Ссылки для упрощенного доступа

История одного дома


Житель Якутска Андрей Высоких на свои деньги восстановил дом 1880 года постройки, открыл в нем салон красоты и призвал местных предпринимателей последовать его примеру, вложиться в создание исторической территории в городе.

– Мимо этого дома по Чернышевского, 10, мы с отцом ходили в городскую баню. Он мне с детства знаком, – говорит предприниматель Андрей Высоких.

Баню на днях разобрали и вывезли – на этом месте будут строить пятизвездочную гостиницу, если найдутся зарубежные инвестиции. Та же участь десять лет назад ожидала соседний с баней дом 1880 года постройки. Но вовремя вмешался Высоких, пожелавший его восстановить.

"Родился в этом городе, не один год изучаю его историю", – так объясняет он свое решение. На ремонтно-реставрационные работы ушло три года и, по словам Высоких, не один миллион рублей. Итогом усилий и стала любимая многими в городе "Цирюльня". Снаружи она смахивает на дом-музей, а внутри – массажные кабинеты, солярий, сауна, парикмахерская и нейл-зона.

По воспоминаниям очевидцев, здесь каждую ночь собирались картежники и играли на деньги...

До революции домом владел начальник тюрьмы, капитан русской армии Иван Сыроватский, которого большевики расстреляли 19 февраля 1920 года. После расправы над собственником жилье передали в рабоче-крестьянские руки. Об этом рассказывает табличка у двери. Под ней на трюмо красуется небольшая коллекция из ножниц, машинок для стрижки волос и фенов. "Это машинка военных лет. А это первый советский фен", – показывает владелец дома и говорит, что экспонаты доставлены из разных городов России.

​В советское время здесь жили пять семей. Это подтверждается записями в сохранившейся домовой книге. В доме – четырехметровые потолки, высокие оконные рамы, пианино 19-го века и домовой. Впрочем, его, по словам сотрудниц салона, бояться не стоит – он добрый.

В бывшей кухне сейчас располагается маникюрный кабинет. Отсюда винтовая лестница ведет на второй этаж.

– Ступеньки лестницы свои, родные, оконные колоды тоже. Стены по требованию пожарной безопасности обиты гипсокартоном. Раньше, видимо, на втором этаже обитали слуги. А здесь был отдельный вход в квартиру. И по воспоминаниям очевидцев, в советские времена здесь каждую ночь собирались картежники и играли на деньги, – рассказывает Высоких.

То, что в доме раньше был карточный притон, подтверждается рассказом о ценной находке на чердаке во время восстановительных работ. Андрей Анатольевич говорит, что рабочий нашел кожаный мешочек с россыпным золотом. Клад, как и положено добропорядочным гражданам, строители сдали государству.

С балкона, который, как и пожарную лестницу, сохранили при восстановлении дома, любуемся на ухоженный двор. "Мы отсюда вывезли мусора на 18 КамАЗах. Такое ощущение, что за последние 50 лет за домом никто не следил, двор не убирал".

Исторический облик дома в целом постарались сохранить, говорит Высоких. Но не точь-в-точь. К примеру, изначально не было на нем ажурных наличников и причелин.

– Но они были на других домах, – объясняет Андрей. – Наш дом – собирательный образ. Он мог претендовать на статус исторического памятника, но наличие статуса – лишние проблемы. К примеру, нельзя ничего строить в диаметре ста метров. По мне, важна суть, а что там бумаги какой-то не будет, ничего, переживем.

Андрей Высоких
Андрей Высоких

Это не первое сооружение в Якутске, которое Андрей Высоких и ремонтировал, и строил. Будучи каменщиком, он заложил первый высотный дом в столице республики, строил школы и садики. В начале 90-х участвовал в восстановлении здания Академии наук Якутии. В то время Высоких работал в российско-британской компании "Фарус", которая строила Национальный медцентр в Якутске. Здание Академии наук находилось в полуразрушенном состоянии, а у горисполкома не было денег на его восстановление. С условием, что в отреставрированном помещении у компании будет офис, "Фарус" принял предложение властей города отремонтировать здание.

– Мы его разобрали полностью и построили заново по обмерным чертежам. Всеми работами руководил я. Пока занимались этой работой, достроили медцентр, а фирма закрылась, – рассказывает Высоких.

Если бы сейчас в Якутске нашлись инвесторы, с их помощью можно было бы вернуть исторический облик двухэтажному зданию 1873 года постройки, в котором располагалась мужская классическая прогимназия. Или пустующему каменному дому, заложенному в 1908-м губернатором Иваном Крафтом. Сейчас он служит пристанищем бездомных и неформалов, а в давние времена здесь находилось Якутское реальное училище, которое историки именуют колыбелью якутской интеллигенции. В прошлом году власти сообщали, что на восстановление здания выделяются деньги. Но, по словам Андрея Высоких, работы отменены, поскольку не найдено решение проблемы переноса теплотрассы, которая проходит рядом с домом.

