Ссылки

Новость часа

"Донбасс как регион прекращает свое существование". Украинский журналист – о происходящем в оккупированных городах


Россия не будет восстанавливать захваченные и разрушенные города Донбасса, заявил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин, говоря о Попасной. До войны в этом городе Луганской области жили 20 тысяч человек, сейчас, по словам российского чиновника, осталось семеро жителей.

В оккупированном Северодонецке разрушено 90% зданий. В августе этого года представитель российской компании-застройщика говорил, что там нужно восстановить 260 многоквартирных домов и 31 социальный объект – больницы, школы, детсады.

О том, что сейчас происходит в оккупированных Россией украинских населенных пунктах, рассказал украинский журналист Денис Казанский.

Украинский журналист рассказал, что происходит в оккупированных Россией украинских населенных пунктах
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:07 0:00

Что сейчас происходит в Попасной, Северодонецке? Есть ли детали?

– Чтобы понять, что там происходит, мы можем опираться на репортажи самих же российских военкоров и блогеров, чтобы нас не обвинили в какой-то украинской пропаганде. Украинские журналисты не могут туда попасть, но мы видим те видео и читаем те материалы, которые размещают сами же россияне в своих соцсетях, в своих телеграм-каналах.

Например, недавно имперский российский блогер Максим Калашников побывал как раз в этих уничтоженных городах и поселках Луганской области. Это Северодонецкая агломерация: Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Попасная и множество различных поселков, типа Золотое, Врубовка и так далее. В этих местах не ведется вообще никаких восстановительных работ. Все разрушено и уничтожено, стоят эти обожженные дома. Населения в лучшем случае где-то осталось 10-15%, а где-то не осталось вообще практически никого, то есть какой-то жалкий процент – единицы. И этот Максим Калашников выкладывал оттуда видеорепортаж, в котором он сокрушался и сам кричал, что местные жители не понимают, от чего их освободили, они жалуются и говорят: "От чего нас освободили? От еды, от воды, от электричества, от нормальной жизни?"

По сути, эти города Россия просто уничтожила и бросила. Ими никто не занимается. Там до сих пор практически нет связи, там мобильный интернет очень плохо ловит. Местами подключили электроэнергию, но из-за того, что сами города очень разбиты, там не существует больше коммуникаций в привычном виде. Например, воду подавать тяжело, потому что может стоять целый дом, а рядом – два совершенно разбитых, соответственно, в целый дом вода не подается и так далее. Условия абсолютно первобытные.

Я видел видео российских волонтеров – организацию возглавляет Сергей Алиев, он выкладывал видео, как раздают картошку. Российские волонтеры приехали, раздают из фуры картошку какую-то не очень хорошую – видно, что она подгнившая, порезанная. И набегают люди, вот эти голодные пенсионеры – там остались в основном такие пожилые маломобильные граждане, – и они, как из фильма про постапокалипсис, набрасываются на эту фуру, хватают эту картошку, она сыплется на землю, они собирают каждую картофелину с земли, потому что это все – еда. У них нет там работы, нет никаких доходов – ничего. Они живут на гуманитарку, на какие-то такие подачки.

Это совершенно ужасное зрелище. И все это, конечно, контрастирует с заявлениями российских властей, которые постоянно повторяют как издевательство: "Мы помогаем Донбассу, мы освобождаем Донбасс". Но на самом деле достаточно посмотреть репортажи самих же россиян, чтобы понять, что это не помощь, а просто уничтожение Донбасса как такового. Как регион он прекращает свое существование.

Но в Мариуполе и в Донецке все, наверное, совсем не так?

– Мариуполь выбран своего рода витриной. Его действительно восстанавливают, ведутся какие-то работы. И когда Россия показывает у себя на государственных каналах, что они восстанавливают Донбасс, то показывают просто репортажи из Мариуполя. Остальные города брошены.

В Мариуполе ситуация тоже крайне неоднозначная. Да, они построили какие-то новые дома, но они до сих пор не полностью заселены. Непонятно, как и кому там вообще раздается жилье. Кроме того, этих домов – это практически один микрорайон – их недостаточно для расселения десятков тысяч людей, которые потеряли свои дома.

