Ссылки для упрощенного доступа

"Вас не велено пускать". Актеров драмтеатра Бурятии лишают ролей за поддержку коллеги, снявшего Z-баннеры


Постановка драмтеатра Бестужева
Постановка драмтеатра Бестужева

3 апреля ТГ-канал журнала "Театр" сообщил, что худрук Государственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева в Улан-Удэ Вячеслав Дьяченко запретил приходить в театр артистам, поддержавшим своего коллегу Артура Шувалова. 29 марта в Улан-Удэ Шувалов вскрыл себе вены на сцене после спектакля. Он заявил, что весь год после начала войны с Украиной на него оказывали давление и пытались уволить из-за актерских протестов против увольнения художественного руководителя театра Сергея Левицкого, публично выступившего против войны. В произошедшем разбирались Сибирь.Реалии.

Сергей Левицкий на репетициях драмтеатра Бурятии
Сергей Левицкий на репетициях драмтеатра Бурятии
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

Жители Бурятии создали петицию за увольнение директора драмтеатра имени Бестужева в Улан-Удэ Натальи Светозаровой и худрука Вячеслава Дьяченко после того, как актер Артур Шувалов попытался покончить с собой на сцене.

Авторы обращения обвинили руководство театра в создании нездоровой атмосферы в труппе. Они также напомнили, что Дьяченко называл бурятских зрителей "глупыми и не любящими умную режиссуру". Местные театралы также утверждают, что из-за "иногородних руководителей" интерес к постановкам труппы снизился – это угрожает существованию театра.

На момент публикации обращение подписали 799 человек. Оно адресовано главе Бурятии Алексею Цыденову и министру культуры республики Соелме Дагаевой.

В интервью Сибирь.Реалии актеры театра Бестужева также рассказали о давлении и попытках уволить тех сотрудников театра, кто высказывался против войны и Z-пропаганды.

Собеседники говорят, что российские театры уже превратили в "рупор военной пропаганды", некоторые из них уже решили сменить работу, чтобы не играть в постановках "по разнарядке государства". Новый худрук театра Вячеслав Дьяченко, яро поддерживающий войну против Украины, до этого открыто сравнил актеров с "представителями древнейшей профессии" и объявил, что намерен ставить спектакли "попроще и попонятнее обычным людям".

Сергей Левицкий и актеры драмтеатра Бурятии на репетициях
Сергей Левицкий и актеры драмтеатра Бурятии на репетициях

"Как можно так довести артистов"

Угрожать увольнением Артуру Шувалову и другим актерам театра директор и новый худрук начали после их требования вернуть художественного руководителя театра Сергея Левицкого, которого год назад сняли с должности за антивоенную позицию. Давление усилилось после того, как актеры сняли плакаты с буквой Z со здания театра. Они писали жалобы на нового худрука Вячеслава Дьяченко и обращались в СМИ. Это не помогло.

Актер драмтеатра Бестужева Артур Шувалов
Актер драмтеатра Бестужева Артур Шувалов

"На протяжении года меня пытаются уволить из этого театра, меня унижают, лишают работы, денег. Сегодня подписали заявление, уволив мою жену Светлану Полянскую (актриса того же театра. – СР). Я не хочу с этим мириться. Но у меня больше нет сил и больше нет выбора. Я не хочу слушать то, что артисты сродни представителям древней профессии. И я считаю, что наш зритель достоин умной режиссуры, а не так, как говорит наш художественный руководитель. Простите, пожалуйста, еще раз меня. Я устал. У меня нет больше выбора. Я хочу сказать всего одно: Вячеслав Михайлович Дьяченко, Наталья Николаевна Светозарова (директор театра. – Прим. ред.) – эти люди виноваты в моей смерти", – заявил Артур Шувалов со сцены, когда актеры вышли на поклон после выступления.

После этого актер перерезал себе запястья канцелярским ножом. Часть зрителей в зале сначала решила, что это часть постановки.

