словами "Мне стыдно за свою страну. Я против войны...", а 25 февраля в кабинете заведующей кафедры "Менеджмент и сервис" Елены Яковлевой с преподавателем провел "допрос-беседу" сотрудник ФСБ.
– Я предполагал, что после разговора с сотрудником ФСБ, открыто угрожавшим мне, что работать в вузе я не буду, могут последовать какие-то провокации. Например, заставят студентов-должников написать заявления о том, что я брал деньги за сдачу зачетов и экзаменов. Но я представить не мог, что будут использованы доносы. 21 апреля я узнал, что в марте на меня написали заявления три студентки, и 4 апреля уже был готов приказ о моем увольнении. Ознакомили меня с ним сразу, как я вышел с больничного, – объясняет Рудаков.
Сами заявления преподавателю не показали, сославшись на то, что в акте служебного расследования "все есть". В документе действительно можно найти краткий пересказ доносов. Вот лишь несколько цитат: "Рудаков вместо проведения курса лекций и практик, предусмотренных учебными планами, большую часть времени вел беседы на тему своей крайней политической позиции", "…использует элементы политической агитации, оказывает влияние на принятие студентами антироссийской политической позиции", а также "активно выступает против патриотизма… размещает в соцсетях антироссийские новости"; "преподаватель Рудаков высказывает в процессе занятий свои личные негативные политические взгляды… навязывая их студентам".
Внесла свою лепту в увольнение Рудакова и завкафедрой Елена Яковлева. В служебной записке она, в частности, приписывает ему следующее высказывание во время лекций: "уехал бы в США, но остался посмотреть, как развалится ОмГТУ и Россия".
Акт служебного расследования завершается выводом, к которому пришли члены комиссии: "совершенный Рудаковым Д.В. на работе… проступок, выраженный в принуждении обучающихся к принятию антироссийских политических убеждений и позиций… навязывании студентам своего отрицательного отношения к городу, стране и ОмГТУ… обоснованно следует квалифицировать как аморальный".
Одна из студенток, написавших жалобу на Дмитрия Рудакова, согласилась поговорить с Сибирь.Реалии, но попросила не называть ее имя и фамилию:
– Решение было мое. Многие студенты и преподаватели жаловались. Давно надо было это сделать, так как преподаватель Рудаков на парах делал упор на политические темы, а не на выдачу материала по дисциплине, акцентировал внимание на том, что в Канаде, США лучше всего на свете, нашего президента презирал и тому подобное. Он говорил, что отправит нас развивать США, а наша страна развалится. Нашего мнения он никогда не спрашивал. Также он на каждой паре говорил про то, что ОмГТУ скоро конец, и он не уедет из страны, пока не увидит разруху страны и универа. В общем, ужас полный. Считаю, что преподаватели должны подавать пример своим поведением, мотивировать, а не говорить гадости про место, где учатся студенты. Цель универа, по моему мнению, – научить, дать знания, образование. Для политических высказываний есть другие, более подходящие места.
– Но, например, в Уральском университете (УрФУ) вполне официально проводятся лекции на тему: "Украина и проблема отношений Россия – НАТО".
– Я не хочу вникать в политические игры. Если такие лекции в рамках закона и согласованы с руководством универа, то имеют место быть. Просто хочу, чтобы все было тихо-мирно.
– Дмитрий Рудаков с этого семестра уже не ведет у вас пары. Почему вы решили пожаловаться на него именно сейчас?
– Написала заявление, когда позвала замкафедры. Я бы и так написала, но не знала, куда и к кому обращаться. А тут помогли, так сказать. Нас было двое из группы, кто написал заявления. Одногруппники в курсе. Думаю, они написали бы точно так же.
– Вы были готовы к тому, что на основании этих заявлений с ним расторгнут контракт?
– Да. Писала за группу нашу, так как являюсь старостой. Считаю, что Рудакова уволили заслуженно. Может быть, у него и есть какие-то профессиональные знания, но нам он этого не показал.
– Сейчас из-за подобных заявлений в России увольняют школьных учителей и преподавателей вузов, в основном за антивоенную позицию. Кто-то называет их доносами. Что вы думаете о таком определении?
