47-летний Владимир из города Советская Гавань (имя изменено по просьбе героя) не готов называть свое настоящее имя и общаться с прессой. Уголовное дело об экстремизме, в котором он проходит подозреваемым, буквально выбило его из колеи. Особенно те два дня, что Владимир провел в изоляторе временного содержания. О том, что оказаться на месте его подзащитного может сегодня любой, корреспонденту "Сибирь.Реалий" рассказал адвокат Константин Суковатый.
– Вашему доверителю вменяют, что он поставил лайк под какой-то картинкой в "Одноклассниках"? Но сам он утверждает, что не делал этого?
– Когда я вступил в дело, у Владимира уже не было странички. Она была закрыта. Поэтому я не могу вам сказать, кто у него был в друзьях, как это происходило. У него в квартире живет родственница из Украины, племянница 18-летняя. Возможно, это она поставила лайк под той картинкой, сейчас это уже не выяснить. Факт в том, что сам он фотографию не загружал, ее загрузил другой человек, житель Украины. А как под ней появился лайк – не установлено.
– Ваш подзащитный – врач, насколько он политизированный человек, следил ли он за событиями на Украине?
– Ему тема политики не особо интересна. Это случайный эпизод в его жизни. Он работает врачом анестезиологом-реаниматологом в городе Советская Гавань. Фактически он занимается спасением жизни людей. В политику он не лезет.
– Каким образом он узнал о том, что им заинтересовались, что дело возбуждено?
– Где-то в конце прошлого года его начали вызывать сотрудники ФСБ, опрашивать его, но дело еще не было возбуждено. Еще до этого он увидел, что от его имени стоит этот лайк, после чего удалил страницу из соцсети. А уже позже было возбуждено уголовное дело, это произошло в марте 2018 года. Вероятно, до этого проводили экспертизу.
Вместо допроса в качестве свидетеля фактически моего доверителя сразу задержали
– Что было на этой картинке?
– Дословно я не могу сказать, поскольку, возможно, это экстремистские высказывания. Я не специалист в этой области. Но смысл такой, чтобы русские воины не ездили на Украину. Обращение к русским было на старорусском языке, на мой взгляд. Ничего "такого" не было. Может быть, "слава Украине", но я не знаю, это каждый второй на ТВ говорит. Это все опять же субъективно. В рамках уголовного дела была проведена экспертиза сотрудниками ФСБ, которые говорят, что это высказывание из двух предложений носит оскорбительный характер. Мне непонятно, в чем это разжигает. Ну, провели экспертизу. Мы не отрицаем тот факт, что, возможно, эти слова действительно унижают достоинство русской нации.
– А вы не пытались провести независимую экспертизу?
– Мы до этого ничего не пытались. Мы были свидетелями, нас не трогали. Нас вызвали на допрос в качестве свидетелей. Это было 22 июня. Мы хотели ознакомиться, что и как. Но вместо допроса в качестве свидетеля фактически моего доверителя сразу задержали. Допрос произведен не был. Его задержали на 48 часов, составили протокол задержания, предъявили обвинение. Из обвинения я уже узнал, в чем он обвиняется. В обвинении было написано, что он разместил фотографию в ленту новостей. Я сразу сказал следователю, что разместить в ленту новостей невозможно фотографию, если ты сам не загружаешь это изображение.
Они будут выбирать людей, которые поставили лайки, там их 500 человек, и делать на них палки
– Что именно ему вменяют?
– Сделан скриншот, что в его новостной ленте появилась картинка. Она в любом случае появится в новостной ленте, если друг загрузил фотографию. Я пришел в суд, увидел эти материалы. Я нашел этого человека, который разместил фотографию. Страничка у него открыта. Он житель города Харькова. Я сделал скриншот этой странички, скриншот этой фотографии: она до сих пор есть на этой страничке.
– А он был в друзьях у вашего подзащитного?