– Мы подумали, что все так задумано. Но потом я увидела в его руке канцелярский нож, кровь полилась. Я очень испугалась. До сих пор в шоке. Как можно так довести артистов, что они готовы на такое! – рассказала зрительница спектакля Елена Цыбиктарова.

После инцидента на сцене 29 марта в правительстве Бурятии заявили, что обстоятельства происшествия выясняются, "в частности события, предшествующие сегодняшнему событию". Прокуратура Бурятии объявила, что начала проверку после инцидента с Артуром Шуваловым.

Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева заявила, что после происшествия Шувалов заходил в театр переодеться. По ее мнению, его здоровью ничего не угрожает. Сам Шувалов пояснил, что больница находится возле театра и как только ему зашили руку, он отнес в театр реквизит – костюм своего персонажа, а после вернулся в больницу.

По словам министра, жена Шувалова написала заявление об увольнении сама, хотя ей давали возможность его забрать. "Добавлю, что артист на днях отказался участвовать в организации концерта перед ранеными в госпитале, в прошлом году сорвал флаг с буквой Z у театра", – заявила Дагаева.

Об артистах, позволяющих себе подобное "либерастичное поведение", новый худрук театра Дьяченко писал у себя в соцсетях еще в феврале:

"Часто в соцсетях вижу призыв- Для Победы в СВО нам нужна СПЕЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ОПЕРАЦИЯ. И приводится много примеров либерастического поведения т.н деятелей культуры.
Вот например- в театре N решают поздравить с наступающим праздником, Днём защитника Отечества, находящихся на лечении в госпитале, военных. И начинается среди артистов- я не могу у меня личные дела, я уволюсь, я возьму больничный, у меня нет номера для показа и т.д. Хотя это входит в обязанности артиста, как сотрудника государственного учреждения культуры. А у меня одно- что в головах у этих людей, которые ищут причины, что бы не поздравить наших Воинов! И это не единичный случай в этом театре N. Им позиция по СВО не позволяет выступать перед военными.

Лет 30-40 назад было честью участвовать в военно-шефских концертах. Мы за ночь делали концертные номера! Что же произошло? Думают, что это круто быть "заукраинцем" за государственный счёт! Не все же могут себе позволить высказываться из заграницы, но в тихую им подыгрывать могут. Типа - а не поеду я поздравлять военных! Попутно трындя о высоком искуссте, великой режиссуре, своей гениальности, создавая разрушительные, антипатриотические секты и вовлекая в них молодёжь. Которая может сказать: Я не буду читать стихи если где-то рядом будет изображение буквы Z.

Думаю - гнать надо таких артистов из театра! Или закрывать этот театр.

PS. Но есть в театре N те, кто готов ехать с концертами в воинские части и в зону СВО! Этим и выстоим! Поэтому победим!"

Свою провластную и подчеркнуто милитаристскую позицию худрук демонстрирует открыто и соответственно с ней строит свои взаимоотношения с актерской труппой.

В театре преследуют всех актеров, протестовавших против увольнения Левицкого.

Актриса драмтеатра Бестужева Светлана Полянская
Актриса драмтеатра Бестужева Светлана Полянская

– Вообще, на нас всех начались гонения, когда мы поддержали Сережу [Сергея Левицкого], – говорит недавно уволенная из драмтеатра актриса Светлана Полянская. – Хотя это, мне кажется, логично, что труппа поддерживает любимого руководителя, когда его незаконно снимают, объясняя это тем, что якобы причина в том, что труппа неполноценно занята и никакой политической подоплеки в этом увольнении нет. Хотя вся труппа пахала, в крайнем случае старшее поколение по состоянию здоровья отказывалось от ролей, так было с одной актрисой – она отказалась от главной роли, потому что ей было тяжело уже. И как только кто-то из нас позволял себе слова в поддержку уволенного, как тут же следовали санкции. Так было с Настей Турушевой и Вовой Бартошевичем – спустя три дня после увольнения Сережи как раз в День театра 24 марта, мы знали об этом заранее, им должны были вручить звание заслуженных артистов Республики Бурятия. Не вручили. А нам так и сказали: "Это наказание вам". В итоге Вова получил заслуженного артиста только в конце сезона, когда уезжал в Москву, а Настя до сих пор без звания.

