20 сентября жители поселка Заветы Ильича (Хабаровский край) вышли на митинг под лозунгом "Нет угольному терминалу!". Людей возмутило, что администрация Советско-Гаванского района, к которому относится поселок, пыталась скрыть факт начала строительства порта для перевалки угля на мысе Весёлый в бухте Обманной. Общественные слушания по строительству не были проведены. Вырубка деревьев и завоз тяжёлой техники совершались под покровом ночи.
Местные активисты, обратившись в прокуратуру, выяснили, что администрация района ещё в 2013 году передала эту территорию в аренду ООО "АкваТрейд ДВ" для строительства терминала по перевалке навалочных грузов. Эта компания вскоре переуступила право аренды ООО "Порт Дальний", который является резидентом экономической зоны "Свободный порт Владивосток". Резидентам предоставлены значительные преференции, например, возможность не платить налоги в течение пяти лет. Учредителем ООО "Порт Дальний" является ООО "А-Проперти Инвест", принадлежащее российскому угольному магнату Альберту Авдоляну.
У нас отнимают последнее – чистый воздух, чистую воду и лес
Ни представители "Порта Дальний", ни чиновники районной и поселковой администрации на митинг 20 сентября не явились.
– Мы солидарны с вами, приехали, чтобы поддержать вас, чтобы рассказать всей России о вашей борьбе за экологию, за будущее ваших детей, – сказал представитель штаба Навального в Хабаровском крае Алексей Ворсин. – Я не понимаю, почему глава района сейчас не стоит здесь, на этой сцене, и не отвечает на ваши вопросы как избранное должностное лицо. Где депутаты Госдумы от Хабаровского края, где все эти люди?
Зато на митинг в Заветы Ильича приехал из Советской Гавани Сергей Шаморданов, который в 2017 году возглавлял инициативную группу против работы открытого терминала в своём городе.
– Все манипуляции с углём – дробление, пересыпание, складирование и так далее – дают огромное количество угольной пыли, и никакие защитные сооружения её не предотвратят, всё полетит на жилые кварталы посёлка и Советской Гавани. Ванинский терминал АО "Дальтрансуголь", хотя и позиционируется как современный, оснащённый новейшей системой пылеподавления, пылит на весь район. Зимой там лёд чёрный от угольной пыли. Такая же пыль будет лететь и с мыса Весёлого. В посёлках, где уже много лет работают терминалы, жизнь стала только хуже, никаким процветанием, которое обещали угольщики, там и не пахнет. Мы живём здесь на окраине страны, в захолустье, и так многого лишены, а у нас отнимают последнее – чистый воздух, чистую воду и лес, которые в буквальном смысле нас кормят, – сказал Сергей Шаморданов.
Для строительства терминала угольная компания выбрала мелководную бухту с песчаным берегом. Это единственный пляж, куда на выходные едут жители двух районов – Ванинского и Совгаванского. Здесь же расположено лежбище морских котиков – полюбоваться на их игрища приезжают издалека.
– Последнее место отдыха решили угробить, – говорит Виктор, житель Заветов Ильича. – Там будет лунный ландшафт, пыль только будет летать. Я сам работаю на обслуживании терминала в Токи и прекрасно знаю, какая там "закрытая" перевалка. Она закрывается, только когда начальство приезжает. Мы там, на морском дне, угольный пласт делаем. Конечно, я против того, чтобы и у нас в посёлке так было. Роза ветров устроена так, что летом ветер на нас дует, зимой – на Совгавань. Да мы задохнёмся все тут, все углём будем покрыты.
– Считаю строительство угольного термина на мысе Весёлом просто очередным варварством, – говорит Ирина Захарова из посёлка Октябрьский. – Порт Ванино – наглядное зрелище этого угольного кошмара. Как же при таком отношении решать проблему с оттоком жителей с Дальнего Востока? Я люблю свой край и не хочу отсюда уезжать, но меня в прямом смысле подталкивают к этому, делая из моей малой родины промышленную зону.
Потуги "быстрее вывезти уголь" путем создания новых транспортных мощностей – это помутнение мозгов наших олигархических властей
Эколог Евгений Симонов, координатор коалиции "Реки без границ", считает, что в данной ситуации людей и природу приносят в жертву с особым цинизмом, потому что к концу нынешнего десятилетия мировой рынок угля, скорее всего, прекратит существование.