– В заявлении же я писала не только про его взгляды, а про "профессиональную непригодность". Не мне судить, но думаю, что нужно на парах учить тому предмету, который закреплен за преподавателем, а не рассуждать на другие темы. Меня больше волновало, что мы не получим знания. Нет особой разницы: пусть одни считают, что это донос, другие – что заявление. Мне важно получить достойное образование. А о политике и так все кругом говорят. Зачем каждого слушать и принимать близко к сердцу?
– Почему вы, если все были недовольны, не написали коллективное обращение?
– Не знали, что так можно.
У Оксаны (по просьбе студентки имя изменено) Дмитрий Рудаков в этом семестре читал курс "Конструкция инженерных систем и оборудование гражданских зданий". Она считает, что обвинения в адрес Рудакова – "солянка из придуманных фактов".
– Когда Дмитрий Витальевич начал у нас преподавать в январе 2022 года, то высказывался на какие-то темы политические. Именно высказывался, кратко, между делом, а не подменял лекции политической агитацией. Но довольно быстро он перестал это делать. Позже были только какие-то минутные вставки во время лекций с его стороны – классический молодежный стеб на тему экономической или политической ситуации. Проскальзывали какие-то шутки в отношении политеха, но Дмитрий Витальевич точно ничего не говорил про то, что ждет, когда развалятся вуз или страна.
Не всем было близко его чувство юмора, но потом мы привыкли к тому, как он шутит.
Странно говорить о том, что Дмитрий Витальевич мог что-то кому-то навязать. В 18–19 лет у человека уже сформировано мировоззрение. Преподавателю, с которым ты видишься на парах раз в две недели, разрушить его крайне сложно. Также я не слышала, чтобы он когда-либо говорил на парах о своих коллегах, тем более обсуждал их.
Как преподаватель он компетентен, материал доносит доступно. Я не знаю, как его манеру преподавать и общаться со студентами могли приравнять к аморальному проступку?
Со слов Оксаны известно, что еще в феврале заведующая кафедрой Елена Яковлева пыталась выяснить, как студенты относятся к Рудакову:
– Она заглянула к нам на паре и вызвала одного парня. Потом он нам рассказал, что ее интересовало, как Дмитрий Витальевич ведет пары, как докладывает материал, о чем рассказывает на лекциях. С какой целью она спрашивала, непонятно, но тот ответил, что все нормально.
Другие студенты, к которым мы обратились за комментариями, сообщения в ВК проигнорировали. Один признался, что разговаривать не будет, поскольку боится отчисления.
Ирина Красько училась в ОмГТУ на заочном отделении. Рудаков не только читал в ее группе лекции по ряду предметов, но и стал научным руководителем. Защита диплома состоялась в июне 2021 года.
– Я, когда узнала, аж ужаснулась: кто придумал такое? Монстра какого-то сделали из Дмитрия Рудакова! А он – мегапреподаватель и, наверное, самый адекватный из всех педагогов за время нашей учебы.
Дмитрий Витальевич очень увлечен своей работой! Когда мы пришли к нему на первом курсе, он сразу дал нам номер мобильного и ссылку на свой ВК. Сказал: если что, обращайтесь. Он был открыт для общения, всегда помогал – и с заданиями, и с рефератами, и с курсовыми, сложные вещи объяснял простым языком. Он знал, как нас заинтересовать, вовлечь в обсуждение, давал возможность высказать свое мнение. Например, рассказывает про какое-то предприятие, которое испытывает экономические проблемы, и тут же предлагает нам представить, что делали бы мы, если были бы антикризисными управляющими.
Менеджмент – это управление. Мы же не можем, говоря об управлении предприятием или страной, сосредотачиваться только на одних плюсах. Везде есть какие-то слабые места, минусы. Мы обсуждали какие-то управленческие подходы, которые практикуются в России, в Казахстане, потому что у нас в группе была студентка из Казахстана. Но все это сугубо в рамках предмета. Но чтобы он говорил про плохую Россию, про вуз, про то, что собирается уехать, но задержался посмотреть, как все рухнет, – это бред. Не было такого. Да, у него есть своя позиция, как и у каждого из нас. Другие преподаватели ведь тоже касались политики, если этого требовала тема.
Дмитрий Рудаков вел себя корректно и по отношению к нам, и по отношению к другим преподавателям. Мне всегда казалось, что на кафедре он – на хорошем счету.