Запрет на вручение званий, лишение премий далеко не самые серьезные санкции, которые применяло руководство театра, рассказывает Полянская: начиная с июня, Шувалова сняли со всех спектаклей, в которых он был занят, и даже запретили задействовать его приглашенному режиссеру, который собирался задействовать в новогодней постановке именно Артура. При этом руководство театра было в курсе, что у Шувалова было диагностировано онкологическое заболевание, ему провели химиотерапию, а в 2022 году назначили операцию по удалению новой опухоли, доброкачественной.

После снятия Шувалова руководству театра пришлось закрыть больше половины постановок и вернуть зрителям деньги за билеты.

– К лету билеты были раскуплены вплоть до декабря – все деньги пришлось зрителям вернуть. Из 7 спектаклей, поставленных Сергеем, оставили буквально 2–3. Закрыли самые "острые" – к примеру, "Де жа вю", постановку о политических репрессиях. В качестве "антикризисной меры" худрук два месяца ставил новый спектакль "Живой товар", который, как оказалось, был полным переносом чужой постановки из театра имени Джигарханяна, в котором ранее Дьяченко числился заведующим. Прямо полное копирование – с московскими артистами, – рассказал Шувалов. – Мало того, что для "переноса" два месяца работы – это сверхмного, месяца – за глаза хватит, это своего рода признание театра в своей несостоятельности. Такой спектакль нельзя номинировать на премию, гастролировать с ним по другим городам. При этом в нем зачем-то задействовали оба состава труппы, в итоге лишив возможности ставить новый спектакаль или показывать часть текущих. К слову, номинантов и победителей многих конкурсов, в том числе "Золотой маски", то есть постановок со знаком качества.

Собеседники из числа бывших сотрудников театра отмечают, что в опале оказались одни из самых талантливых актеров театра.

– Знаю, что они все талантливые, трудолюбивые и хорошие актёры, а вот новое руководство, видимо, нет, – говорит бывшая актриса драмтеатра Бестужева Кристина Войцеховская. – Как же больно видеть смерть всего того, что они делали, создавали своими силами, своим талантом. На что не жалели сил, вдохновения и времени.

То, что делал Сергей Левицкий, в которого верили и верят ребята, в которого верим и мы... Артур Шувалов, Владимир Барташевич, Аюр Доржиев, Светлана Полянская, Анастасия Турушева, Лиза Михайлова, Алена Байбородина, Лиана Щетилина – разделяю боль ребят. Желаю им все выдержать, самосохраниться, сохранить свой талант и любовь внутри, выжить и выдержать! Я в это верю, – говорит Кристина.

За год из театра "добровольно' ушли с десяток сотрудников, говорит Полянская.

– Ушли те, кто не смог идти на компромиссы. Пришёл и мой черёд, наблюдать это уже нет сил, – говорила актриса.

"Если увидим хоть какую-то букву [V и Z], в театр не зайдем"

Ситуация усугубилась в мае, когда в драмтеатр должна была приехать эксперт "Золотой маски".

– В мае наш спектакль "Изнанка" (постановка Левицкого) должны были отсматривать эксперты "Золотой маски", – рассказывает Светлана Полянская. – Накануне они к нам пришли, нас всех собрали директор Наталья Николаевна Светозарова, и. о. худрука на тот момент Маркина Лилия Николаевна. Эксперт "Золотой маски" сказал: "Если по периметру увидим хоть какую-то букву [имеются в виду V и Z – символы поддержки "СВО"], в театр не зайдем". Театральная площадь к тому моменту была украшена баннерами в честь годовщины победы в Великой Отечественной, георгиевские ленты повсюду. И сбоку висели баннеры, которые повесила, как я понимаю, администрация Октябрьского района – с этими буквами, со всей этой символикой.