– Вероятно, уже с этого года отгрузка энергетического угля на экспорт начинает планомерно падать и довольно быстро (в течение 5–10 лет) уменьшится до неинтересных российской экономике величин. Рынок угля схлопнулся в Европе и стремительно схлопывается в Азии. Всего за полгода рынок упал на 30% в денежном выражении что у нас, что в Индонезии, и дело тут не в эпидемии ковида. Уже созданные угольные терминалы скоро начнут простаивать. В сложившейся ситуации уже действующие и оборудованные угольные терминалы, которых вокруг Совгавани чуть не десяток, следовало бы использовать для перевалки кокса, который будет востребован мировым рынком еще 10–25 лет, пока технологии в металлургии не сменятся на "низкоуглеродные". Наши же разумники отводят все новые чистые участки побережья на заклание под новые порты, усугубляя деградацию важнейших приморских ресурсов и условий жизни населения.
На этом фоне удивительно смотрится товарищ Мишустин, выпустивший в начале года программу поддержки угольной промышленности, направленную на ее развитие и расширение, вместо срочного перепрофилирования и подготовки к вымиранию с наименьшими издержками для страны. Получается, что власти сознательно закрывают глаза на грядущий социально-экономический коллапс большинства связанных с угольной промышленностью территорий. Поставлена задача вывезти как можно больше, пока отрасль не "схлопнулась", но и она решается неэффективно с огромными затратами на короткоживущую "магистральную инфраструктуру", которая через 10 лет будет не востребована. Зато при её создании до 2025 года можно будет вообще не проходить ни экологической экспертизы, ни согласования с территориальными планами развития, – заявил Евгений Симонов.
Надежда Томченко, пресс-секретарь Сергея Фургала, рассказала о том, что в его администрации о строительстве угольного терминала на мысе Веселый случайно узнали незадолго до ареста экс-губернатора.
– Мы постоянно мониторили соцсети, телеграм-каналы и увидели сообщения об этом. После этого Сергей Иванович дал поручение зампреду Владимиру Хлапову выяснить ситуацию с землями, так как в прошлом году он сам был там и знал о том, что пляж в бухте Обманной – единственный на два района, и давал поручение тогда заняться вопросом передачи этой земли в собственность края. Хлапов начал резко суетиться, но прошла неделя, а он ничего внятного губернатору доложить не смог. Потом я ушла в небольшой отпуск, вернулась как раз в день ареста Фургала, и было уже не до этого, – рассказала Надежда Томченко.
После ареста губернатора строители терминала явно вздохнули с облегчением. Работа закипела в открытую – возведение бытовок, прокладка коммуникаций, подъездных дорог, отсыпка стройплощадок. И всё это без законных разрешительных документов, что впоследствии подтвердили контролирующие органы, в которые обращалась инициативная группа жителей Заветов Ильича.
Однако нарушения при строительстве были расценены как административные, и ООО "Порт Дальний" отделался штрафами. После этого на одном из уцелевших деревьев появился самодельный плакат с надписью "Оккупанты захватили наш мыс!".
Когда врио губернатора Михаил Дегтярёв в конце июля поехал по побережью Татарского пролива с рабочей поездкой, его кортеж остановили местные активисты, чтобы высказать свое негодование ведущимся строительством. Дегтярёв признался, что вообще не в курсе проблемы, слышит о ней первый раз и сделать ничего не может. Но пообещал "пригласить руководство предприятия на непростой разговор".
Пользователи паблика m_veseliy_sos в инстаграме откликнулись на это шквалом иронических комментариев:
Дегтярев просто говорящий клоун. Ничего он не решает, и решать не будет.
Другие комментаторы также усомнились в искренности "банного врио" по поводу ситуации в бухте Обманная.
Тем временем "инвесторы строительства" пытаются склонить на свою сторону тех, кто активно выступает против угольного терминала. К активисту Виктору Анчевскому – известному на побережье краеведу, члену Российского географического общества, за несколько дней до митинга приходил человек, представившийся личным представителем господина Авдоляна.
– Этот гражданин сообщил мне, что Авдолян желает всем только процветания. Говорил, что местная власть продажна, воровата и ни на что не годна, поэтому фонд из доходов будущего порта будут контролировать сами жители через своих выборных представителей. Что строиться терминал будет по самым новейшим технологиям, которые только есть в мире, он будет такой первый в России и никакого вреда даже в непосредственной близости от него экологии не будет. И что наш посёлок станет опорным пунктом державы, что терминал сей усилит обороноспособность страны – в общем, нёс полный бред. Это всё уже проходили жители Приморья, когда им впаривали картинки счастливого будущего порта Вера, а теперь они возмущаются, что их нагло обманули, – рассказал Виктор Анчевский.