Упомянутое здание мужской прогимназии и якутский острог, датируемый XVII веком, пострадали в 2002 и 2014 годах от поджогов. Но если часть двухэтажного сооружения удалось спасти, то башня Якутского острога сгорела дотла.

Башня острога
Башня острога

Этот острог считается символом города. Он был построен, по некоторым данным, в 1685–1687 гг. По другим источникам, башня была перенесена из крепости, построенной Головиным в 1642–1643 годах. Ученый, реставратор, академик, доктор архитектуры Александр Ополовников причислял Якутский острог к одним из самых крупных в Сибири и называл вершиной сибирского деревянного зодчества.

Пожар разрушил башню в 2002-м, за несколько дней до празднования 370-летия Якутска. Активисты из общества охраны памятников культуры и истории накануне юбилея создали общественную организацию, главной целью которой стало восстановление сооружения. И в течение месяца после пожара на выделенные городскими и республиканскими властями деньги бригада местных умельцев из Таттинского района, которых Высоких снабдил немецкими инструментами, построила по чертежам башню заново.

– Здание пустовало 15 лет, практически превратилось в общественный туалет. Снова нам пришлось вмешаться: очистили башню, привели в порядок и открыли в ней музей. Нынешнее руководство города поддерживает нашу идею сделать из башни одну из посещаемых достопримечательностей Якутска, – рассказывает Высоких.

Аналогичный, но более масштабный проект активисты общества охраны исторических памятников и мэрия планируют реализовать на территории микрорайона Залог, где сохранились старинные дома – в частности, первые каменные здания, построенные на вечной мерзлоте, а также памятники деревянного зодчества конца XIX – начала XX века. В Залог, охранную зону №2 (охранной зоной №1 в Якутске называют "Старый город" квартал, застроенный современными копиями старинных зданий. – Прим. С.Р.), планируют также перевезти сохранившиеся вековые постройки с окраин города. В общей сложности в списке активистов – 25 строений, имеющих историческую ценность.

– В ужасном состоянии находится дом последнего якутского головы Юшманова, который трижды избирался на посту и служил до 1917 года. Раньше стоял на площади Орджоникидзе. Когда центр города начали застраивать каменными домами, его разобрали, перевезли и собрали на территории республиканской больницы. Мы хотим дом перенести в охранную зону №2. Красиво отреставрировать, чтобы он служил домом приемов мэра, – говорит Андрей.

Свое мнение есть у него и насчет знаменитой Шахты Шергина, благодаря которой в свое время был изучен феномен вечной мерзлоты.

– Это единственная туристическая точка Якутска, которую знают во всем мире, к которой стремятся со всего мира, которая положила начало геокриологии. Но республика не использует весь ее потенциал. Отчасти потому, что с шахтой соседствуют объекты, владельцы которых муниципалы, республика, федералы, и невозможно со всеми договориться, чтобы внести какие-либо изменения на территории.

Дома, которые мы восстанавливаем, должны жить своей жизнью, считает Андрей Высоких.

Телеведущая Екатерина Стриженова отказывалась съездить к нам: "Что я, салонов, что ли, не видела?" А после восторгалась: "Не хочу отсюда уходить"

– В Залоге, в охранной зоне № 2, две семьи готовы дальше жить в старинных домах. Только просят наладить инженерные коммуникации. Когда говорят, что надо восстанавливать как есть, то это путь в никуда. Наши дома стоят на вечной мерзлоте. Если здание горело, то под ним происходит оттайка, и фундамент практически утрачивается навсегда. И если власти долго обсуждают, передвинуть этот дом или строить на месте, то это споры людей, которые ничего не хотят делать, – уверен он.

Высоких, вот уже десять лет возглавляющий региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, все же надеется на расторопность новой городской власти и в приход местных инвесторов в охранную зону №2.

– Наша "Цирюльня" – пример им. Мы сохранили реальный объект старины для города и одновременно получили современный салон красоты. Он работает десятый год и даже может служить музеем для столичных гостей. Помню, телеведущая Екатерина Стриженова отказывалась съездить к нам: "Что я, салонов, что ли, не видела?" А после восторгалась: "Не хочу отсюда уходить. Какое прекрасное место!"

На прощание обходим двор и любуемся другими коллекциями Высоких – из оконных ставен, карбазных досок, кованых железных деталей, скоб и гвоздей. Наличники, хозяин говорит, собрал с разных домов, которые сносили в городе и его окрестностях.

– Некоторые выпрашивал, другие покупал. А вот это доска, посмотри отсюда – длина все 11 метров – от карбаза. Здесь рядом на протоке останавливались суда. Проводилась ярмарка, и когда товар заканчивался, карбаза продавали. Строители разбирали доски на забор, тротуары, полы.

"Приходите еще, приводите гостей", – прощается с нами Андрей Высоких за старинной тяжелой деревянной калиткой, которую ему подарили старожилы Якутска.

XS
SM
MD
LG