Мы понимали, что стоит на кону. Артур ради показа спектакля даже перенес дату своей операции – у него тогда опухоль в забрюшинном пространстве выросла уже размером с кулак, и он специально просил хирургов перенести, хотя у него уже отекали сильно ноги, отекали руки, отдышка, ему было трудно ходить, у него сердце работало на износ, так как опухоль вену передавливала. Он перенес эту операцию ради спектакля, возможности показать его экспертам крутейшего фестиваля России, это важно для престижа театра. В итоге замдиректора по постановочной части, Артур, звукооператоры пошли, взяли стремянку под ответственность и. о. худрука и сняли эти баннеры (никто их не рвал, хотя в пропагандистских местных пабликах написали, что Артур якобы рвал флаги Российской Федерации!).

Мы провели концерт, на котором присутствовал министр культуры, а в дальнейшем эти баннеры кто-то повесил обратно. Мы даже думали, что сейчас будет административка, но ничего не произошло, тишина. Ровно до тех пор, пока в театре не появился новый худрук Дьяченко, который историю с баннерами воспринял как личное оскорбление. Обвинил нас в том, что мы "порочим честь государства", назвал "кучкой либералов". Когда он только пришел, заявил: "Да, у меня такая позиция, вот "мои буквы", они у меня на лбу, на телефоне, на футболке, но мы здесь про искусство – политику мы сюда не тянем". А в итоге он политику сюда так "притянул", что на этой теме буквально уничтожает человека. Слава богу, удаленная опухоль оказалась доброкачественной, но на этом все не закончилось – у Артура нашли еще две метастазы. На этом фоне травлю, когда больному человеку прямым текстом директор говорит: "Увольняйся, иначе закроем весь театр", я считаю убийством. Других тоже вынуждают увольняться – я сама написала заявление после того, как меня сняли со всех спектаклей, а потом в театр перестали пускать половину труппы. Почему перестали пускать? Одному Богу известно.

Вова, Артур и Аюр отстранены, потому что они в конце спектакля вместе с Артуром тоже брали слово. Аюр (Доржиев, актер театра) сказал о том, что это последний спектакль – так это действительно был последний спектакль "Изнанки" (постановка Сергея Левицкого "Театр. Изнанка" о закулисной жизни абстрактного театрального коллектива. – Прим. СР). Мое заявление об увольнении на тот момент было подписано, и Дима Торпеев уже в театре не работал (с ним договорились, что он только один раз придет и сыграет). Мы поняли, что играем спектакль последний раз, о чем Аюр и сказал зрителям, так как зрители "Изнанку" любят. Потом взял слово Вова Барташевич (актер театра), сказал про Сергея Левицкого: мол, давайте этот вечер посвятим ему, потому что это его спектакль, это он написал пьесу, это он поставил. В итоге руководство заявило, что мы "ведомы Левицким, он сидит в Казахстане, и оттуда руководит нами – говорит, как вам нужно подрывать работу театра". Абсурд! Сергей не раз заявлял в соцсетях, что он не вернется в театр по ряду очень весомых причин. Просто абсурдное обвинение. Кроме того, часть сотрудников перестали пускать в театр, просто обвинив их в дружбе с опальным Артуром, – говорит Полянская.

Черный список тех, кому отказывают в ролях, по словам актеров, постоянно увеличивается.

– После меня Лиза Михайлова оказалась в черном списке, потом наша молодая актриса Виолетта Жукова. Формулировка была такая: "Ты общаешься вот с этими актрисами, они на тебя плохо влияют. Мозгов у тебя нет, вот и сиди [без ролей]". В итоге ее тоже сняли с роли. Потом туда залетела Алена Байбородина. На данный момент у охраны лежит список из десятка артистов, которые не имеют права заходить в театр. Сегодня "потрясающая ситуация" произошла, которая стала последней каплей в моем решении уволиться – мы отыграли два спектакля "Вдох-выдох", в котором играет Рома Гаврилов, в 2 часа и в 5 часов. После обеда Рома вышел в магазин купить покушать, возвращается, а его не пускают: "Вы в черном списке. Вас не велено пускать в театр", – рассказывает Полянская.