Когда мы выбирали, с кем писать выпускную квалификационную работу, то к Рудакову записалось больше студентов, чем он мог взять. Не помню уже, как выбирали, но мне повезло – я попала к Дмитрию Витальевичу. Никогда не навязывал он мне свое видение. Мог указать на ошибки в курсовых и дипломной, порекомендовать, направить, подсказывал, где посмотреть информацию. Я теряюсь в догадках, почему девочки могли такое написать. – говорит Ирина.
Виктория Гужева – выпускница ОмГТУ 2021 года, учившаяся заочно. Дмитрий Рудаков вел в ее группе несколько дисциплин:
– Узнала об увольнении Дмитрия Рудакова от одногруппницы. Я удивлена, для меня все это выглядит как абсурд. Абсурд, что он кому-то в университете навязывал свое мнение. На практиках он разбирал примеры из жизни, учил нас мыслить креативно. Дмитрий Витальевич покорил меня своей отзывчивостью и человечностью. Можно было и в ВК написать, и в вотсап, и на кафедре обратиться. И всегда он и объяснит, и подскажет.
Если у человека есть личная страница в соцсети и ее не заблокировала сама соцсеть, не увидела в его постах нарушений, значит, он имеет право высказывать свои политические взгляды. Если на его страницу подписаны студенты или преподаватели, которым не нравится его мнение, они могут отписаться. На то она и личная страница. Я живу не в России, но если будет возможность онлайн-подключения, я готова выступить в суде в защиту Дмитрия Витальевича. – говорит Виктория.
Выпускник факультета экономики, сервиса и управления ОмГТУ 2021 года Александр Батищев называет обвинения в адрес Рудакова "клеветой".
– Свою учебную программу он знает прекрасно, ведет прекрасно. Если Дмитрий Витальевич что-то и говорил, то это было в форме мнения. И это было не так радикально, как описывают студентки. Я не припомню, чтобы он высказывался в таком ключе, что все ужасно, президент и правительство плохие. Но он мог касаться каких-то проблем в политическом менеджменте, и то не критиковал, а делал конструктивные замечания.
Ни о какой политической агитации речи на лекциях и практиках вообще не шло.
Если вдруг возникает личная неприязнь к педагогу, можно к любому слову придраться. А Рудаков – не такой преподаватель, который механически читает лекцию. Он подавал материал нестандартно, приводил много примеров, цитат, но не отвлеченных, а связанных с его предметами – менеджментом, креативным менеджментом. Кто-то мог считать его странным. Меня, наоборот, такой подход всегда вдохновлял. Один такой преподаватель стоит нескольких рядовых педагогов. Он выделяется своим интеллектом и нестандартным подходом, однако администрации ОмГТУ это не совсем нравится, как и публичное выражение преподавателями своего мнения на личных страницах в соцсетях. – говорит Александр.
Дмитрий Рудаков работает в ОмГТУ 17 лет. За это время у него не было ни одного выговора или замечания, только благодарности от вуза.
– Я считаю, что это доносы в их классическом виде, – говорит Дмитрий, – Такое уже было в сталинские времена. Среди доносчиков сильно развито чувство приспособленчества, но они плохо знают историю, видимо: сколько ни приспосабливайся, ты тоже можешь попасть в жернова репрессий. Сегодня эта студентка отписалась, угробила карьеру преподавателя, завтра придет следующая, ей тоже кто-то не понравится, она еще что-то придумает, но уже пожестче.
Я веду несколько курсов – от менеджмента и логистики до конструкции инженерных систем. На занятиях стараюсь предложить студентам разные точки зрения. Политических тем мы не касаемся, но, когда обсуждаем урбанистику, экономику и даже придомовые парковки, нам не уйти от сравнения России с другими странами.
В конце семестров я раздаю студентам анкеты для обратной связи, чтобы узнать их мнение и устранить недочеты, если им что-то не понравилось или показалось непонятным. Это нужно, чтобы совершенствовать курсы.
Сейчас в России говорят о том, как плохо на Украине, в Европе, в Америке. Своей повестки нет. Позитив у нас найти сложно, а негативные примеры, как выясняется, приводить нельзя. Но мы же говорим не про то, что в нашей стране плохо, а указываем на недостатки, которые можно исправить, чтобы стало лучше всем.
Кто-то поддерживает политику президента, кто-то не поддерживает, но за другое мнение человека нельзя увольнять, штрафовать, сажать, как это делают у нас.