На следующий день после этой беседы на связь с противниками строительства вышли самолично Альберт Авдолян и гендиректор "Эльга Уголь" Александр Исаев. Разговор инвесторов с активистами состоялся посредством видеосвязи.
– Вообще были большие сомнения в необходимости подобной встречи, но перевесило желание понять действительные цели и задачи лиц, непосредственно стоящих за этим "проектом", донести им свои опасения и получить хоть сколько-нибудь практические ответы, – рассказывает Виктор Анчевский. – Лица по ту сторону начали с уже многократно слышанных нами заклинаний о своих высоких устремлениях, готовности вкладываться в развитие посёлка, переделать проект терминала, признавшись таким образом, что он планировался именно открытым, о чём мы с самого начала говорили.
По словам Анчевского, Исаев и Авдолян в ходе видеочата заявили, что они готовы прямо сейчас подписать любой договор с присутствующими на распоряжение обещанным многомиллионным фондом развития посёлка. Однако на требование активистов предъявить разработанное и утверждённое положение об упомянутом фонде, о механизмах его наполнения и расходования, согласовании с органами местной власти миллиардеры заявили, что не готовы вкладывать деньги и платить большие суммы на разработку необходимых документов по развитию поселения без уверенности в том, что они здесь останутся. Попытки активистов объяснить, что конструктивный разговор не может строиться только на устных обещаниях, намерения нужно подтверждать конкретикой, чем-то более осязаемым, чем просто слова, закончились тем, что Исаев с Авдоляном предпочли просто отключиться, не попрощавшись.
Так что пока диалог между инвесторами и активистами не складывается. По итогам митинга в Заветах Ильича 20 сентября его участники приняли резолюцию:
"…В целях предотвращения экологической катастрофы на территории Советско-Гаванского и Ванинского районов, развития экологически чистой экономики района и здоровья населения требуем от президента, законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Хабаровского края, правоохранительных органов:
– Принять все необходимые решения для полного и безусловного прекращения строительства угольного терминала на мысе Весёлый в акватории бухты Обманная Советско-Гаванского района Хабаровского края и обязать недобросовестного инвестора восстановить зелёные насаждения на незаконно захваченном земельном участке;
– Присвоить побережью Советско-Гаванского района и заливу Советская Гавань статус экологически чистой территории, запретить перевалку угля, глинозема и других вредных, опасных и пылящих веществ;
– Обеспечить соблюдение конституционных прав жителей Советско-Гаванского и Ванинского районов на охрану земли и природных ресурсов, жизни в экологически благоприятных условиях;
– Немедленно законодательно запретить перевалку угля открытым способом. Для вновь создаваемых угольных терминалов, строительство не ближе 10 километров от населенных пунктов. Законодательно запретить увеличение объемов для существующих предприятий по перевалке угля и глинозёма;
– Принять санитарно-эпидемиологические требования к предельно допустимой концентрации загрязнения атмосферного воздуха, водных акваторий и земельных участков в населенных пунктах Советско-Гаванского и Ванинского районов для угольной пыли".
Жители побережья Татарского пролива заявили, что, если к их требованиям не прислушаются, они готовы последовать примеру Шиеса и Куштау, которые стали символом сознательного и принципиального народного протеста.
UPD: Компания "Порт Дальний" отреагировала на протесты необычным пиар-ходом. На следующий день после митинга в интернете начал распространяться текст якобы письма генерального директора компании "Порт Дальний" Бундукова главе администрации Советско-Гаванского района "О прекращении работ на мысе Веселый". В тексте говорится, что "инвестор проекта ООО "А-проперти", опираясь исключительно на позицию жителей поселка (Заветы Ильича. – СР), подтвержденную проведенным социологическим опросом, принял решение о прекращении всех работ, выводе строительной техники с участка и переносе строительства "Порт Дальний" в другой регион, где люди хотят развития и повышения уровня жизни".
В телефонном разговоре с корреспондентом Сибирь.Реалии глава Советско-Гаванского района сообщил, что официально не получал такого письма и узнал о нем только из соцсетей. Активисты полагают, что "письмо" является вбросом. Получить комментарий у представителей компании "Порт Дальний" пока не удалось.