– Не знаю, у него же удалена эта страница. Его обвиняют в том, что он разместил в ленту новостей изображение. Мы говорим, что это не он разместил, а разместил человек из Харькова. Если бы он загрузил эту картинку – нет вопросов, он виноват. Если бы он сделал репост, поделился этой новостью – нет вопросов, он виноват. Но он не загружал эту фотографию. Эту фотографию загрузил другой человек. Но зачем им брать одного человека с Украины? Они будут выбирать людей, которые поставили лайки, там их 500 человек, и делать на них палки. Все очень просто. Это же показатели работы. Поэтому они и пишут, что они загрузили путем лайка. В этом весь прикол.
– Он загрузил картинку в ленту путем лайка? Такая формулировка?
– Да, такая формулировка.
– И за то, что он загрузил в свою ленту путем лайка эту фотографию, его задержали на 48 часов и отправили в изолятор временного содержания…
– Да, и через 48 часов 24 июня пришли материалы в суд с ходатайством следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Потом я представил в суд документы: пришел туда с ноутбуком, показал человека, который реально загрузил эту фотографию, и сказал, что должны быть основания для задержания, прежде всего, и для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Таких оснований, предусмотренных требованиями УК, не было. Суд согласился с моими доводами и отказал следователю в ходатайстве.
– Вы были рядом со своим доверителем, когда его на 48 часов задержали. Какая у него была реакция?
– Он был в шоке. Человек находится на дежурстве, работает, приглашают на допрос как свидетеля и задерживают.
– А чем аргументировали заключение в ИВС?
– А тем, что на нем либо в его жилище обнаружены явные следы преступления. Я говорил, вот, если бы он только вчера совершил преступление, а вы бы его сегодня задержали... А тут события имели место более года назад. Какие следы преступления были на нем обнаружены?! Как раз в суде мы это все и выясняли, что ничего не обнаружено ни на нем, ни в его жилище. Это и послужило одним из оснований, чтобы его отпустили.
– У вас в регионе и в вашей практике такие дела насколько часто встречаются?
– Случаются, если сами загружают фото, видео и делают это умышленно с целью унижения русской нации. Такие вещи случаются. Я это не поддерживаю. Эти люди должны быть привлечены к ответственности. Но там, где человек случайно... Любой человек может случайно поставить лайк.
Мы можем вернуться к 1937 году и говорить, что если ты поставил лайк, то ты виноват
– Чисто профессионально и по-человечески вы считаете, что даже если человек умышленно поставил лайк такой картинке, справедливо его отправлять на 48 часов в изолятор?
– Я отвечу вам как юрист, адвокат и бывший сотрудник Следственного комитета. У нас в рамках дела не устанавливается, виновен человек или невиновен. Есть доказательства – человек виновен, нет доказательств – человек невиновен. По закону получается, что если ты разместил фото, если есть экспертиза, что оно носит экстремистский характер, человек виновен. Мы можем вернуться к 1937 году и говорить, что если ты поставил лайк, то ты виноват.
– Закон это позволяет?
– Вот в этой картинке было слово "хохол". На мой взгляд, это слово употребляется везде, но оно экспертом ФСБ расценивается как оскорбительное. Можно любое слово взять и провести экспертизу. Он говорит: "Это оскорбляет нацию". И за это привлечь человека к ответственности. Вот сейчас у нас такие законы.
– Насколько, на ваш взгляд, объективна и профессиональна та экспертиза, которую проводят для следствия?
– На мой взгляд, она необъективна, потому что эксперт использует только один словарь. Грубо говоря, мы берем древнерусский словарь, и там абсолютно другая трактовка. Там, например, в рамках этого дела одно и то же слово расценивается по-разному. В одном словаре это слово употребляется как "русский воин", а в другом словаре, свежем словаре, оно употребляется как оскорбительное слово к русской нации. Хотя применительно к этой картинке оно употреблялось как "русский воин".
– А что это за слово-то?
– Я не могу его произнести, потому что по экспертизе оно экстремистское, получается. Но вы можете загуглить старорусское слово "русский воин с бородой". Они проводят экспертизу и говорят, что это слово экстремистское. Бред! Оно встречается в литературе.
– Что ждет вашего подзащитного? Какова реальная перспектива дела в плане приговора? У него есть какие-то соображения, почему именно на него обратили внимание спецслужбы?