Фраза про то, что я собираюсь уехать, но хочу посмотреть, как развалится Россия, была просто вырвана из контекста. Я объяснял студентам, что любая система при отсутствии грамотного менеджмента и обратной связи накапливает противоречия, становится нежизнеспособной и разваливается.
Я не люблю, когда меня обвиняют в непатриотизме. Я как раз патриот, но не в том смысле, который вкладывается в это слово сегодня. То, что мы видим в России, – это казенный патриотизм, который, кстати, легко продается и покупается. Истинный патриот – как раз тот, кто болеет за свою родину, переживает за будущее страны, видит недостатки и старается их исправить, тратя на это свои возможности, силы, энергию.
Я буду через суд оспаривать статью, по которой меня уволили. Никто же не подумает, что ты совершил аморальный поступок, сравнив экономику России и США. У людей первым делом совсем другая мысль в голове мелькнет. Также я попробую восстановиться на работе, потому что считаю свое увольнение несправедливым, – говорит Дмитрий Рудаков.
За комментариями мы обратились к заведующей кафедрой Елене Яковлевой. Однако она положила трубку сразу же, как услышала фамилию Рудакова. Председатель комиссии, проводившей служебное расследование, проректор по правовым вопросам Елена Ровкина, как сообщили в приемной, находится в отпуске.
Юрист Анастасия Васильева считает, что у Дмитрия Рудакова есть все шансы выиграть суд:
– Аморальный проступок связан с нарушением норм морали. Это может быть нахождение в состоянии опьянения, нецензурная брань, поведение, унижающее человеческое достоинство, применение насилия и тому подобное. Но Дмитрия, по сути, уволили за наличие своего мнения, которое кто-то не разделяет, за позицию, которая не совпадает с общепринятой позицией в нашей стремящейся к единомыслию стране. Нашли статью, которая допускает широкое толкование, в отличие, допустим, от статьи о дисциплинарном проступке, где все четко прописано, и использовали ее в качестве репрессивного инструмента. Уволенный по такой статье преподаватель будет на всю жизнь заклеймен и уже никогда не сможет устроиться на работу в сфере образования.
Право иметь свое мнение и его высказывать у нас закреплено в Конституции и в трудовом кодексе. Нельзя за это дискриминировать человека. Тот факт, что Дмитрий говорил о каких-то проблемах, не означает, что он относился отрицательно к Омску или к России. Ученый должен уметь находить, формулировать и решать проблемы. Если он преподает, он должен обучить этому и своих студентов. И потом, транслировать мнение – не значит его навязывать. Рудаков же не принуждал никого думать так, как он, не грозил, скажем, снизить оценку, если кто-то откажется принять его взгляды.
Есть в юриспруденции такое понятие: общеизвестные истины доказыванию не подлежат. Но мы дошли до того, что простые и всем понятные вещи нужно доказывать.
Это, на самом деле, жутко. Речь идет о высшем учебном заведении, где люди должны оттачивать навыки критического мышления, учиться задавать вопросы и находить ответы на них. А у нас акцент смещается с того "почему это произошло и как так получилось" на человека, который говорит об этом. Если вузы "вычищать" от таких преподавателей, чему научатся студенты? Кого мы воспитаем? Не слишком умных, зато лояльных линии партии подхалимов? – говорит Анастасия.
Между тем Россию охватила эпидемия доносительства. Бдительные граждане сообщают в полицию о тех, кто так или иначе осуждает российскую агрессию и сочувствует Украине. Доносы поступают в "компетентные органы" по самым неожиданным поводам: за просьбу убрать букву Z в общественных заведениях или транспорте, за надпись "нет войне" на снегу", за "непатриотичные" высказывания преподавателей на лекциях, за использование желто-синих цветов украинского флага при покраске забора и за любые другие даже малейшие проявления нелояльности.
За последнее время сообщения о подобных случаях приходили из Пскова, Улан-Удэ, Красноярска, Петрозаводска и целого ряда других российских городов.
Власти России заблокировали наш сайт. Чтобы продолжить читать публикации Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш телеграм-канал. Установите приложение Радио Свобода в App Store или в Google Play – в нём доступны все материалы наших сайтов, туда уже встроен VPN. Оставайтесь с нами!