"Приедет группа быстрого реагирования и меня будут выводить из театра"

31 марта руководство Государственного русского драматического театра имени Бестужева с помощью полиции вывело несколько актеров труппы из здания, чтобы "они не портили настроение московским артистам", которые участвуют в спектакле "Живой товар". В этот день, по словам Полянской, на малой сцене проходила сдача нового спектакля, на такие показы обычно всегда приходят артисты, даже не задействованные в постановке.

– Потому что после уже премьера, полный зал, толком не посмотреть. Сначала артистам запретили приходить туда, даже не сказали, что будет сдача. Об этом даже артисты, которые играли в спектакле, не знали, они очень удивились. Потом мы узнали, что на сдаче были работники цехов, поняли, что тоже можем посмотреть, и на следующий день пришли. На что господин Дьяченко вызвал сотрудников ГБР – все для того, чтобы вывести заслуженного артиста Бурятии Вову Бартошевича из гримерки! Это видео есть уже везде в соцсетях. Основание: "Они отстранены от работы на время проверки". Но когда отстраняют от работы, дают официальную бумагу под роспись, что человек осведомлен о том, что он отстранен от работы и не может появляться на работе до такого-то периода – ничего этого не было, – говорит Светлана.

На видео "выпроваживания артистов" художественный руководитель театра Вячеслав Дьяченко спорит в гримерке с несколькими артистами и заявляет, что они должны покинуть здание театра. Те отвечают, что для этого у руководства должны быть письменные основания. Тогда худрук говорит, что актеры "устраивают либеральные штучки". Около актеров находятся сотрудники группы быстрого реагирования, они предпринимают попытки вывести актеров.

На ролике присутствует актер Владимир Барташевич. Он рассказал, что в его гримерку пришел Вячеслав Дьяченко и потребовал, чтобы тот покинул театр.

– Нет никаких оснований. Сейчас приедет группа быстрого реагирования и меня будут выводить из театра. Так весело живем. Сегодня премьера спектакля "Живой товар", я хотел его посмотреть, поддержать, а меня отсюда собираются насильственно выводить. То, что делает новый худрук театра, – это абсолютное неуважение к профессии и к зрителям! Я надеюсь, театр жив и будет жить без таких вот людей, – говорит Барташевич.

Его коллеги Шувалов и Полянская с этим оптимистичным прогнозом не согласны.

– Жив относительно. Уже сегодня театр в России превратился в рупор пропаганды, которому запрещено иметь собственное мнение. Или вещать что-то о творчестве. Искусство уже ушло, в театры спускаются спектакли "по разнарядке". Мне написали сотни людей, когда я рассказал о нашей проблеме в сети, и десятки коллег: "У нас то же самое!" Затыкают рты и выгоняют несогласных. "Переносы" постановок приняли массовые масштабы – театр деградирует, – уверен Шувалов. – Конечно, спустя время талантливые люди и в этих условиях пробьются, доведя до пика искусство иносказания, как было в советском театре. Но для этого потребуется время. Пока же мое мнение: российский театр скорее мертв, чем жив.

Актер уверен, что его дело "будут политизировать" и составленный недавно протокол по эпизоду со снятием баннеров по административной статье переквалифицируют в уголовное дело.

– Сегодня мне сообщили, что в СМИ заказали на меня платные материалы, понятно, с каким они будут акцентом. Дело будут политизировать. Наверное, будет "уголовка". Я уже нашел юриста, который будет мне помогать. Но это стоит денег – и немалых, я не справлюсь один. Прошу помогите, расскажите о моей истории. Потому что местные СМИ боятся – все отказывают. Я могу говорить только в соцсетях, – говорит Артур Шувалов.

На вопрос, не боится ли он открыто высказываться в соцсетях, актер говорит, что с его диагнозом "бояться уже нечего".

В приемной директора драмтеатра редакции Сибирь.Реалии заявили, что "не могут прокомментировать ситуацию".

Зрители театра создали петицию к главе Бурятии и министру культуры Соелме Дагаевой в поддержку актеров с требованием уволить худрука Дьяченко и директора театра.

XS
SM
MD
LG