Ссылки

Новость часа

Юрист – о центрах "конверсии" для ЛГБТ и о том, зачем России запрет на "смену пола": "Власти пытаются найти внутреннего врага"


"Это позиция правительства. И да, это травля одной социальной группы": юрист комментирует законы против ЛГБТ, которые хотят принять в РФ
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:25 0:00

"Это позиция правительства. И да, это травля одной социальной группы": юрист комментирует законы против ЛГБТ, которые хотят принять в РФ

На прошлой неделе Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о запрете "смены пола". ЛГБТ-сообщество считает, что принятие этого закона резко осложнит жизнь трансгендеров в России: он запрещает проведение операций, "направленных на смену пола человека, в том числе формирование у человека первичных и(или) вторичных половых признаков другого пола".

Во время обсуждения закона также стало известно, что президент Путин поручил создать на базе Национального медицинского исследовательского центра психиатрии имени Сербского новый институт, который среди прочего займется исследованием поведения ЛГБТ-людей: об этом сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Чиновник отвечал на вопрос депутата Анатолия Вассермана, который спросил о "психологических и, если надо, психиатрических методах приведения этих представлений (у ЛГБТ) в соответствие с реальностью".

На сайте о сексуальном здоровье и семейных взаимоотношениях ЛГБТ-людей "Парни+" говорится, что слова министра могут означать, что в России, возможно, "ведется исследовательская работа по внедрению конверсионной терапии" в отношении ЛГБТ-людей. Под ней подразумевается набор насильственных психологических и физических практик, которые направлены на "исправление" сексуальной ориентации и гендерной идентичности человека. Журналисты Настоящего Времени и других изданий получали информацию из разных регионов России о попытках "исправления" ЛГБТ-людей в специальных "рехабах", однако пока эти учреждения не имеют официального статуса.

Могут ли в России внедрить конверсионную терапию ЛГБТ? И как новый закон отразится на жизни представителей ЛГБТ-сообщества? Настоящее Время задало эти вопросы Владимиру Комову, старшему партнеру организации DELO LGBT+, которая занимается юридической защитой ЛГБТ-людей в России.

– Насколько реальна угроза конверсионной терапии для ЛГБТ-людей в России после принятия нового закона?

– Сложный вопрос. Я не согласен с тем, что разговор о конверсионной терапии и о карательной медицине высосан из пальца.

Во-первых, конверсионная терапия, то есть "излечение", "нормализация" транслюдей, гомосексуалов, лесбиянок, существует в нашей стране, и это довольно давняя история. Это факт. Но сейчас власти, несомненно, под это стараются подогнать некоторую идеологию, возглавить это, скажем так, людоедское движение, которое приобретает мировые масштабы. Если мы посмотрим на те же самые США и многие страны Восточной Европы, то там тоже появляются силы, которые продвигают конверсионную терапию, не имеющую ничего общего с медициной.

Поэтому сложно было не поверить в слова министра, что правительство и Путин планируют, скажем так, "разбираться в психологии неправильного поведения".

С другой стороны, мы видим конфликт между министерством здравоохранения и остальной частью правительства, депутатами. Мне отчасти кажется, что Мурашко, отвечая подобным образом, пытался объяснить депутатам в ответ на их абсолютно безумные вопросы, что, собственно, это не их дело. И, мол, дайте нам, врачам, разбираться в ситуации, что является реальным лечением.

– Вы сказали, что конверсионная терапия существует в России. Можете привести конкретные примеры таких "рехабов"?

– Правозащитная инициатива "Дело ЛГБТ+" сейчас ведет три кейса, связанных с конверсионными центрами в России. Они бывают разные, иногда они даже маскируются под, например, "друзей ЛГБТ".

– В основном они связаны с религиозными организациями, христианскими или мусульманскими? Или среди таких заведений есть те, где этим занимаются профессиональные психиатры?

– Некоторые протестантские группы пытаются говорить, что мы принимаем ЛГБТ-людей, а на самом деле занимаются каким-то селекционным разведением, организаций браков и принудительным корректирующим изнасилованием. Но есть и просто реабилитационные центры, для которых это своего рода бизнес.

"У нас открыто уже несколько месяцев", – говорит о конверсионной терапии психиатр, дочь известного врача Александра Бухановского, который помогал многим поколениям транслюдей. Его дочь сейчас в Ростове-на-Дону продвигает как раз центр, который может "излечить" ваших трансгендерных детей, если они столкнулись с так называемой транс-индустрией.

Чаще всего под конверсионными центрами мы понимаем простые реабилитационные центры: людей похищают и за деньги родственников туда принудительно помещают. Эти услуги стоят недорого, от 15 до 50 тысяч рублей. И пожалуйста: вашего родственника заберут, причем принудительно, и содержат там. Ни о каком лечении, какой-то системе конверсионной терапии, "нормализации" и прочего там не приходится говорить. Потому что единственным способом лечения транс-людей или ЛГБТ-людей в этом случае выступает рабский труд, заключение на длительные месяцы вдали от общества. Это система, похожая на концлагерь, где если вы хотите выйти, вы должны быть "капо", то есть неким привилегированным заключенным, который оказывает насилие в отношении других заключенных и поддерживает администрацию реабилитационного центра.

И вот тогда, если вы играете нужную роль, может быть, вас отпустят. И то, вопрос очень сомнительный, потому что на этом делаются деньги, а родственники платят за то, чтобы их чадо "вылечили", так сказать.

