Правительство Украины определилось с датами нового локдауна: с 8 по 24 января будут закрыты все рестораны, учебные и развлекательные заведения.
До этого несколько недель в Украине действовал "карантин выходного дня" – ряд заведений (за исключением продовольственных магазинов и так далее) прекращали работу на уик-энд.
О том, что теперь ждет ресторанный бизнес, Настоящему Времени рассказал один из самых известных украинских рестораторов, владелец нескольких десятков заведений Дмитрий Борисов.
— У меня вопрос по поводу "карантина выходного дня", который был в прошлом месяце. Много ли потеряли и удастся ли восполнить все в декабре?
— Конечно, потеряли много, так как на выходные дни, как гости ресторанов вы это знаете, приходится основная выручка – 60-70% нашего выторга в неделю. Вам как гостям комфортно ходить в субботу, в воскресенье, иногда в пятницу в кафе, бары и рестораны. А в будние дни посещаемость существенно меньше, поэтому, конечно, мы очень сильно пострадали.
— Как вы считаете, в декабре удастся восполнить те потери, которые были в ноябре?
— Мы очень на это надеемся. Но вряд ли, так как в целом минимум на 50% уже упала посещаемость заведений, потому что половина людей из-за этих постоянных информационных вбросов в СМИ правительством просто боится ходить в заведения. Мы и так последние восемь месяцев на грани выживания. Это не про восстановление, это не про заработок – это про поддержание этого полумертвого состояния отрасли кафе, баров и ресторанов в целом.
— Министр культуры Украины Александр Ткаченко перед предыдущими выходными призвал всех украинцев массово идти в торговые центры, в театры, в рестораны. Вы заметили, был ли массовый наплыв клиентов в прошлые выходные?
— Смотрите, массовости мы не можем заметить, потому что сколько у нас стульев в заведении стоит – сто например, – столько гостей мы и можем принять. А учитывая ограничения по социальной дистанции, посадка и так сокращена на 30-40%. Поэтому массово, не массово, но больше, чем стульев, мы принять гостей не можем. Соответственно, наблюдаем какую-то посещаемость, которая позволяет хоть какие-то деньги заплатить за аренду, за продукты, какие-то заработные платы. Но это вообще не про заработок, конечно же.
— А как вы оцениваете даты следующего карантина – с 8 по 24 января? Будут ли они менее болезненны для ресторанного бизнеса, чем какие-либо другие даты?
— Нет, это продолжение убивания отрасли, потому что правительство манипулирует терминами, манипулирует информацией. Ни о каком тотальном локдауне речи не идет, потому что транспорт как работал, так и будет работать, магазины как работали, так и будут работать. Уже давно пора этот карантинный локдаун называть "карантинным локдауном ресторанного бизнеса и бизнеса развлечений", так как никакого тотального локдауна по факту нет, а страдает выборочно только наша отрасль, хотя мы не понимаем, почему так.
— Я так понимаю, что достучаться до правительства у вас нет сил?
— Нет, мы каким-то образом общаемся посредством онлайн-встреч, но ни одного значимого результата так и не было.
— Дмитрий, а что известно по поводу помощи со стороны государства? Обращались ли вы за этой помощью? Есть ли смысл?
— Смысла нет. Государство [у нас] небогатое, мы понимаем, с другой стороны, в каком сейчас положении находится правительство. Бизнес – это же простая история. Нам не нужна никакая помощь, мы ничего никогда не просим у государства, кроме как: "Дайте нам просто возможность работать". Хотя это впервые в жизни, когда нас административно закрывают и наше конституционное право на труд просто ограничивают, причем выборочно: одним позволительно работать, а нам почему-то нет. Поэтому мы ничего не просим, кроме как отстать от нас и дать возможность работать и зарабатывать деньги на хлеб с молоком.
****
По состоянию на 9 декабря в Украине диагностировали 13 371 случай COVID-19, выздоровели 13 903 человека, госпитализировали рекордное количество больных – 2 993 человека, умерли 266 пациентов. На 9 декабря Украина была на 10 месте по количеству новых подтвержденных случаев коронавируса.