Россияне покупают квартиры, дома и земельные участки в оккупированном Мариуполе. Об этом рассказало российское издание "Бумага". Журналисты поговорили с людьми, которые хотят инвестировать в мариупольское жилье, несмотря на разрушения, которые пережил город от бомбежек российской армии и количество погибших там людей. По данным журналистов Associated Press, в конце 2022 года в Мариуполе было обнаружено более десяти тысяч новых могил. А по данным украинских городских властей, из-за боевых действий в городе погибли более двадцати двух тысяч мариупольцев. И это не окончательная цифра.
Российские строители, которые восстанавливают поврежденное жилье в Мариуполе, рапортуют, что опережают сроки. В русскоязычном сегменте YouTube уже довольно много видео про жилье в Мариуполе: по одну сторону дороги – черные от обстрелов здания, по другую – новостройки.
Визитной карточкой оккупированного Мариуполя стал микрорайон "Невский". Его строила "Военно-строительная компания" Министерства обороны России. Именно сюда показательно привозили Путина. Правда, после его отъезда выяснилось, что некоторых жильцов стали выселять, например, из-за наличия другого жилья в собственности. Другой ЖК строила компания из Воронежа "Выбор". Однако на ее сайте предложений квартир из Мариуполя пока нет.
Независимое российское издание "Бумага" нашло россиян, которые хотят купить в Мариуполе недвижимость. К примеру, Олеся из Омска считает, что это хорошая инвестиция: "Кому-то это покажется странным, но я верю в развитие города. Под крылом России его ждет большое будущее. Думаю, в дальнейшем он станет популярным местом для отдыха и туризма. Он имеет важное значение для нашей страны. Город-герой. У меня нет опасений, что он может пострадать из-за военных действий. Самое страшное, что могло там случиться, уже произошло".
О мечте жить у моря изданию "Бумага" рассказала Ирина из Красноярска: "Мы с семьей начали искать жилье в Мариуполе, потому что хотим жить у моря, в месте с хорошей экологией. Также в Мариуполе еще довольно дешевая недвижимость и более привлекательные предложения по зарплатам для моего мужа — он работает электромонтером. А еще экология в городе намного лучше, чем в Красноярске".
В интернете пока можно в основном найти объявления о продаже квартир в Мариуполе на вторичном рынке. Проверить, захваченные это квартиры или сами мариупольцы продают жилье, невозможно. Тем не менее иногда в объявлениях так и пишут: "Дом от бомбежек не пострадал". Деревянный дом, обложенный кирпичом, у моря, с гаражом, садом, малинником в конце мая стоил $45 тысяч.
Или, к примеру, объявление, опубликованное 27 июня. Трехкомнатная квартира в Центральном районе города. Площадь 62,5 кв. метра. Продажа с мебелью и бытовой техникой. Стоимость — $60 тысяч. Если посмотреть стоимость квартир примерно такой же площади на рынке вторичного жилья в российских приморских городах, например в Геленджике, то жилье там стоит примерно $90 тысяч. На 50% дороже, чем в Мариуполе.
Что касается строительства, то Мариуполь восстанавливает фирма, связанная с российским миллиардером Алексеем Репиком.
Об этом подробно рассказал проект Scanner Project: "Первая история о миллиардере, который зарабатывает на госконтрактах в разбомбленном Мариуполе, хотя сам предпочитает жить в США". В расследовании утверждается, что после начала полномасштабной войны в Украине Репик скрыл себя как собственника компании, чтобы не попасть под санкции.
16 июня стало известно, что первые разрешения на строительство нового жилья в Мариуполе получили федеральные застройщики многоквартирного жилья. О продаже недвижимости в оккупированном городе Настоящее Время поговорило с советником избранного мэра Мариуполя Петром Андрющенко.
– Чем Мариуполь привлекает россиян?