А с другой стороны, существует абсолютно подлая другая практика: в центре города сносятся дома, в которых жили коренные мариупольцы, из-за того, что они сильно разрушены и повреждены, а на их месте строится жилье в ипотеку. То есть это какой-то бизнес в России, очевидно, связанный с теми же российскими министрами, которые занимаются этими стройками: они строят на месте снесенных домов мариупольцев жилье, в котором продают квартиры. То есть это коммерческое жилье, они зарабатывают на этом деньги. Они фактически на костях жителей Мариуполя, на этих братских могилах, которыми становились дома мариупольцев, строят жилье, напоминающее турецкие отели, – безвкусные новостройки, которые продают.

Например, есть знаменитый дом с часами в Мариуполе – это широко известная история: он находился в центре города, это исторический памятник, считался очень престижным, это визитная карточка Мариуполя. И вот этот дом разбомбили, снесли, и на его месте строят суррогат – тоже такой дом с часами, только уже в современном стиле безвкусной коммерческой архитектуры. И в этом доме продаются квартиры. А жители дома с часами, которые уцелели, записывают обращение к Путину. Недавно они выкладывали в сеть свое обращение, они говорят: "Путин, что это такое? Мы жили, наш дом снесли, и вы на месте нашего дома строите дом для каких-то других людей. А нам куда деваться? Вы разрушили наши квартиры, и мы теперь бомжи".

Мариуполь, дом с часами, до оккупации города
Мариуполь, дом с часами, до оккупации города

Такая же история, просто не такая раскрученная, потому что дом не такой известный, на Нахимова, 82. Это тоже центр города, очень хорошее место. Тоже снесли дом, на его месте строят коммерческое жилье с какими-то магазинами, а местных жителей выкинули на улицу. И они говорят: "Нам выплачивают какие-то компенсации из расчета 30 тысяч рублей за квадратный метр, но сами посчитайте, есть ли жилье за такие деньги – что в России, что в Украине?" Ну, может быть, в каком-то мертвом колхозе можно купить дом за такие деньги, но это не цена жилья в Мариуполе, тем более люди жили в хороших престижных местах.

По сути, происходит мародерство. Мародерство с привкусом этнической чистки, потому что коренное население ковровыми бомбардировками выбили: либо перебили, либо лишили жилья. И теперь этот зачищенный Мариуполь застраивается каким-то новым жильем для совершенно других людей, которые, очевидно, приедут из России, потому что у местных нет денег купить квартиры сейчас в Мариуполе. Это люди без работы, которые живут на руинах и питаются гуманитарной помощью.

На месте уничтоженного Мариуполя строят другой город для других людей, а остатки коренного населения не понимают, что им делать, куда деваться. Они записывают эти видеообращения, спрашивают: "Как же так? Почему вы нас сделали бомжами?" Но на это никто, конечно, не реагирует. И по государственным российским каналам – у Соловьева, у Скабеевой – никто этих людей, конечно, не показывает.

А если подводить итог, какие захваченные города Россия восстанавливает, а какие совсем бросила и там сейчас ничего не происходит?

– Можно сказать, что, кроме Мариуполя, брошено абсолютно все. Никаких других восстановлений нет. Самое бедственное положение – это Луганская область: Северодонецк, Лисичанск, Рубежное. Никаких работ там не ведется. То же самое можно увидеть в Соледаре и Бахмуте. Это полностью уничтоженные города. Если в Северодонецке уцелело 20% жителей и, очевидно, 20% инфраструктуры, то Бахмут и Соледар уничтожены полностью. Множество мелких поселков, где жило несколько тысяч людей, тоже практически стерты с лица земли.

И сейчас обратите внимание, что говорил российский министр Файзуллин: "Нет смысла восстанавливать, потому что нет людей. Кто там живет? Осталось семь человек. Зачем мы будем восстанавливать этот город?" То есть получается замкнутый круг. Россия пришла, стерла город с лица земли, население либо перебила, либо изгнала, а потом говорит: "Смотрите, людей же нет. Зачем восстанавливать?" Вот и проблема решилась. И вот такая абсолютно людоедская логика, обратите внимание, абсолютно открыто озвучивается российскими официальными лицами.

XS
SM
MD
LG