– Я надеюсь, что до приговора дело не дойдет. Оно находится в производстве, а не в суде. Я надеюсь, что все-таки на следствии оно прекратится по реабилитирующим основаниям. По поводу второго – он не один. Несколько материалов было направлено. Несколько случаев было, где люди сами загружали фото и видео. Я согласен, если ты сам загружаешь фото и видео такие материалы, люди за это должны нести ответственность. Но в этом случае я считаю, что не моего доверителя должны привлекать к ответственности, а то лицо, которое реально разместило эту фотографию, то есть жителя города Харькова, Украина.
– По-вашему, есть основания предполагать, что дело будет завершено именно на стадии следствия и закрыто?
– Я считаю, есть основания. По крайней мере, сейчас ему даже меру пресечения пока не избрали.
Говорить о том, что он унижает русских, потому что они русские, а не украинцы, и при этом их спасет – это абсурд!
– Почему мы сегодня так часто встречаем информацию о делах по экстремизму?
– Потому что у нас авторитарное государство, давайте будем объективны.
– Достигло ли наше авторитарное государство своей цели в отношении вашего клиента? Он запуган сейчас?
– Он крайне запуган. Человек, который идет на допрос свидетелем, а его задерживают... Врач. Чтобы вы понимали, он нескольким людям в прямом смысле спас жизнь. Он врач-реаниматолог. Он детей спасает. У него куча грамот, благодарственных писем от администрации города, от администрации района, от больницы. Он на хорошем счету. Он реально профессионал. И говорить о том, что он унижает русских, потому что они русские, а не украинцы, и при этом их спасает – это абсурд! Нужно все-таки разделять экстремистов и обыкновенных людей, даже если они имеют свое мнение. Журналисты имеют свое мнение. И что, мы теперь их будем привлекать?! Или я в Инстаграме какой-то пост случайно лайкну? Ну, что это такое?! На мой взгляд, это недопустимо. У нас есть разъяснение, что данное преступление, предусмотренное статьей 282 УК, должно совершаться: первое – с прямым умыслом и второе – с целью унижения достоинства группы лиц. В данном случае умысла нет у человека. Второе – у него нет цели унижения достоинства группы лиц априори в силу своей профессии.
Человека запугали, он в шоке!
– Почему он не хочет общаться с прессой?
– Потому что его разговоры записываются. Пишутся все разговоры по судебному решению и предоставляются в суде. Потому что лишнее слово сейчас может быть истолковано по-разному. Мнения людей могут быть различными. Поэтому, естественно, человек переживает, боится. В судебное заседание предоставили такой, например, разговор: он звонит жене. К нему идет следователь, и он говорит: "Убирай магнитики с холодильника". На мой взгляд, человек настолько запуган! Но следствие говорит, что он таким образом пытается воздействовать на него. Ну что за бред! То же самое – убери вещи. Человека запугали, он в шоке.
– Он боится, что на магнитиках тоже найдут какой-то экстремизм?!
– Конечно! Дошло до такого!
– Были ли вы у вас раньше такие дела? И что можно посоветовать людям, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
– Совет такой: внимательнее быть, учитывать, что у нас государство сейчас достаточно сильное в плане правоохранительных органов. Поэтому следить, контролировать свои действия и не допускать ошибок.
– А как понять – допускаешь ты ошибки или нет, если уж дело дошло до магнитиков?! Может быть, вообще просто перестать обсуждать все околополитические темы?
– Нет никаких советов, кроме как обращаться за юридической помощью к адвокатам, которые имеют в этом опыт.
Любое слово, любая картинка и даже изображение, которое ты лайкнул, могут оказаться запрещенными
– То есть, прежде чем выйти в соцсеть, зарегистрироваться там, сходи к адвокату и оплати консультацию.
– Если вас вызывают сотрудники каких-то органов, перед тем как давать объяснения, нужно не просто идти и давать им любую информацию, которую они хотят, а хотя бы здесь обратиться за консультацией.
– А чтобы вообще не вызвали, что надо сделать? Чтобы не дошло до вызова?
– Я не могу посоветовать здесь. Получается, что любое слово, любая картинка и даже изображение, которое ты лайкнул, могут оказаться запрещенными.
– На 100% никак себя не обезопасить?
– В нашем государстве на 100% себя никак не обезопасишь.