Поэтому мне дико слышать, когда говорят, что можно как-то пытаться выстроить научную систему конверсионной терапии. Это бред. И более того, это ответит вам любой психиатр. Лечат? Нет. Есть некоторые состояния, которые невозможно лечить. Можно лечить последствия этих состояний, например, депрессию, вызванную принятием ужасных бесчеловечных законов в отношении целой социальной группы. Вот это да, такие симптомы, возможно, нужно как-то купировать.

Однако власти, наоборот, занимаются травлей транс-людей. Поэтому думаю, что все эти разговоры о конверсионной терапии останутся больше разговорами. А вот что действительно будет, так это попустительство правоохранительных органов, которые создают почву для деятельности подобного рода преступных групп, заключающих людей в рабство. Часть из них спокойно отвечают: ну, нам же Путин разрешил, раз такое творится.

– Давайте вернемся к закону о запрете "смены пола". Этот закон же не просто запрещает операции и резко осложняет смену документов?

– Это первая в истории России, на мой взгляд, законодательная инициатива, которая запрещает врачам оказывать медицинскую помощь транслюдям. Она запрещает гражданам РФ получать адекватную медицинскую помощь, исходя из некой государственной идеологии, ксенофобной по своему смыслу. Сейчас принимается закон, который диктует врачам, как поступать с людьми, которым, казалось бы, они поклялись помогать. Закон о том, как дискриминировать людей. Законопроект, который сейчас принимается, все-таки подразумевает не только преследования и препятствия для изменения документов, но в первую очередь это запрет на оказание адекватной медицинской помощи, любых медицинских вмешательств.

– Зачем нужен российским властям закон о запрете "смены пола", почему он нужен именно сейчас?

– Мне кажется, что власти пытаются таким образом найти внутреннего врага после начала событий в Украине. А также как-то выплеснуть некую агрессию, показать, что борьба ведется и внутри страны. Но еще и, наверное, они пытаются возглавить некоторое международное движение, которое объединяет все самое ужасное, бесчеловечное, традиционное, консервативное.

Тут стоит обратить внимание вот на какой аспект. Помимо поправок в законодательство о ЛГБТ-пропаганде, также было принято постановление правительства, которое фактически запрещает транслюдям заниматься некоторыми видами профессий, например, педагогикой и рядом юридических профессий, а также здравоохранением, транспортом – в виду как раз наличия диагноза.

После этого мы видим, как Роскомнадзор тоже пока лишь рекомендует, но уже фактически подготавливает почву под то, что если врачи начинают говорить со своими пациентами о том, что трансгендерный переход может им помочь, то это составляет для них административную ответственность, предполагает огромные штрафы: ведь закон еще учитывает, что врачи – это должностные лица.

И после этого мы видим закон о запрете трансгендерного перехода и медицинской помощи транслюдям. Прослеживается логика. Причем логика не от депутатов, когда самозарождается в них какой-то треш: сказал один, потом начался второй, каждый пытается сказать все больше и больше, страха, ужаса, нагнать пафоса. Но логика спущенной сверху линии, позиции именно со стороны правительства. И эта логика – да, травля одной конкретно социальной группы.

– Вы можете понять логику властей, которые занимаются такой травлей?

– Вы посмотрите, как, например, министр юстиции обосновывает эту травлю. Он объясняет ее тем, что в нашей стране есть некие "конституционные приоритеты", никак, правда, не основанные на Конституции. И что якобы мы имеем право в интересах нации и государства что угодно делать с личностью.

Такое уже было в истории мира, в одной из правовых систем, когда личность значит ничто, а нация значит все. И именно такую правовую систему насаждают у нас.

Поэтому вполне логично говорить и о конверсионной терапии, и о карательной медицине, и о запрете абортов, потому что все это – продолжение одной линии, четко продвигаемой правительством. Просто так уж получилось, что властям было удобно начать с ЛГБТ-сообщества, они давно готовили к этому почву. Да и патриарх перед началом вооруженных действий сказал,: боремся, чтоб в том числе в России не было гей-парадов. Поэтому я вполне предполагаю, что как только закончат с транссообществом, перейдут на какие-нибудь еще группы, например, на феминисток. Их уже сейчас сравнивают с террористами.

– Правда ли, что хотя закон о запрете "смены пола" еще не принят, жизнь ЛГБТ в России уже сильно осложнилась?

– Да, законопроект еще не принят. Мы, правда, предполагали, что до первого чтения будет еще хотя бы несколько недель. Но власти очень сильно спешат, что, собственно, в духе нынешней работы Государственной Думы.

Однако уже сейчас трансгендерам поступают многочисленные отказы практически из всех регионов в оформлении документов. Казалось бы, закон еще не вступил в силу, и ЗАГСы обязаны менять свидетельство о рождении, еще действует тот самый порядок, который, по сути, является одним из самых либеральных по сравнению с другими странами Европы. Отчасти это было благодаря советской школе психиатрии, которая одна из наиболее передовых в вопросе трансгендерных людей.

Однако, ссылаясь на некое внутреннее распоряжение министерства юстиции, ссылаясь на какие-то предрассудки, а порой просто непонимание или разговоры про то, что "раз власти этого хотят, что дергаться, все равно же закон примут", сотрудники ЗАГСов, полиции отказываются менять свидетельства о рождении, паспорта и прочие документы. Это создает серьезные трудности. Да, люди постоянно сейчас к нам по этому поводу обращаются.

ПО ТЕМЕ

XS
SM
MD
LG