– Ситуация выглядит очень просто, она очень прагматична и банальна до нельзя. В феврале Путин дал старт ипотечной программе конкретно под недвижимость Мариуполя. За смешные проценты на двадцать лет дают деньги под строящееся жилье и жилье, которое будет строиться. Примерно с декабря прошлого года по российским регионам, начиная со средней полосы России и туда, ближе к Владивостоку, запустили рекламу об этой ипотеке.
В конце февраля – начале марта в городе выделили примерно 142 площадки для условного строительства. Сорок тендеров в марте уже были разыграны на строительство нового жилья, что еще ускорило рекламу под вот эту ипотечную историю.
Половина России знает, что в Мариуполе платят суперзарплаты, нигде такие зарплаты не платят, даже в Москве, поэтому московские гастарбайтеры спокойно отхлынули из Москвы и Питера непосредственно в Мариуполь. Естественно, россияне едут туда же в свете рекламы.
И главное: они же не видят Мариуполь таким, каким его видим мы. Они не показывают в выпуске Мариуполь с точки зрения разрушения, они показывают "Невский", они показывают несколько построенных домов, бетонных курятников, и россияне это видят. Им предлагают, говорят, вот вам новое жилье за смешные деньги плюс, если вы будете иметь прописку мариупольскую на сегодняшний день, то Россия выплатит вам 100 тысяч рублей ($1117) компенсации для приобретения мебели.
– Что будет с этими сделками в случае деоккупации, как это будет трактовать украинская власть?
– Однозначно, это все недействительные сделки. От этого для нас не наступает никаких правовых последствий. То есть условно я сейчас приду в свою полуразрушенную или разрушенную квартиру, там живет какой-то условно русский, я его выкину на улицу. Все. Или в целую квартиру вернусь, сделаю примерно то же самое, если он не уедет до этого сам, до деоккупации.
– Вы, кстати, не знаете, продается или не продается недвижимость, у которой есть реальные владельцы, они выехали? Или это то, что называется "отжатое" жилье?
– По-разному. В городе непосредственно кто остался? Всякая мразь нижнего уровня. Головы комитетов самоорганизации населения – нижнее звено псевдоуправленцев вокруг коллаборантов. Они непосредственно занимаются отжимом квартир. Вплоть до такого, что они знают, что, например, люди купили квартиру перед самой войной, документов на нее нет – сгорели. Они продают эту квартиру. Потом приходит кто-то вместе с комендатурой и говорит: вот собственник квартиры, вот документы уже новые, российские выданы. Говорят, наша квартира, мы купили. Говорят – докажи.
Доказать нельзя, украинские реестры закрыты и недоступны. Все, спасибо, до свидания, на улицу. Есть факты – вообще выбрасывают людей на улицу. Люди, у которых есть документы, их квартиры продают, люди, у которых документов нет, по сути, тоже могут продать эту квартиру. Здесь все зависит, насколько у тебя хватит наглости и насколько ты близок к оккупационной власти.
– Есть ли у вас понимание, как изменилось население Мариуполя? Сколько россиян туда переехало жить?
– Ну уже больше 40 тыс. Это вот эти гражданские оккупанты, я думаю, что все они останутся, если город не деоккупируют. И они прирастают, тенденция такая. По нашей оценке, если вот так продлится, если город не будет деоккупирован в ближайший год, то, например, через год мы с вами будем говорить о том, что в городе находятся порядка 80-120 тыс. граждан РФ, которые уже проживают и прописаны в Мариуполе.
– А при этом сколько остается украинцев?
– 80 тысяч максимум, и у нас большая тенденция на выезд. Кроме естественной смертности, очень высокой, к сожалению, очень хорошая тенденция к выезду, к возвращению в Украину. Люди говорят: "Все, просто невозможно там жить украинцам". То есть люди выживают с утра до ночи, все для этого делается, россиянам – зеленый свет. Ну и сама обстановка, то есть город абсолютно маргинализирован. Россия добилась того, чего хотела. Нормальному человеку там делать нечего, потому люди уезжают, уезжают очень сильно из города, а россияне очень сильно заезжают.